Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка
Под факторами конкур-ти можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкур-ти предприятия. Факторы возд-т как в сторону повышения конкурент-ти предприятия, так и в сторону ее уменьшения.
Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода (прибыли).
Различают внутренние (отечественные) и внешние (иностранные) инвестиции. Внутренние инвестиции подразделяются на: а) финансовые инвестиции - это приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты и др.; б) реальные инвестиции (капитальные вложения) - это вложение денег в капитальное строительство, расширение и развитие производства; в) интеллектуальные инвестиции - подготовка специалистов, передача опыта, лицензий, «ноу-хау».
Внешние инвестиции делятся на:- прямые, дающие инвестору полный контроль над деятельностью иностранного п/п; - портфельные, обеспечивающие инвестору право на получение лишь дивидендов на приобретенные акции зарубежных предприятий.
26. Ресурсы.
1. Основные фонды являются наиболее значимой составной частью имущества предприятия и его внеоборотных активов.
Основные средства — это основные фонды, выраженные в стоимостном измерении.
Основные средства — это средства труда, которые неоднократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на производимую продукцию частями по мере снашивания.
По принципу вещественно-натурального состава они подразделяются на: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, земельные участки, находящиеся в собственности предприятия, учреждения и др..
По функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. К производственным основным фондам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе (машины, оборудование и т.п.), создают условия для его нормального осуществ-я (производств. здания сооружения, электросети и др.) и служат для хранения и перемещения предметов труда.
Непроизводств основные фонды — это основные фонды, которые непосредственно не участвуют в производ-м процессе (жилые дома, детские сады и ясли, школы больницы), но наход-ся в ведении промышленных п/п.
По принадлежности основные фонды подразделяются на собственные и арендованные.
Основные производственные фонды в зависимости от степени их воздействия на предмет труда разделяют на активные и пассивные.
К активным относятся такие основные фонды, которые в процессе производства непосредственно воздействуют на предмет труда, видоизменяя его (машины и оборудование, технологические линии, измерительные и регулирующие приборы, транспортные средства).
Все остальные основные
фонды можно отнести к
Для экономического возмещения физического и морального износа основных фондов их стоимость в виде амортизационных отчислений включается в затраты на производство продукции. Таким образом, амортизация — это постепенный перенос стоимости ОПФ на выпускаемую продукцию.
Оборотные средства наряду
с основными и рабочей силой яв
Различают два понятия: оборотные средства и оборотные фонды.
Под оборотными фондами понимается часть средств производства, которые единожды участвуют в производственном процессе и свою стоимость сразу и полностью переносят на производимую продукцию.
К оборотным фондам относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия, не законченная производством продукция, топливо, тара и др.
Оборотные средства как экономическая категория шире, чем оборотные фонды. Оборотные средства складываются из оборотных фондов и фондов обращения.
К фондам обращения относятся средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая продукция на складе, товары, отгруженные заказчикам, но еще не оплаченные ими, средства в расчетах, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банках.
Т.о., оборотные средства — это денежные средства предприятия, предназначенные для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения.
Условие непрерывности производства на любом предприятии — постоянное возобновление средств производства, происходящее в виде оборота и кругооборота фондов (производственных фондов и фондов обращения).
Вещественная форма производственных фондов — это средства труда и предметы труда. Фонды обращения — готовая продукция вместе с денежными средствами и средствами в расчетах.
Производственные фонды и фонды обращения в рамках воспроизводственного цикла на предприятии проходят последовательно три стадии кругооборота:
стадия 1 — процесс организации и обеспечения п/п матер-ми и технич-ми ресурсами (средствами произ-ва),
стадия 2 — потребление средств производства и создание готовой продукции (процесс производства),
стадия 3 — реализация готовой продукции.
Кругооборот фондов предприятия может осуществляться только при наличии определенной авансированной стоимости в денежной форме, которую в теории и практике принято называть оборотными средствами — ОС.
Оборотные средства — это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необх-я для поддержания непр-ти кругооборота и возвращ-ся в исходную форму после его завершения.
Известно, что основными факторами произв-ва на п/п являются: средства труда, предметы труда и кадры.
Основная роль принадлежит кадровому потенциалу на предприятии. Именно кадры играют первую скрипку в производственном процессе, именно от них зависит, насколько эффективно используются на п/п средства производства и насколько успешно работает п/п в целом. Поэтому на каждом предприятии должна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая должна быть направлена на достижение следующих целей: создание здорового и работоспособного коллектива; повышение уровня квалификации работников предприятия; создание трудового коллектива, оптимального по половой и возрастной структуре, а также по уровню квалификации;
создание
27. В современной экономике превалируют такие формы корпоративных отношений, как холдинговые компании, концерны, синдикаты, ассоциации, финансово-промышленные группы, консорциумы. Каждая из названных форм имеет как общие черты, свойственные всякому объединению, так и свои особенности. Все они направлены на использование преимуществ крупного капитала, но отличаются друг от друга:
Конкретными стратегическими целями и текущими задачами, которые ставятся объединением ;
Структурой участников;
Установленными
имущественными и правовыми
Объединения предприятий создаются на договорной основе в целях расширения возможностей предприятий в производственном, научно-техническом и социальном развитии. Предприятия сохраняют самостоятельность и права юридического лица. Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение предприятий и выполняют свои функции на основании договоров с предприятиями. Решение о вхождении в объединение государственного или муниципального предприятия, а также предприятия смешанной формы собственности, в котором доля государственного или муниципального имущества составляет более 50%, принимется по согласованию с трудовым коллективом. Объединения предприятий создаются на основе добровольного вхождения и выхода субъектов на условиях, определяемых уставом объединения предприятий; соблюдения антимоно-польного законодательства; свободы выбора организационной формы объединения предприятий; организации отношений между предприятиями, входящими в состав объединения предприятий, на основе хозяйственной самостоятельности и договоров. Объединения предприятий имеет собственное наименование с указанием его организационно-правовой формы и действует на основании устава.
Виды объединения предприятий
На практике сложились типы объединений, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий.
Картель – одна из основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической. Главная цель создания синдиката — решение вопросов сбыта.
К объединениям картельного
типа относятся также пулы. Пулом
называется объединение предпринимателей,
предусматривающее особый порядок
распределения прибыли его
Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогател роль одна по отношению к другой.
Концерн – это объединение самостоят-х п/п, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей.
Холдинг представляет собой «держательскую» (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью. Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованиями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
Корнер — форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара.
Консорциум – временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска.
Конгломератное объединение - группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнородных продуктов (не конкурирующих друг с другом).
Конгломератное слияние – слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли (не являющейся ни поставщиком, ни клиентом, ни конкурентом).
Союз — это объединение по отраслевому, территориальному и иному признаку в целях обеспечения общих интересов участников в государственных, международных и иных организациях.
Ассоциация – добровольное
объединение физических и (или) юридических
лиц с целью взаимного
Франчайза ( франц. Франчиза – льгота, привилегия ) – объединение, в соответствии с которым крупная корпорация обязуется снабжать мелкую компанию своими товарами, рекламными услугами, технологиями, предоставлять услуги в области менеджмента, маркетин-га с учетом местных условий или особенностей обслуживаемой фирмы.
Финансово-промышленные группы объединение предприятий, во главе которых становятся один или несколько банков, которые управляют капиталом этих предприятий и контролируют различные сферы их деятельности. При этом предприятия, входящие в состав финансовой группы не теряют свою экономическую и юридическую самостоятельность.
Цели объединения предприятий
Цели объединения состоят в обеспечении благоприятных условий функционирования путем координации совместной деятельности и могут иметь научно-технических задач, разработка новых видов продукции, методов экономических исследований, решение сложных социальных задач. Для российских предпринимателей такие объединения в настоящее время особенно важны, т. к. способствуют вхождению в мировую экономическую систему, ускоренному достижению необходимого уровня конкурентоспособности.