Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.
1. Экономические: кризисное состояние страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.
2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта—импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства, смена политического режима.
3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса, стремлением расширения доли занимаемого рынка и внедрения новых продуктов.
4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, платежеспособный спрос населения на те и другие виды товаров и услуг.
К зависящим причинам относят:
• отсутствие эффективной системы управления;
• отсутствие четкой финансовой стратегии развития организации;
• дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;
• низкий уровень техники, технологии и организации производства;
• снижение эффективности использования производственных ресурсов организации, его производственной мощности и , как следствие, высокий уровень себестоимости, убытки – «проедание» собственного капитала;
• создание сверхнормативных остатков незавершенного строительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовой продукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемость капитала и образуется дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долги и может быть причиной банкротства;
• плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданиями или не платит вовсе по причине банкротства , что вынуждает предприятие самому залезать в долги. Так зарождается цепное банкротство ;
• отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговой деятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов, повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовой политики;
• привлечение заемных средств в оборот организации на невыгодных условиях, что ведет к снижению рентабельности хозяйственной деятельности и способности к самофинансированию;
• быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, в результате чего запасы растут быстрее объема продаж. Отсюда и появляется потребность в привлечении краткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы (собственный оборотный капитал). В результате организация попадает под контроль банков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства .
45.Диагностика кризисов в жизненном цикле предприятия.
В развитии любого предприятия просматриваются определенные закономерности, которые могут отличаться скоростью протекания и амплитудой уровня развития. Проследим их по схеме жизненного цикла предприятия, в котором можно выделить следующие стадии: I — зарождение, II — развитие, III бурный рост, IV —стабильное развитие, V- появление тенденции спада, VI — активный спад, VII — банкротство, VIII — ликвидация деятельности.
Однако ликвидация деятельности предприятия не всегда совпадает с ликвидацией самого предприятия.
В действительности предпринимательская деятельность всегда связана с риском. При наступлении рискового случая возникает потребность в финансовом оздоровлении ≪неудачников≫.
Различают два
вида тактики финансового
Защитная тактика — это проведение сберегающих мероприятий, основу которых составляет сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом продукции, содержанием основных
фондов и персонала.
В ходе реализации защитной тактики решаются следующие задачи: установление жесткого контроля затрат в целях устранения убытков; определение порога рентабельности; сокращение доли наклад-
ных расходов и фиксированных издержек, норм расхода ресурсов всех видов; снятие с производства убыточной продукции; анализ по причинам и центрам ответственности; продажа или передача в аренду лицензий, патентов, имущества бесперспективных производств, объектов незавершенного строительства; реализация долгосрочных финансовых вложений, сверхнормативных запасов товарноматериальных ценностей; установление обоснованных цен на продукцию с учетом норм рентабельности и эластичности спроса; франчайзинг; выявление и использование внутрипроизводственных резервов; проведение перепрофилирования производства; реструктуризация и погашение просроченной задолженности; списание безнадежных долгов; кадровые перестановки, высвобождение персонала; укрепление дисциплины труда и производства; совершенствование организации труда; улаживание дел с кредиторами; истребование дебиторской задолженности; повышение культуры труда; аудит и совершенствование бухгалтерского учета, учетной политики; формирование управленческого и финансового учета на предприятиях и т.д.
Наступательная тактика — проведение мероприятий реформаторского характера, направленных на приток инвестиций извне либо обеспечение условий для их поступлений в любой форме: от реализации производства, венчурного капитала, кредитов, капитала за счет повышения эффективности использования имущества, включая фондовый портфель, истребование государственной поддержки, налоговых льгот, участие в конкурсах инвестиционных проектов.
В данном случае решаются следующие задачи: смена руководства (собственника); укрепление положения предприятия в деловом мире; проведение активного маркетинга; политика более высоких цен; повышение инвестирования собственного производства; обновление основных фондов; повышение оборачиваемости оборотных средств; сокращение норм расходов ресурсов всех видов в результате внедрения профессивных технологий; сокращение трудоемкости производства; изменение видов деятельности; обновление ассортимента; максимальное повышение объемов производства перспективных видов продукции и обеспечение их заказами; обеспечение нематериальными активами (лицензиями, патентами); разработка пакета бизнес-планов; формирование банка данных о рыночной конъюнктуре; проведение экспертизы платежеспособности заказчиков; повышение культурно-технического уровня
персонала; реструктуризация; выпуск дополнительной эмиссии ценных бумаг; налаживание управленческого учета и т.д.
Можно сделать вывод, что основная задача
управления банкротством предприятий заключается не в том, чтобы предотвратить умирание какой-либо его деятельности, которое неизбежно в силу объективных обстоятельств, а в том, чтобы при выявлении диагноза этого умирания направить все усилия на качественное преобразование деятельности.
46.Профилактика банкротства предприятий.
Мониторинг управления банкротством предприятий представляет собой сформированную на макроуровне систему сбора данных о состоянии предприятий и расчета показателей, позволяющих диагно-
стировать возникновение банкротства, отслеживать тенденции и динамику происходящих изменений и на этой основе принимать оптимальные управленческие решения по региону и стране в целом.
Объективная необходимость применения мониторинга в этой области диктуется тем, что применяемые ранее, в условиях плановораспределительной экономики, методы анализа и прогнозирования практически перестали работать. Возникла необходимость создать соответствующую современным задачам систему изучения и управления сложными процессами, включая несостоятельность предприятий.
В нашей стране мониторинг осуществляется на основании распоряжения Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению от 31 марта 1999 г »О введении мониторинга финансового состояния организаций и учета их платежеспособности». Сформирована система управления банкротством предприятий, содержащая следующие элементы.
1. Участники системы, к которым относятся предприятия-банкроты, их кредиторы, государство, трудовые коллективы, руководитель должника, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), арбитражный суд, инвесторы, дебиторы, саморегулируемая организация арбитражных управляющих.
2. Государственное регулирование,
• правовое (законодательное, методическое, информационное) обеспечение;
• налоговое регулирование;
• реструктуризацию — очистку от несвойственных бизнесу предприятия объектов, выделение самостоятельно функционирующих элементов бизнеса или их продажа (осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 476) «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства»;
• обучение арбитражных управляющих;
• финансово-кредитную политику государства, выражающуюся в оказании финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям в соответствии с Положением о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий;
• социальную защиту работников предприятия-банкрота, выражающуюся в создании рабочих мест для них, переподготовке, выплате пособий
• методическое обеспечение проведения диагностики деятельности предприятий, профилактики банкротства, а также санации в случае его возникновения;
3. Система государственных органов и служб на федеральном и территориальных уровнях, обеспечивающих государственное регулирование.
4. Принципы управления банкротством, к которым относятся;
• создание правовой основы предпринимательских отношений в условиях банкротства;
• уменьшение влияния государственного и административного управления банкротством, т.е. демократический подход к решению судьбы предприятия-должника;
• предоставление честным должникам возможности возобновления своей деятельности;
• введение системы безопасных мер при банкротстве;
• создание мер для возрождения бизнеса;
• защита предприятия от влияний споров, тяжб на ускорение его разрыва;
• сохранение перспективных предприятий, имеющих временные финансовые трудности;
• защита интересов всех участников банкротства, причем отдается приоритет интересам кредиторов;
• справедливое распределение конкурсной массы, которая составляет все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и подлежащее распродаже.
Таким образом, в России существует мощная система профилактики банкротства предприятий на макроуровне, которая впитала в себя успешный зарубежный опыт многих развитых стран.
47.Антикризисное
управление деятельностью
Основополагающие процедуры, применяемые к предприятиям должникам, отражены в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)».
Совокупность мер, применяемых к предприятиям-банкротам согласно действующему законодательству можно разделить на две основные группы: реорганизационные и ликвидационные.
Основное отличие всех реорганизационных процедур от ликвидационных заключается в том, что их применение не влечет за собой прекращения деятельности предприятий-должников. Главная задача
здесь — организовать вывод предприятия из неплатежеспособного состояния и обеспечить нормальное его функционирование.
Реорганизация. К реорганизационным процедурам относятся внешнее управление имуществом, досудебная санация, наблюдение, мировое соглашение.
Под внешним управлением имуществом понимается процедура, применяемая к предприятию-должнику в целях восстановления его платежеспособности, которая направлена на продолжение деятельности данного предприятия. Внешнее управление вводится решением арбитражного суда по заявлению должника, кредитора или уполномоченного органа и осуществляется на основании передачи функций по управлению предприятием-должником арбитражному управляющему.
Досудебная санация — это меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.