Шпаргалка по экономике предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 15:46, шпаргалка

Описание работы

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования трудовым коллективом имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством и отвечающей целям, предусмотренным в Уставе предприятия.

Файлы: 1 файл

Шпоры по эк предприятий.docx

— 190.86 Кб (Скачать файл)

Важнейшим обобщающим показателем  уровня использования всех материальных ресурсов на предприятии является материалоемкость продукции; обратный показатель материалоемкости продукции — материалоотдача.

Материалоемкость (Mе)=отношением количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии к выпуску товарной продукции на предприятии или объему реализованной продукции. Материалоотдача продукции наоборот.

К частным показателям  материалоемкости продукции относятся  металлоемкость, электроемкость и энергоемкость.

Все эти частные показатели могут быть определены как в натуральном, так и в стоимостном исчислении

 

20.Сущность  и значение повышения качества  продукции.

Качество   продукции  — это совокупность свойств, обусловливающих пригодность  продукции  удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее  значением  (ГОСТ 15467-79).

Некоторые отечественные  специалисты качество продукции  называют зеркалом научно-технического прогресса. Можно сказать и так, что качество продукции - это зеркало  работы предприятия, и в этом зеркале  объективно отражается уровень применяемой техники, технологии и управления.

Качество продукции не только техническая, товароведческая, но и важнейшая экономическая  категория. Как экономическая категория  она тесно связана с потребительной стоимостью. Если потребительная стоимость  — это полезность товара вообще, то качество продукции — это степень  проявления потребительной стоимости  в конкретных условиях ее использования. Качество не только неразрывно связано  с потребительной стоимостью, но  и  неотделимо от нее, однако не тождественно ей. Качество характеризует одно или одновременно несколько свойств потребительной стоимости, связанных с удовлетворением общественной потребности. Потребительная же стоимость является более широким понятием  и  охватывает всю совокупность свойств, в том числе  и  не связанных с удовлетворением той или иной потребности. Качество характеризует степень общественной полезности потребительной стоимости, меру пригодности для удовлетворения конкретной потребности. 

Качество   продукции  как экономическая категория выполняет следующие функции:

-наиболее полное удовлетворение  потребностей потребителей  продукции;

-является важнейшим свойством  (признанием) любого товара или  услуги, без которых они таковыми  не являются;

-характеризует степень  общественной полезности потребительной, стоимости, меру пригодности для  удовлетворения конкретной потребности;  

-качество   продукции  является основой для оплаты труда работников, формирования себестоимости  и  цены  продукции. 

Качество   продукции  как экономическая категория тесно связано  и  в значительной степени формирует такие экономические показатели работы предприятия, как себестоимость, цена, прибыль, рентабельность  и  др. 

Значение   повышения   качества   продукции  необходимо рассматривать как на макро-, так  и  на микроуровне, т.е. на уровне предприятия. 

Повышение   качества  на макроуровне позволяет:

-увеличить экспорт товаров   и  услуг;

-улучшить структуру экспорта;

-осуществить на практике  ускорение НТП;

-повысить эффективность  общественного производства, так  как улучшение качества  продукции  в конечном итоге ведет к улучшению использования средств  и  предметов труда, рабочей силы  и  финансовых ресурсов;

-повысить благосостояние  народа, так как с улучшением   качества   продукции  увеличивается реальная заработная плата;

-повысить престиж государства  со всеми вытекающими отсюда последствиями;

-воспитывать граждан в  духе прекрасного  и  многое другое.

Таким образом, высокий уровень   качества   продукции  для государства означает ускорение НТП,  повышение  эффективности общественного производства  и  экспорта, могущество  и  процветание. Поэтому государство должно проводить политику, направленную на  повышение   и  поддержание высокого  качества  отечественной  продукции, и для этого должны быть задействованы все государственные рычаги, и в первую очередь правовые основы.

Качество продукции относится  к числу наиважнейших показателей деятельности предприятий любой формы собственности.

Для предприятия в условиях рыночных отношений постоянный выпуск качественной продукции означает очень многое. Прежде всего это формирование имиджа предприятия.

Имидж высокого уровня —  это известность и популярность, устойчивое позитивное отношение покупателей  к фирме, ее товарам, услугам и атрибутам фирменного стиля — товарному знаку, средствам рекламы и др. В условиях рынка и конкуренции, если фирма имеет товар высокого качества, пользующийся устойчивым спросом, она имеет все, и наоборот.

Таким образом, решение проблемы качества продукции на предприятии - это высокий имидж у покупателей, это выход не только на внутренний, но и на внешний рынок, это основа для получения максимальной прибыли  и устойчивого финансового положения  предприятия. 

 

21.Система  показателей качества продукции.

См 11 вопрос

 

22.Факторы,  влияющие на качество продукции.

см 12 вопрос

 

23.Система  управления качеством продукции  на предприятии

В современной теории и  практике  управления   качеством  выделяют следующие пять основных этапа:

1. Принятие решений “что  производить?” и подготовка технических  условий.

2. Проверка готовности  производства и распределение  организационной ответственности. 

3. Процесс изготовления   продукции  или предоставления услуг.

4. Устранение дефектов  и обеспечение информацией обратной  связи в целях внесения в  процесс производства и контроля  изменений, позволяющих избегать  выявленных дефектов в будущем. 

5. Разработка долгосрочных  планов по  качеству .

Осуществление перечисленных  этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов  управления  фирмой. Такое взаимодействие называют единой  системой   управления   качеством. Это обеспечивает системный подход к  управлению   качеством .

На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается  качество конструкции.  Качество  может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако, сама конструкция может быть как высокого, так и низкого  качества.

На третьем этапе  качество  означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) фирмы удовлетворяет реальные потребности потребителей.  

Система   управления   качеством   продукции  включает следующие функции:

1. Функции стратегического,  тактического и оперативного   управления .

2.Функции принятия решений,  управляющих воздействий, анализа  и учета, информационно-контрольные. 

3. Функции специализированные  и общие для всех стадий  жизненного цикла  продукции .

4. Функции  управления  по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические  функции включают:

прогнозирование и анализ базовых показателей  качества;

определение направлений  проектных и конструкторских  работ;

анализ достигнутых результатов  качества производства;

анализ информации о рекламациях;

анализ информации о потребительском  спросе.

Тактические функции:  

управление  сферой производства;

поддержание на уровне заданных показателей  качества;

взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой. 

Система   управления   качеством   продукции  представляет собой совокупность управленческих органов и объектов  управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня  качества  продукции.

 

24.Сущность  и значение себестоимости продукции  как экономической категории и ее виды

Себестоимость  - это денежное выражение затрат производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием производственной  и  коммерческой деятельности, связанной с выпуском  и  реализацией  продукции   и  оказанием услуг, то есть все то, во что обходиться предприятию производство  и  реализацию продукта (продукции ).

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия.

Как   экономическая   категория   себестоимость   продукции  выполняет ряд важнейших функций:

*учет  и  контроль, всех затрат;

*база определения отпускной цены, особенно если пользоваться затратными методами ценообразования;

* экономическое  обоснование целесообразности вложения денежных средств;

* определение оптимальных  размеров предприятия;

*  экономическое  обоснование  и  принятие любых управленческих решений  и  др.

Необходимо различать общую  себестоимость  всей произведенной  продукции  - общую сумму затрат, приходящихся на изготовление  продукции  определенного объема  и  состава; индивидуальную  себестоимость  - затраты на производство только одного изделия (например, на изготовление уникального агрегата при условии, что в данном производственном звене никаких других  видов   продукции  одновременно не производится);  и  среднюю  себестоимость , определяемую делением общей суммы затрат на количество произведенной  продукции .

В зависимости от объема включаемых в  себестоимость  затрат различают  себестоимость цеховую, роизводственную  и  полную.

Цеховая  себестоимость  включает затраты на производство конкретного вида продукции

Производственная  себестоимость

Цеховая+общехозяйственные  и общепроизводствееные расчходы

Полная  себестоимость  ( себестоимость  производственная  себестоимость+ внепроизводственные расходы (коммерческие затраты - затраты на упаковку, хранение, погрузку, транспортировку  и  рекламу

 

25.Состав  и классификация расходов на  производство и реализацию продукции.

1.По экономической роли в процессе  производства   продукции  затраты подразделяются на основные  и  накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с процессом  производства: топливо  и  энергия на технологические цели,  расходы  на оплату труда производственных рабочих  и  др.

Накладные  расходы  образуются в связи с организацией, обслуживанием  производства   и  управлением им

2.По способу включения в себестоимость  продукции  затраты подразделяются на прямые  и  косвенные.

Прямые  затраты связаны с  производством  определенного вида  продукции   

  Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов  продукции

Распределяются согласно базе распределения:

-пропорционально объемам  прямых затрат

-пропорционально времени  работы оборудования

- пропорционально з/п основных работников и т.д.

3.По  составу  затраты подразделяются на одноэлементные  и  комплексные.

Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента,- материалы, заработная плата, амортизация  и  др

Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов, например, цеховые  и  общезаводские  расходы, в  состав  которых входит заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий  и  другие одноэлементные затраты.

4.По учетному  принципу

-расходы по обычным вида деятельности

-операционные

-внереализационные

-чрезвычайнаые

5.Учет по видам затрат

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

-  амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

6.по статьям калькуляции

Калькулирование себестоимости   продукции  (работ, услуг) – это исчисление величины затрат, приходящихся на единицу (выпуск)  продукции. Ведомость, в которой производится расчет на единицу  продукции, называется калькуляцией.

Информация о работе Шпаргалка по экономике предприятий