Шпаргалка по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 17:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Экономике труда".

Файлы: 1 файл

Шпора для экзамена (58 вопросов).doc

— 621.50 Кб (Скачать файл)

Международное бюро труда (МБТ) - постоянный исполнительный орган, секретариат МОТ, ее административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр.

Трехсторонние комитеты по важнейшим отраслям экономики (строительство, внутренний транспорт, химия, черная металлургия, нефтяная промышленность и др.) и экспертные советы по вопросам профессионального образования, повышения квалификации руководящих кадров.

Региональные и специальные  конференции занимаются вопросами, представляющими региональный или отраслевой интерес.

 

МОТ определяет международные трудовые стандарты  в виде конвенций и рекомендаций, устанавливающих минимальные стандарты основных трудовых прав:

  • свобода ассоциаций,
  • право организовываться,
  • коллективные сделки,
  • отмена принудительного труда,
  • равные возможности и равное обращение,

и другие стандарты, регулирующие условия во всем спектре  вопросов труда.

Конвенции МОТ– это международно-правовые договоры, содержащие минимальные стандарты в области социально-трудовых отношений и закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера.

Рекомендации  МОТ предназначены для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.

В настоящее время  перед МОТ стоят качественно  иные цели и задачи, чем те, которые  стояли перед ней какие-нибудь 15-20 лет тому назад. Это связано прежде всего с глобализацией мировой экономики отрицательные последствия которой сказываются на трудящихся всех стран, которые вынуждены работать в условиях ужесточения конкуренции, ускорения технологических перемен, роста социального неравенства и сокращения возможностей правительств. Перед МОТ сейчас стоят четыре стратегические задачи: это продвижение и проведение в жизнь основополагающих принципов и прав в сфере труда; создание более широких возможностей для женщин и мужчин в получении качественной занятости и дохода; расширение охвата и эффективности социальной защиты для всех; укрепление трипартизма и социального диалога.

Помимо ориентации технических программ МОТ на достижение четырех стратегических целей и проведения восьми приоритетных программ, затрагивающих такие области, как охрана и гигиена труда на производстве, содействие малым и средним предприятиям, устранение дискриминации и тендерного неравенства, содействие выполнению положений Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда и устранение детского труда, начато также радикальное реформирование контрольного механизма МОТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58. Методы и направления деятельности МОТ.

МОТ обеспечивает техническую помощь, в основном в области профессионального обучения и переподготовки, политики трудоустройства, управления трудом, трудового законодательства и производственных нормативов, условий труда, развития управления, кооперативов, социального обеспечения, статистики труда, охраны труда и производственной гигиены.

Она помогает развитию независимых организаций работников и работодателей и обеспечивает этим организациям услуги по обучению и консультации. МОТ имеет уникальную трехстороннюю структуру внутри ООН, где работники и работодатели как равные партнеры участвуют в деятельности ее руководящих органов наравне с правительствами.

Международная организация труда имеет представительства по всему миру.

Адрес: Рут де Морийон 4, 1211 Женева 22.

В России Бюро МОТ  находится в Москве.

Основные  задачи МОТ

  • Разработка международной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем
  • Создание и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций в целях осуществления данной политики
  • Помощь странам - участницам в решении социально - трудовых проблем  (техническое сотрудничество)
  • Защита прав человека (права на труд, на объединение, защита от принудительного труда, от дискриминации и т. п.)
  • Борьба с бедностью за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие  социального обеспечения
  • Разработка программ улучшения условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охрана и восстановление окружающей среды
  • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с  правительствами по регулированию социально-трудовых отношений
  • Разработка мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся: женщин, молодежи, инвалидов, пожилых людей, трудящихся-мигрантов.

Методы  работы  МОТ

  • Разработка и принятие международных трудовых норм  в Конвенциях и
  • рекомендации и контроль за их исполнением
  • Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем (техническое сотрудничество)
  • Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам

22. Рекрутинговые  и кадровые агентства как элемент  инфраструктуры рынка труда

Развитие рынка труда  обусловливает появление и расцвет кадровых агентств. А индустрия рекрутинга, в свою очередь, является индикатором экономического развития города или региона.

Кадровые агентства - это явление социально-экономической жизни города, региона, страны. Их деятельность регулируется, с одной стороны, развитием рынка человеческих ресурсов, с другой стороны, конкуренцией между предприятиями-операторами различных секторов рынка, с третьей, юридической, - правовой базой, обеспечивающей жизнеспособность процесса стыковки соискателя и работодателя. Возможно, здесь уместно упомянуть и о четвертом факторе, который может быть охарактеризован цивилизованностью рынка услуг, господством моральных и этических принципов, заботой о сохранении репутации в среде предпринимательского сообщества, - факторе, не позволяющем фирмам-заказчикам отказаться от принятых обязательств по оплате выполненных агентством услуг. Итак, соблюдение вышеперечисленных четырех макроэкономических условий приводит к развитию в мегаполисе или регионе индустрии рекрутинга. Суть его состоит в посредничестве между работодателем (фирмой, имеющей определенные потребности в кадрах) и специалистом, желающим найти или сменить работу. Кадровый бизнес - это как бы промежуточное звено между товарным предпринимательством и оказанием услуг. 
Несмотря на официальное наименование данного вида деятельности содействием занятости населению, в настоящее время очень популярно деление совокупности кадровых агентств на три типа: элитные компании Executive Search; фирмы по подбору персонала, рекрутинговые агентства; фирмы, занимающиеся трудоустройством граждан, агентства по трудоустройству.

Компании Executive Search составляют менее 10% от общего количества агентств, функционирующих на рынке, и занимаются поиском узкопрофильных, дефицитных специалистов и менеджеров высшего звена, за которых предприятия-заказчики готовы заплатить 25-30% годового дохода данных работников.

Типичной чертой российского агентства  по трудоустройству является взимание оплаты с соискателя (часть денег  сразу, в день обращения, а часть - после выплаты первой заработной платы; до первого собеседования на фирме, сразу после выхода на работу и т.п.). Для работодателя услуги агентства оказываются бесплатно.

Классическими чертами рекрутингового агентства можно назвать следующие: работа производится по заявке работодателя, то есть подбор персонала осуществляется в соответствии с поступившим от предприятия запросом, в котором указаны квалификационные требования к специалисту и предпочтительные личностные качества. Оплату услуг рекрутеров производит заказчик, то есть предприятие, юридическое лицо; для соискателей услуги оказывают бесплатно. 
Рекрутинг - самый распространенный тип деятельности посреднических агентств. Стоимость услуг рекрутеров составляет 7-20% годового дохода специалиста. Оплата производится в течение 3-30 дней с момента его выхода на работу. В некоторых случаях берут 30-50% предоплаты. Гарантией является обязательство агентства по бесплатной замене специалиста, не прошедшего испытательный срок (уволенного по собственному желанию или инициативе работодателя), или возврату 40-60% оплаты.

Сильные рекрутинговые фирмы могут совмещать в себе оба смежных направления: подбор персонала и трудоустройство востребованных специалистов. Они уверенно и устойчиво занимают ведущие позиции на рынке предоставления услуг в области кадрового менеджмента. Их заказчиками является приблизительно 50-60% фирм, функционирующих в мегаполисе. Услуги агентств Executive Search широко востребованы среди ведущих компаний, лидирующих в своей отрасли, готовых платить любую цену за специалиста. Агентства, не достигшие определенного уровня развития, оказывают бесплатную помощь в области подбора персонала, подыскивая работников на вакансии, не требующие от соискателя специальных знаний и высокой квалификации. На услуги подобного рода агентств существует довольно устойчивый спрос как со стороны работодателей с ограниченным бюджетом и низкой избирательностью в подборе кадров, так и со стороны соискателей, испытывающих затруднения с поиском места. Информационные агентства также не остаются без своего клиента. Таким образом, рынок сам регулирует количество и качество услуг, предлагаемых в области кадрового менеджмента, не разделяя их на "хорошие" и "плохие", "высшие" и "низшие", так как на каждый товар есть свой покупатель

 

23. Особенности  российского рынка труда

Особенности российского  рынка труда. Главное, что отличает российский рынок труда от цивилизованного - это наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже  рабочей силы по наиболее выгодным условиям. Это и фактически продолжающаяся практика прописки, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и все еще подавляющее преобладание государственной собственности, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости.

Рынок труда в России несбалансирован. Это относится ко всем его сферам: региональной, профессиональной, квалифицированной, отраслевой, демографической. Существуют как трудоизбыточные регионы (юг России, Северный Кавказ, некоторые  крупные города), так и районы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов (центр и север России, Дальний Восток, Сибирь и др.). Ощущается острая нехватка рабочих и специалистов во многих отраслях экономики при растущей безработице.

Все эти трудности могут быть преодолены при организации подлинной конкурентной среды на основе приватизации, при реальной повсеместной отмене прописки, создании рынка жилья и действенной системы государственного регулирования занятости.

Государственное регулирование рынка  труда.. Вследствие многообразия рыночных регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования рынок труда нуждается в регулировании со стороны государства. Основные направления государственного регулирования рынка труда:

1) создание новых рабочих мест  в государственном секторе; 

2) программы, направленные на  подготовку и переподготовку  рабочей силы;

3) перераспределение трудовых ресурсов  из трудоизбыточных районов в  районы с недостатком рабочей  силы;

4) содействие найму рабочей силы (создание государственных служб занятости, частных посреднических фирм, региональных и межрегиональных банков вакансий рабочих мест, обеспечение максимальной доступности информации о рынке труда и т.д.);

5) оказание поддержки частному предпринимательству.

 


Информация о работе Шпаргалка по "Экономике труда"