Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.
Среди основных путей совершенствования производственной структуры в настоящее время называют следующие:
• поиск и реализацию более совершенного принципа построения производственной структуры (для проектируемых предприятий) и использование резервов улучшения структуры (для действующих предприятий);
• рационализацию соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;
• улучшение планировки предприятия (соответствие генерального плана предприятия выбранным основным технологическим процессам);
• развитие специализации, кооперирования и комбинирования производства:
• унификацию и стандартизацию процессов и оборудования.
Поскольку процесс перехода к новой производственной структуре более сложен, чем создание новой организационной структуры, следует определить:
• принципы и методы совершенствования, в соответствии с которыми будет улучшаться производственная структура;
• факторы внутренней и внешней среды, которые нужно принять во внимание (производственная структура должна изме-
няться в соответствии с изменениями внешней среды);
• тенденции совершенствования производственной структуры.
Основной тенденцией совершенствования организационной структуры является переход от линейно-функциональной к дивизиональной и матричной; в отношении производственной структуры это выража-
ется в углублении финансовой
самостоятельности и
В перспективе предприятия должны перейти к такой производственной структуре, где отсутствуют заготовительные и инструментальные цехи, где сокращено число механических и ремонтных цехов.
Одной из современных тенденций совершенствования производственной структуры в настоящее время продолжает оставаться формирование гибких производственных процессов. Производственная структура предприятия, состоящая из гибких модулей, нацеленных
на изменяющиеся потребности, отражает новый характер производства как клиенто-ориентированного, что соответствует новым тенденциям создания совершенной производственной структуры. На это направлены и такие способы и формы ее изменения, как реинжениринг бизнес-процессов, всеобщая система управления качеством по международным стандартам ISO 9000 в ее различных модификациях.
52.Механизм функционирования предприятий.
Социально-экономическая роль предприятия в условиях рынка существенно меняется по ряду направлений:
• основные требования, которые выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. доходы всегда должны быть выше расходов, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает
предприятие;
• на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта продукции;
• на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкрот-
ства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в услови-
ях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов его деятельности.
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономинеской системой, что в условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве, — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции в производство, так
и после, в процессе реализации продукции.
Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
• характеристику товаров (являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями илиполуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена для потребителя, каковы цели конкурентов);
• общую характеристику рынка (большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов);
• каналы распространения товаров (наличие посредников между производителями и потребителями, их число);
• конкретное состояние рынка (существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень);
• законодательные ограничения (существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности);
• уровни управленческой деятельности в области маркетинга (долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития);
• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей;
• перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами;
• оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям.
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий:
• внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна;
• рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
• зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
• насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продол-
жает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
• спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли.
Предприятие на входе потребляет ресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процесса на выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительной стоимости.
Соотношение ресурсов на входе и на выходе составляет содержание такого понятия, как экономика предприятия.
ее интересует, —Как работает предприятие — прибыльно, убыточно или в рамках самоокупаемости — в существенной мере зависит от форм и
методов преобразования и может быть определено рядом как частных, так и общих показателей эффективности. Для того чтобы осуществлялось преобразование ресурсов в рамках предприятия, оно должно иметь определенную структуру, на
нем должны происходить определенные процессы, оно должно осуществлять определенные функции по управлению и организации производства.
Важным элементом