Шпаргалка по дисциплине "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".

Файлы: 1 файл

организация на госы.doc

— 506.50 Кб (Скачать файл)

Из определения следует, что величины переменных издержек в  конечном счете зависят не только от объемов производства, но и от экономии материальных и трудовых затрат в результате проводимой рационализации производства и труда. Воздействие последних приводит к тому, что переменные издержки с ростом объемов производства увеличиваются по-разному. На практике выделяют три возможных случая увеличения переменных издержек: пропорционально увеличению объемов производства, регрессивно, опережающими темпами в сравнении с ростом объемов производства.

18 Калькуляция  себестоимости

 

В соответствии с назначением все затраты группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. В первом случае это отражает их распределение по экономическому содержанию, независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления затрат, и применяется при составлении сметы затрат на производство всей выпускаемой продукции. Смета необходима не только для снижения затрат по их элементам, но и для составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов и др. Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затрат на производство по экономическим элементом:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

• затраты на оплату труда (все виды оплаты труда и другие выплаты);

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие денежные затраты.

Отнесение этих затрат к общим затратам отражает их структуру, складывающуюся в каждый данный момент, причем она неодинакова для различных отраслей промышленности.

 

 

Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).

Калькуляция (лат. «calculatio», «calculo» — считаю, подсчитываю) — вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Она выражает затраты предприятия в денежной форме на производство и реализацию единицы конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ (перевозки, ремонт и т.д.) в различных отраслях деятельности. Калькуляция бывает:

• плановой — составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства;

• отчетной — исчисляется на основе данных учета и характеризует фактический уровень затрат;

• портативной — в ее основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат.

Калькуляции составляются по видам продукции. В калькуляции основные виды затрат исчисляются в зависимости от их назначения (выделяются расходы, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления конкретных видов продукции): на сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели; на заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальное страхование; на подготовку и освоение производства; на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе его амортизацию, текущий ремонт и т.д.; общецеховые, общезаводские и другие расходы.

В отчетной калькуляции выделяются непроизводительные расходы (потери от брака). Калькуляционные расходы ведутся на специальных бланках, в которых отражены данные о плановых и фактических расходах по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск товарной продукции за отчетный период. Документ, в который заносятся эти расходы, называется калькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости продукции — калькулированием. В отличие от группировки по экономическим элементам калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного вида продукции. На основе калькуляционных расчетов определяются ее цеховая, производственная и полная себестоимость.

Типовия группировки затратт по статьям калькуляции имеет следующий вид.

1. Сырье и материалы.

2. Покупные изделия и полуфабрикаты.

3. Топливо и электроэнергия на технологические цели.

4. Основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих.

5. Отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих.

6. Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования.

7. Расходы на подготовку и освоение нового производства.

8. Цеховые расходы.

Цеховая себестоимость.

9. Общепроизводственные расходы.

10. Потери от брака.

Производственная себестоимость.

11. Внепроизводственные расходы.

Полная себестоимость.

При необходимости предприятия могут выделять также иные статьи затрат, занимающие значительный удельный вес для систематического наблюдения за их динамикой.

Нормативный метод калькулирования основан на использовании прогрессивных норм расхода на единицу продукции (нормы расхода материалов и заработной платы, обслуживания и т.д.). Его преимущество состоит в том, что он не только прост в использовании, но и позволяет рационально расходовать материальные, трудовые и финансовые средства.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции при ее калькулировании они группируются на прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам, и косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом.

19.Состав,структура  и функции цены.

В общем виде цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Существует несколько определений цены:

• это форма выражения  ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена;

•  денежная сумма, взимаемая  за конкретный товар, то есть сумма  денег, за которую покупатель готов купить товар, а продавец – продать его.

Товарная цена товара – количественное выражение стоимости  данного товара в единицах другого  товара.

Рыночная цена товара – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке  идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Сущность цены – денежное выражение ценности товара, услуги, ценной бумаги или актива, оценка трудозатрат  и стоимости материалов. Служит исходным моментом в планировании финансовой деятельности предприятия.

Цена продукта устанавливается  продавцом заранее на основе издержек на производство и на продажу продукта, либо цены варьируются и устанавливаются  превалирующим спросом или предложением (например, при продаже ценной бумаги или акции, недвижимости или предметов, продаваемых на аукционах). Цена продукта является важным фактором при принятии покупательского решения.

Цены регулируют: экономические  процессы (включая производство, распределение  товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг); отдельные покупки и продажи товаров потребителям. В совокупности все вместе взятые цены представляют собой единый, целостный ценовой механизм.

Процесс принятия решений, включающий в себя установление цены на товар или услугу, называется ценообразованием. Ценовые решения для большинства продуктов не могут приниматься в изоляции, они должны учитывать все аспекты структуры маркетинга, цены на сопутствующие товары этого предприятия, цены конкурентов, издержки, расходы на производство и маркетинг продукта, спрос и цели ценообразования предприятия.

Различают следующие  типы ценообразования: 1) по типам рынка; 2) ассортиментное ценообразование; 3)географическое ценообразование; 4) ценообразование  с учетом психологических факторов; 5) ценообразование на основе издержек; 6) ценообразование «захваченного» товара; 7) ценообразование на сопутствующие дополнения; 8) ценообразование побочного продукта и т. д.

 ФУНКЦИИ ЦЕНЫ.

Функция цены выражает собой  совокупность свойств, выявляющих ее предназначение. Выделяют следующие функции цены:

1. Учетная функция.  Цена выражает в денежном эквиваленте  стоимость труда, сырья, материалов, определяет размер прибыли, получаемой  предприятием после реализации  товара. Данная функция цены позволяет провести сопоставление и сравнение различных товаров (услуг), организовать товарообмен, определить оптимальную стоимость товара в денежном выражении.

2. Стимулирующая функция.  Цена имеет непосредственное  воздействие на производство  и потребление товаров и услуг, оказывает стимулирование производства продукции через закладываемый в них уровень прибыли.

3. Распределительная  функция. Под воздействием рыночных  факторов возникают различные  колебания цен, вследствие чего  происходит распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности, группами населения.

4. Функция балансирования  спроса и предложения. Выражается  в способности воздействия на  спрос и предложение, производство  и потребление.

5. Информационная функция.  Выражается в способности донесения  до производителей и потребителей  информации о затратах на производство, реализацию продукции, доходах  и расходах населения и т.  д.

6. Функция цены как  инструмента рационального размещения  производства. Выражается в способности воздействия на принятие решения о переливе капитала из одной сферы в другую, исходя из ожидаемых результатов бизнеса.

7. Перераспределительная  функция. Выражается в способности  воздействия на перераспределение  вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

8. Функция обеспечения  доходности производства. Проявляется  в стремлении предприятия установить цену на продукцию, обеспечивающую максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.

 

20. ВИДЫ ЦЕН  И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Цены классифицируются в зависимости от нескольких факторов:

1) вида рынка: цены  товарных аукционов; • биржевые  котировки; • цены торгов;

2) времени: постоянная  цена; • сезонная; • ступенчатая;

3) объема продаж: оптовые  цены (в т. ч. биржевые); • розничные  цены;

4) государственного воздействия,  регулирования: свободные цены (цена спроса, цена предложения); • регулируемые цены (предельные, фиксированные цены);

5) способа фиксации: фиксированные  (твердые); • подвижные (зафиксированные  на момент подписания контракта  с возможностью пересмотра с  учетом изменений на рынке); • скользящие (в зависимости от изменений издержек производства);

6) информации об уровне  цены: публикуемые – справочные  и прейскурантные; • расчетные  и проч.

Выделяют следующие  виды цен:

• фиксированные –  цены, установленные государством;

• свободные цены – складывающиеся на свободном рынке под влиянием спроса и предложения;

• стандартные цены –  ориентированы на достаточно устойчивые вкусы потребителей;

• единые цены – охватывают потребителей какой-либо определенной производственно-сбытовой системы;

• базисные цены – используемые для определения сорта или качества товара. Базисная цена служит исходной для определения цены фактически поставляемого товара, когда его свойства отличаются от оговоренных в контракте;

• цены купли-продажи (или  фактурные) – определяются условиями поставки, оговоренной в контракте;

• мировые цены – цены крупномасштабных экспортно-импортных  сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой  торговли;

• номинальные цены –  публикуемые в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках;

• рыночные цены – продажные  цены, определяемые условиями рынка;

• цены спроса – складываются на рынке покупателя;

• твердые цены – устанавливаемые  в договоре купли-продажи и не подлежащие изменению;

• лимитные цены – предельно допустимые цены;

• оптовые цены – цены на продукцию при продаже ее крупными партиями предприятиям, фирмам, сбытовым, коммерческим и посредническим организациям, оптовым торговым компаниям;

• отпускные цены –  включают в себя помимо себестоимости  и прибыли снабженческо-сбытовую надбавку;

• розничные цены –  цены, по которым товары и услуги реализуются населению и другим потребителям.

Кроме того, выделяют:

• цены на строительную продукцию; закупочные цены на сельскохозяйственные товары;

• тарифы грузового и  пассажирского транспорта;

• тарифы на коммунальные услуги населению;

• экспортные и импортные  цены.

21.Ценовая политика  предприятия.

В условиях рыночной экономики  цена является одним из наиболее важных синтетических показателей, существенно  влияющих на финансовое положение предприятия. Ценовая политика — это механизм или модель принятия  решений  о поведении предприятия на основных типах рынков для достижения поставленных целей хозяйственной деятельности.

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика организации"