Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:45, шпаргалка
ответы на вопросы к экзамену
Для решения этих задач требуется глубокие эк-ие значения. В условиях рыночной эк-ки выживает лишь тот, кто наиболее грамотно и компетентно определит рыночную конъюнктуру, создаст и организует произ-во продукции, пользующейся способом, обеспечит доходность предприятия.
Предприятие – это самостоятельный хоз-ий субъект, обладающий правами юридического лица, к-ый на основе использования трудовым коллективом имущество произ-т продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Говоря об изучении курса
«эк-ка предприятия», необходимо сформулировать
основные его задачи. Они продиктованы
двумя определяющими
Основными задачами курса являются:
1. рассмотрение основных элементов хоз-го механизма, действующего на предприятиях;
2. освоение новых форм и методов хоз-ия,. Предопределяемых требованиями рыночной эк-ки;
3. изучение особенностей эк-ки и организации предприятий различных форм собственности.
в2 Повышение действенности механизма хозяйствования, в том числе тор-говой организации, требует обеспечения учета мотивации всех участников хозяйственной деятельности, а также сочетания интересов собственников, руководителей организаций с интересами всех работников.
Только такой подход позволит
обеспечить увеличение масштабов деятельности,
эффективное использование
Следует отметить, что положение организации (в том числе торговой) на рынке определяется как внешними, так и внутренними факторами.
Экономическая система общества образует формы собственности и типы организаций, порядок и условия их создания, социальную, налоговую и кредитную политики, концепцию и программу формирования организаций, нормативную базу, регулирующую деятельность организации.
Сама организация, в том числе торговая, самостоятельно выбирает формы хозяйствования и виды деятельности, анализирует и планирует объемы своей работы, развивает стратегические и текущие цели социально-экономического развития, выбирает формы, порядок организации и оплаты труда работников, распределяет чистую прибыль, развивает предпринимательство и решает ряд других вопросов, связанных с ведением и управлением хозяйственной деятельности.
Таким образом, содержание экономического механизма зависит от экономической модели общества.
Развитие же рыночных отношений
связано с формированием новых
форм и методов хозяйствования торговых
организаций, которые, прежде всего, основаны
на самостоятельности
Как любое категорийное понятие хозяйственный механизм торговых организаций представляет собой единство общего и специфического.
Для раскрытия сущности хозяйственного
механизма очень важно
в3 Предприятие в экономической среде, цели и задачи предприятия.
Предприятие – самостоятельный субъект хоз-ия, основное звено в системе производственных сил, производственных и соц. отношений.
Предприятие – это самостоятельный хоз-ий субъект, обладающий правами юридич. лица, к-ый на основе использования трудовым коллективом имущества произ-ит продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.
Экономическая среда – представляет собой совокупность эк-их отношений, возникаюших между предприятием и потребителями продукции, поставщиками, партнерами и гос. органами.
Цель произ-ва хоз-ой деятельности предприятия на уровне народного хоз-ва – это произ-во материальных и духовных благ, для удовлетворения потребностей об-ва. С т.зр. предприятия – это реализация эк-их целей (прибыль, выгода, доход) и соц. интересов коллектива предприятия. Предприятие осущ-ет любую деятельность, не запрещенную законом и отраженную в уставе предприятия.
Устав – утверждается учредителем предприятия, здесь опред-ся наименования, месторасположения, виды деятельности, порядок образования, организация, ликвидация.
Внешняя среда представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Он помогает получить такие результаты, которые могут повлиять на принятие решений в области выбора целей, а также на всю деятельность предприятия в перспективе.
Анализ внешней среды
дает организации время для
Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.
Макроокружение – это
общие условия среды нахождения
организации. В большинстве случаев
макроокружение не носит специфического
характера по отношению к отдельно
взятой организации. Однако степень
влияния состояния
К макроокружению организации относят: экономические условия в стране, регионе; политические условия; право; уровень технологий; международные связи; социально-культурную среду; природно-геогра-фические условия; рынок; государство.
Анализ макроокружения включает изучение влияния на деятельность предприятия таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, уровень развития научно-технического прогресса, инфраструктура, международное положение и т. п.
Непосредственное окружение
анализируется по следующим основным
компонентам: покупатели, поставщики,
конкуренты, рынок рабочей силы,
финансово-кредитные
Любой из указанных ресурсов
имеет очень большое значение
для эффективной деятельности организации.
Поэтому качественный стратегический
анализ каждого отмеченного ресурса
как фактора непосредственного
окружения организации, а также
их системный многофакторный анализ
в целом – это приоритетная
цель подсистемы стратегического анализа
и всего стратегического
К непосредственному окружению относятся покупатели и поставщики.
Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ поставщиков
При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие характеристики их деятельности:
– стоимость поставляемого товара;
– гарантию качества поставляемого товара;
– временной график поставки товаров;
– пунктуальность и обязательность выполнения условий поставки товара.
Юридич. пространство, в котором работает предприятие охватывает:
1) закон о предприятиях РБ, действует с 1991г.;
2) трудовой кодекс с 2000г.;
3) з-н о эк-ой несостоятельности, 2001г.;
4) з-ны хоз-го и административного права.
Предприятие работает в соответствии с коррективным договором, т.е. соглашения между администрацией предприятия и профсоюзом (к-ые предоставляют трудовой коллектив), администрация обеспечивает оборудование, материалы, условия труда, з/п. Профсоюзы организуют рабочую дисциплину и т.д.
Признаки и классификации предприятий:
1) форма собственности: гос. собственность (республиканская, коммунальная); коллективная собственность (колхозы, кооперативы); частная собственность; совместная собственность; предприятия иностраной формы собственности; смешанная форма собственности.
2) Отраслевая принадлежность: с/х-ая (колхозы, совхозы); строительная (долтресты); торговые (базы, магазины).
3) Уровень подчиненности: местного подчинения, т.е. предприятия к-ые подчинены району в области (32% по V выпуск, продукции); республиканского подчинения, они подчинены министерству промышленности; транснациональные или межнациональные корпорации.
4) Тип организации проз-ва: предприятия массового, серийного, единичного произ-в; опытное произ-во.
5) По этапу развития: строящиеся, реконструируемые, стабильное, свертываемые, банкроты.
6) По организационным формам бизнеса: единоличное владение (унитарное –принадлежит одному собственнику), товарищество (более 2-х человек), корпорации.
7) По объему выпускаемой продукции: малые предприятия, у них в торговле и строительстве до 30 человек, а в машиностроении до 200 человек. Размер годовой прибыли составляют меньше 5000 МЗП (мил. з/п).
Основные черты предприятия:
1) организационные единства. Предприятия определенным образом организ коллектив со своей внутр. структурой и порядком управления.
2) Обособленное имущество. Каждое предприятие имеет имущество.
3) Имущественная ответственность. Предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам.
4) Предприятие это определенный комплекс средств произ-ва. Предприятие объединяет различный комплекс ресурсов в целях максимизации прибыли.
5) Предприятие выступает в хоз. Обороте от собственного имени (наименования).
6) Оперативно хоз-ая эконом. Самостоятельности.
в4 Производственный процесс – это совокупность всех действий персонала и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления продукции.
Основной частью производственного процесса является технологический процесс, состоящий из целенаправленных действий по изменению или определению состояния предмета труда.
Технологическая операция –
это законченная часть
Производственный процесс состоит из трудовых и автоматических процессов, а также естественных процессов, не требующих затрат труда.
В зависимости от назначения выделяются: основные; вспомогательные; обслуживающие производственные процессы.
Основные производственные
процессы предназначены для
Вспомогательными
По принципу разделения труда между человеком и машиной производственные процессы подразделяются: на ручные; механизированные; автоматизированные; автоматические.
Примером ручного процесса являются слесарные работы, выполняемые рабочим без помощи механизмов; механизированные процессы выполняются рабочим с помощью средств, снижающих величину физических нагрузок на работающего (например, работа на токар-но-винторезном станке и др.). Автоматизированные процессы частично или целиком выполняются без участия человека (например, работа на станке-полуавтомате).
По характеру объекта производства различают простые и сложные производственные процессы.
Простой процесс – это процесс, состоящий из последовательно выполняемых операций (изготовление одной детали, партии одинаковых деталей, группы разных деталей, имеющих технологическое сходство и обрабатываемых на одном рабочем месте, участке, линии). Порядок выполнения операций при этом определяется технологией изготовления детали.
Сложный процесс – процесс,
состоящий из последовательно и
параллельно выполняемых
в5 Длительность производственного цикла (Т ц) – период времени с момента запуска материалов на первую операцию до момента выхода готовой продукции.
Данная величина складывается из времени выполнения всех процессов до отгрузки готовой продукции: это время выполнения технологических, контрольных и транспортных операций, время естественных процессов (сушка), время пролеживания деталей и полуфабрикатов (ожидания между операциями, между сменами и пр.).