Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике труда".

Файлы: 1 файл

Шпора для экзамена (58 вопросов).doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

оптимальная организация  труда на раб.месте, эффективное  использование раб.времени.

 

53. Премиальные системы оплаты труда, их основные элементы.

Существует две формы оплаты труда. Оплата устанавливается или в зависимости от времени, на протяжении которого предприятие использовало рабочую силу, либо в соответствии с объемом выполненных работ. В первом случае оплата называется повременной, во втором случае – сдельной.

Премиальная оплата труда - дополнительная система оплаты, которая применяется обязательно в сочетании с какой-либо основной — повременной или сдельной системой. По своему назначению премии делятся на две группы: премии за основные результаты хозяйственной деятельности и премии за улучшение отдельных сторон производственной деятельности (специальные). Премии, как правило, носят целевой характер и служат средством стимулирования мотиваций к достижению определенных целей, значимых для организации, работником.

Повременно-премиальная - система оплаты труда, при которой к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определенном проценте к тарифной ставке или к другому измерителю. Первичными документами по учету труда работников при повременной оплате являются табели. Повременно-премиальная система оплаты труда применяется с целью повышения качественных или количественных показателей (безаварийная работа, повышение качества продукции).

При сдельно-премиальной системе сверх заработка по прямым сдельным расценкам выплачивается премия за выполнение и перевыполнение плана по заранее установленным качественным или количественным показателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

54. Гибкие и нетрадиционные системы оплаты труда.

Гибкие  системы оплаты труда. Под гибкой системой оплаты труда понимается такая система, которая определенную часть заработка ставит в зависимость от личных заслуг и от общей эффективности работы предприятия, обеспечивает возможность избежать разовых сокращений базовой зарплаты. Гибкая оплата позволяет своевременно и адекватно реагировать на изменение результативности труда работника через индивидуализацию его заработка. Здесь при определении размера оплаты труда учитываются не только стаж, квалификация, профессиональное мастерство, но и значимость работника для предприятия, его способность достичь определенных целей, внося свой вклад в процветание фирмы.

Все многообразие гибких систем можно разделить на гибкие тарифные и бестарифные.

Гибкие тарифные системы. В этих системах основой формирования заработка работника является тариф, который дополняется различными премиями, доплатами, надбавками (отражающими результативность труда работника по итогам работы, как правило, за месяц, но может быть и квартальная премия, премия по итогам года). От привычных систем гибкая тарифная система отличается тем, что:

  • разрабатывается для нужд конкретного предприятия с учетом его специфики;
  • основой ее формирования является не единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), а перечень (картотека) тех работ, которые выполняются на данном предприятии и классифицируются по уровню сложности и значимости именно для данного предприятия;
  • заработок работника индивидуализирован и привязан к фактическим результатам труда. Это достигается увеличением удельного веса дополнительных выплат (премий, доплат, надбавок) в общей сумме заработка.

Распространение бестарифной системы диктуется условиями рыночной экономики. В этих моделях отражается тенденция отказа от гарантированных тарифных ставок (окладов), делается попытка увязать заработную плату со спросом на товары (услуги) предприятия и их конкурентоспособность. Появление бестарифной системы связано со стремлением, преодолеть уравнительность в оплате труда и преодолеть противоречия между интересами отдельного работника и коллектива (предприятия) в целом.

Одним из перспективных вариантов нетрадиционных  систем  оплаты  труда руководителей и специалистов подразделений предприятий, взаимосвязи  доходов работников  и  результативности  производства  является  система  «плавающих окладов». Ее суть в том, что с  учетом  итогов  работы  за  данный  месяц  в следующем месяце для работников назначаются новые  должностные  оклады.  При этом размер окладов  повышается  или  понижается  за  каждый  процент  роста (снижения) важнейших технико-экономических показателей.

Используемые сегодня нетрадиционные методы компенсации можно разделить на три основные группы:

  1. Системы переменной заработной платы, например сдельная заработная плата, разновидностью которой являются комиссионные или системы стимулирования продаж, а также различные виды премирования.
  2. Системы групповой заработной платы, включают вознаграждение по итогам работы подразделения, вознаграждение по итогам работы организации, премия по результатам работы компании, участие в прибыли, приобретение акций компании (опционы).
  3. Системы платы за знания и компетенции.

Виды нетрадиционных систем оплаты труда:

    • Бестарифная
    • Переменной зп
    • Групповой зп
    • Платы за знание
    • Участия в прибылях
    • Участия в капитале

 

55. Социальное партнерство, его субъекты,  сферы и уровни реализации.

Социально-трудовые отношения – это комплекс отношений между наемными работниками и работодателями в условиях рыночной экономики, нацеленных на обеспечение высокого уровня и качества жизни человека, коллектива и общества в целом.

Социальное  партнерство в трудовой сфере представляет собой такой тип и систему отношений между работодателями и представителями наемных работников, при котором в рамках социального мира обеспечивается согласование их важнейших социально-трудовых интересов.

Трипартизм – это модель социального партнерства, которая предполагает трехстороннее сотрудничество между трудящимися, предпринимателями и государством (в лице правительства или  исполнительных органов власти) на федеральном, региональном, территориальном уровнях.

Бипартизм - двусторонняя модель социального партнерства преимущественно на отраслевом уровне и на уровне предприятий.

Профсоюзы – массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социально-трудовых прав и интересов.

Система социального партнерства включает в себя следующие основные элементы:

  • совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
  • совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
  • соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

  • постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;
  • постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;
  • установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;
  • кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;
  • системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;
  • работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;
  • доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

 

56. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.

Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем.

Трудовые  конфликты - противоречия организационно-трудовых отношений, принимающие характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников.

Коллективный  трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров (соглашений) по вопросам социально-трудовых отношений.

Различают следующие типы конфликтов: внутриличностный; межличностный; между личностью и группой; межгрупповой. Каждый из указанных типов по форме протекания может быть скрытым или открытым; по характеру – преднамеренным или непреднамеренным; по последствиям – разрушительным (дисфункциональным) или созидательным (функциональным).

Разрешение  трудового конфликта – это процесс или целенаправленная деятельность, снимающая его причины и последствия.

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

  • постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т. е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;
  • постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;
  • установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;
  • кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;
  • системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;
  • работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;
  • доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

По Трудовому кодексу РФ социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Основными принципами социального  партнерства являются:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Все вышеперечисленные  принципы регулируются Трудовым кодексом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

57. Международная организация труда (МОТ), ее значение, структура и развитие.

Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций. Создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда; с 1946 г. стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Дата образования организации – 11 апреля 1919 г. В МОТ входит более 170 государств в том числе Российская Федерация.

Структуру МОТ  составляют: Международная конференция  труда, Административный совет, Международное  бюро труда, Трехсторонние комитеты, Региональные и специализированные конференции

Международная конференция труда (МКТ) - высший орган МОТ, собирается ежегодно.

Административный  совет – исполнительный орган МОТ; направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"