Шпаргалка по предмету "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 17:00, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по предмету "Экономика организации".

Файлы: 1 файл

Otvety_na_gos_ekzameny_mmk.docx

— 2.78 Мб (Скачать файл)

Принципы:

  • Комплексность (совершенствование организации труда должно осуществляться по всем направления – экономическое, правовое, организационное, социальное, психофизиологическое и т.д.)
  • Регламентация (предполагает установление и строгое соблюдение определённых правил, инструкций и т.д.)
  • Специализация (закрепление за каждым сотрудником либо подразделением определённых функций)

Формы разделения труда в организации

Разделение труда – обособление видов трудовой деятельности между работниками либо подразделениями в организации.

Кооперация труда – совместное участие работников в одно или связанных между собой процессах труда.

Виды разделения труда:

  • Функциональное (зависит от характера выполняемых работниками функций на производстве)
  • Иерархическое (носит вертикальных характер и предполагает выделение руководителей согласно уровням управления)
  • Технологическое (разделение работ по видам, изделиям, деталям)
  • Профессиональное (обособление различных видов трудовой деятельности по специальностям и профессиям)
  • Квалификационное (выделение работ на основе их сложности и точности в соответствии с опытом работы)
  • Программно-целевое (предполагает формирование специальных групп работников для решения конкретных задач)

 

Оптимальное разделение и кооперация труда позволяют обеспечить следующие процессы:

  1. Квалификационное решение производственных и управленческих вопросов
  2. Чёткое распределение обязанностей между работниками
  3. Оптимальное распределение функций управления по уровням и звеньям управления с их последующей практической реализацией

Сущность и виды нормирования труда

Нормирование труда – это процесс установления необходимых затрат труда и его результатов, оптимальной численности работников различных категорий и групп, их удельных соотношений в общей численности персонала организации, необходимых соотношений между численностью работников и количеством единиц оборудования.

Норма времени – величина затрат рабочего времени, необходимая для выполнения единицы работы работником или группой работников в определённых организационно-технологических условий

Норма выработки – объём работы, который работник обязан выполнить в единицу рабочего времени в определённых условиях.

Норма численности – численность работников определённого состава, необходимых для выполнения конкретных производственных либо управленческих функций или объёмов работ.

Нормирование задания – объём работ, который поручается выполнить работнику за рабочую смену, месяц

Направления совершенствования организации труда

 

  • Рационализация приёмов и методов труда практикуемых исполнителями в процессе трудовой деятельности
  • Улучшение условий труда и повышение безопасности
  • Нормирование труда
  • Укрепление дисциплины и повышение творческой активности

8. Управление деловой карьерой

Деловая карьера – поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью, достижение славы и обогащения.

Виды:

  • Внутриорганизационная
  • Межорганизационная
  • Специализированная
  • Неспециализированная

Внутриорганизационная карьера означает, что работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития (обучение, поступление на работу, профессиональный рост, развитие и уход на пенсию) последовательно в одной организации.

Межорганизционная карьера означает что работник проходит все стадии развития в различных должностях в разных организациях.

Специализированная карьера означает, что проходит различные стадии карьеры последовательно как в одной, так и в разных организациях, но в рамках одной специальности либо профессии.

Неспециализированная карьера – это когда человек имеет возможность взглянуть на организацию с разных сторон, не задерживается на одной должности более чем на 3 года.

Горизонтальная – это вид карьеры, который предполагает перемещение сотрудника в другую функциональную область деятельности.

Ступенчатая (горизонтальная и вертикальная)

Скрытая – это вид карьеры, который не очевиден для  окружающих (приглашение работника на встречи и мероприятия, которые не доступны для других сотрудников).

Этапы карьеры:

  • Предварительный (до 25 лет) – учёба, испытания на разных работах
  • Становления (до 30 лет) – освоение работы, развитие навыков, формирование специалиста, нормальный уровень дохода
  • Продвижения (до 45 лет) – продвижение по карьерной лестнице и роли квалификации, достижение большей независимости, начало самовыражения, высокий уровень оплаты труда
  • Сохранения (до 60 лет) – пик совершенствования квалификации, обучение молодёжи,  интерес к другим источникам дохода, повышение уровня з/п
  • Завершения (после 60 лет) – приготовление к уходу на пенсию, подготовка к новому виду деятельности
  • Пенсионный (после 65 лет) – занятие новыми видами деятельности, другие источники дохода, здоровье.

Карьерограмма – перечень профессиональных и должностных позиций в организации (или вне её), фиксирующий путь развития профессионала для занятия определённой должностной позиции. Это форма   представление о том, какой путь должен пройти специалист, каким знанием и навыком он должен овладеть для осуществления эффективной деятельности в определённой позиции.

Профессиограмма - описание особенностей профессии, которое раскрывает содержание профессионального труда и требования, которые проявляются к человеку.

Управление деловой карьерой – комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой в организации по планированию, организации, мотивации и повышению служебного роста работника исходя из его целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

Вопросы, которые задают работодателю:

  • Каковы перспективы развития организации?
  • Имеется ли скидка при покупки работником продукции выпускаемой организацией? и т.д.

Схема влияния совершенствования управления деловой карьерой работников на результаты деятельности организации

 


 

 


 

 

 




 

 

 

 

 




 

 

 

 

9. Управление кадровым резервом

Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям к должностям кадрового резерва.

Наличие кадрового резерва позволяет заранее на платной основе, по научно и практически обоснованной программе готовить кандидатов на вновь создаваемые и подлежащие замещению вакантные должности.

Этапы работы по формированию резерва:

  1. Составление прогноза предполагаемых изменений в составе руководящих кадров
  2. Оценка деловых и личностных качеств кандидатов в резерв на выдвижение
  3. Определение кандидатов в резерв
  4. Принятие решения о включении в резерв
  5. Согласование списка кандидатов, включенных в резерв

 

Источники формирования резерва:

  1. Квалификационные специалисты, заместители руководителей подразделений, руководители низового уровня и т.д.
  2. Отбор кандидатов проводится на конкурентной основе среди специалистов до 35 лет, положительно зарекомендовавших себя на практической работе и имеющих высшее образование
  3. Решение о включении работников в группы резерва принимаются специальной комиссией и утверждается приказом организации

10. Мотивация и стимулирование трудового поведения

воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Административные – базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как методы кнута. Эти методы включают в себя:

  1. Утверждение административных норм и нормативов
  2. Правовое регулирование
  3. Инструктирование
  4. Утверждение методик и рекомендаций
  5. Разработка положений должностных инструкций и стандартов организации.

Экономические – это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Включают в себя:

  1. Экономическое стимулирование
  2. Финансирование
  3. Налогообложение
  4. Кредитование
  5. Оплата труда
  6. Мотивация трудовой деятельности

Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей (метод убеждения). Включают в себя:

  1. Социально-психологический анализ
  2. Создание творческой атмосферы
  3. Участие работников в управлении
  4. Социальное и моральное стимулирование
  5. Удовлетворение культурных и духовных потребностей
  6. Установление социальных норм поведения
  7. Развитие у работников инициативы и ответственности
  8. Формирование коллективов и групп

 

11. Проектирование рабочих мест

Рабочее место — зона приложения труда людей, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и определенным образом организованная. Проект организации рабочего места включает следующие основные разделы:

 

              1. Содержание труда (что и с помощью чего делается).
  1. Технологические, информационные и иные связи.
  2. Эскиз размещения оборудования.
  3. Обеспечение необходимыми ресурсами.
  4. Хозяйственное и техническое обслуживание.
  5. Квалификационные и образовательные требования к работнику.

К проектированию рабочих мест на практике предъявляются определенные требования, которые частично могут быть выражены в количественных показателях — нормах и нормативах, а частично поддаются лишь качественному описанию.

Ряд требований, прежде всего в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оборудования и т.п., являются обязательными, и за их нарушение руководитель может понести ответственность, вплоть до уголовной. Другие требования относятся пока к желательным (эстетичность, эргономичность и проч.), но их соблюдение или несоблюдение непосредственно отражается на производительности труда, а поэтому для предприятия имеет жизненно важное значение.

Существуют следующие правила организации рабочего места:

 

              1. Учет взаимосвязи работников в процессе трудовой деятельности, особенно совместной, а также последовательности выполнения тех или иных операций, позволяющий сократить перемещения людей, рационализировать их движения, снизить усталость.
  1. Обязательное соблюдение действующих санитарных норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели, что дает возможность сохранить здоровье работникам, а следовательно, деньги организации.
  2. Соответствие номенклатуры и количества оборудования, других технических средств, особенно связанных с приемом и передачей информации, характеру выполняемой работы и личности сотрудника.

Важнейшим элементом организации рабочего места является его планировка, т.е. оптимальное расположение в пределах рабочего места оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств, необходимых для выполнения работы.

При проектировании обычно составляется ее схема в масштабе 1:100 или 1:200, с помощью которой производится разбивка рабочей и вспомогательной зоны, уточняются маршруты перемещений, тип и расположение вспомогательного оборудования, величина подходов; выполняется привязка организационной и технологической оснастки, рассчитывается площадь рабочего места. В настоящее время для этой цели все больше используются компьютеры, однако в маленьких организациях их применение не всегда экономически оправдано.

Рациональная планировка обеспечивает экономию рабочих движений в зоне деятельности ;— пространстве, в границах которого человек может выполнять работу, не перемещаясь в горизонтальной или вертикальной плоскости, например, сидя за письменным столом. Максимальная зона деятельности охватывается вытянутыми руками, т.е. составляет около 1,5 м, а нормальная — предполагает возможность работать кистями рук и пальцами при фиксированных локтях и равна примерно 1 м.

Информация о работе Шпаргалка по предмету "Экономика организации"