Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:57, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".
В-четвертых, планирование
следует осуществлять по принципу,
согласно которому функционирование предприятия
должно быть рентабельно и обеспечивать
денежные поступления и прибыль
в объеме, удовлетворяющем
В-пятых, в силу различий
в характере проявления факторов
производства и задач, вытекающих из
отдельных направлений
Реализация этих требований предполагает, что планирование в процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:
гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;
непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, "сдвигая" период планирования {например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);
коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо;
участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;
адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;
комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;
итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.
На практике применяется стратегическое, долгосрочное, краткосрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения одной из ведущих отраслей знания экономической науки - "Прогнозирование и планирование экономической деятельности".
В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики предприятия в условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.
27. Сущность
и показатели эффективности
Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия
Понятия «экономический эффект» и «экономическая эффективность» относятся к числу важнейших категорий рыночной экономики. Эти понятия тесно связаны между собой.
Экономический эффект предполагает какой-либо полезный результат, выраженный в стоимостной оценке. Обычно в качестве полезного результата выступают прибыль или экономия затрат и ресурсов. Экономический эффект — величина абсолютная, зависящая от масштабов производства и экономии затрат.
Экономическая эффективность
— это соотношение между
Обычно анализируются оба показателя, характеризующие успешность экономической деятельности предприятия, так как по отдельности показатели эффекта и эффективности не могут дать полной и всеобъемлющей оценки деятельности предприятия. Например, на предприятии может быть такая ситуация, когда достигнут значительный экономический эффект, выраженный в полученной прибыли при относительно низкой экономической эффективности. И наоборот, производство может характеризоваться высоким уровнем эффективности при небольшой величине экономического эффекта.
Оценку деятельности
предприятия и его
Показатель — это признак, характеризующий какую-либо одну сторону явления, действия, их количественную или качественную характеристику (сторону) или степень выполнения определенной задачи. В нашей стране наукой и практикой была сформирована система экономических, финансовых и статистических показателей, разработаны методы их расчета и учета, но они были рассчитаны на централизованно-плановую систему хозяйствования. С переходом к рыночным отношениям эта система показателей как в части их расчета и учета, так и роли в обосновании решений претерпела и претерпевает определенные изменения. Так, если в условиях плановой системы хозяйствования в оценке деятельности предприятия важную роль играли такие показатели, как выполнение плана, объем товарной продукции, объем валовой продукции, то в условиях рынка на первое место выдвигаются показатели: объем продаж, прибыль, рентабельность и целый ряд оптимизационных показателей. Ориентировка производства на удовлетворение спроса резко усилила значение оценки различных вариантов удовлетворения спроса.
Все показатели, исходя из требований рынка, можно разделить на:
• оценочные, характеризующие
достигнутый или возможный
• затратные, отражающие уровень затрат по осуществлению различных видов деятельности.
Такое деление весьма
условно. Оно зависит от цели проводимого
анализа. К примеру, показатель «издержки
производства» в одном случае
может рассматриваться как
В зависимости от цели анализа показатели могут выражаться в форме абсолютных, относительных и средних величин. Выделяют также структурные и приростные показатели.
Абсолютные показатели бывают стоимостными и натуральными. В условиях рыночных отношений первостепенное значение придается стоимостным, что обусловлено сущностью товарно-денежных отношений. Абсолютные показатели отражают уровень развития предприятия, достигнутый за определенный период времени. Ими являются: оборот (объем продаж), валовая и частичная выручка. валовая и частичная прибыль, величина дивидендов, уровень издержек производства и реализации продукции, основные и оборотные производственные фонды, уставный фонд, задолженность и др.
Относительные показатели выделяются как отношения абсолютных показателей, характеризующие долю одного показателя в другом, или как отношения разнородных показателей. Процедура их оценки заключается в сравнении отчетных значений с базисными плановыми, средними за предшествующий период, отчетными за предшествующие периоды, среднеотраслевыми, показателями конкурентов и т.д. К ним относятся: прибыль на единицу стоимости основных средств, издержек или уставного фонда; производительность; фондовооруженность труда и др.
Структурные показатели — по расходам, капиталу, доходам – характеризуют долю отдельных элементов в итоговой сумме.
Природные показатели отражают свое изменение за определенный период. Они могут быть даны в относительном или абсолютном выражении. Таковыми являются, например, изменения уставного фонда за год, прибыли за год и т.д.
Следовательно, мы имеем дело с разнообразными и разнородными показателями, причем в одном и том же случае одни из них могут улучшаться, а другие ухудшаться. Например, увеличение прибыли при продажах в кредит (в случае задержки с выплатами) ведет одновременно и к уменьшению наличности. В условиях рынка в число контролируемых показателей входят: выручка от реализации, объем продаж, размер капитала, сумма чистой прибыли, величина активов, число акционеров, величина выплачиваемых дивидендов, доля экспорта в обороте и др.
Для определения эффективности
хозяйственной деятельности предприятия
применяется система
Таблица 20.1
Система показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия
Показатели |
Характеристика |
Способ расчета |
I. Производительность труда | ||
1. Выработка |
Отражает количество продукции, произведенной в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника в месяц, квартал, год |
Отношение количества произведенной продукции к затратам рабочего времени на производство этой продукции |
2. Трудоемкость |
Величина, обратная выработке, характеризует затраты труда на производство единицы продукции |
Отношение затрат труда к объему продукции |
II. Показатели использования основных фондов | ||
l Фондоотдача |
Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. основных производственных фондов |
Отношение годового объема реализованной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных фондов |
2. Фондосмкость |
Показатель, обратный фондоотдаче. Отражает стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. реализованной продукции |
Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к годовому объему реализованной продукции |
3.Фондовооруженность труда |
Характеризует оснащенность работников предприятия основными производственными фондами |
Отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников. |
4. Коэффициент интенсивности использования оборудования |
Характеризует эффективность использования оборудования |
Отношение фактического объема выпущенной продукции к установленной производственной мощности оборудования (пропускной способности) |
Показатели |
Характеристика |
Способ расчета | |
III. Показатели использования оборотных средств | |||
1. Коэффициент оборачиваемости оборотныхсредств |
Показывает, сколько оборотов совершили оборотные средства за анализируемый период (квартал, полугодие, год) |
Отношение объема реализованной продукции за отчетный период к среднему остатку оборотных средств за этот же период | |
2. Коэффициент закрепления оборотных средств |
Показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости оборотных средств. Характеризует сумму оборотных средств, приходящихся на 1 руб. выручки от реализации |
Отношение среднего остатка оборотных средств за отчетный период к объему реализации за этот же период | |
3. Длительность одного оборота |
Показывает, за какой срок к предприятию возвращаются его оборотные средства в виде выручки от реализации продукции |
Число дней в отчетном периоде, деленное на коэффициент оборачиваемости оборотных средств | |
4. Материалоемкость продукции |
Характеризует суммарный расход всех материальных ресурсов на производство единицы продукции |
Отношение суммы материальных затрат, включенных в себестоимость реализованной продукции, к ее объему | |
5. Материалоотдача |
Показатель, обратный материалоемкости продукции. Отражает количество произведенной продукции в расчете на 1 руб. материальных ресурсов |
Отношение объема реализованной продукции к сумме материальных затрат | |
lV. Показатели рентабельности | |||
1. Рентабельность продукции |
Эффективность затрат, произведенных предприятием на производство и реализацию продукции |
Отношение прибыли от реализации продукции к сумме затрат на производство и реализацию продукции | |
2. Рентабельность производства общая |
Характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности предприятия за определенный период времени (год, квартал) |
Отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств |
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика организации"