Шпаргалки по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

шпоры по экономике организации.docx

— 161.54 Кб (Скачать файл)

 

По характеру объекта  производства различают простые  и сложные производственные процессы.

 

Простой процесс – это  процесс, состоящий из последовательно  выполняемых операций (изготовление одной детали, партии одинаковых деталей, группы разных деталей, имеющих технологическое  сходство и обрабатываемых на одном  рабочем месте, участке, линии). Порядок  выполнения операций при этом определяется технологией изготовления детали.

 

Сложный процесс – процесс, состоящий из последовательно и  параллельно выполняемых операций. Например, изготовление сборочной единицы, состоящей из нескольких деталей, изготовление изделия, которое включает в себя определенное количество деталей и  сборочных единиц. Структура сложного процесса зависит не только от состава  технологических процессов изготовления и сборки, но и от порядка их выполнения, зависящего от конструкции сборочной  единицы или изделия.

в5.Длительность производственного  цикла (Т ц) – период времени с  момента запуска материалов на первую операцию до момента выхода готовой  продукции.

 

Данная величина складывается из времени выполнения всех процессов  до отгрузки готовой продукции: это  время выполнения технологических, контрольных и транспортных операций, время естественных процессов (сушка), время пролеживания деталей и  полу­фабрикатов (ожидания между операциями, между сменами и пр.).

 

Этот норматив зависит  от времени простоя рабочих мест и времени пролеживания деталей (предметов труда). Дилемма «простой рабочего места или пролеживание деталей» разрешается путем выбора принципа организации производственного  процесса: в массовом производстве организуется непрерывное движение деталей, в планировании не поточного  производства ориентируются на непрерывную  загрузку рабочих мест. Время протекания производственного процесса зависит  от степени синхронизации операций, от максимальной продолжительности  отдельной операции и от средней  продолжительности всех операций. В  единичном производстве длительность производственного цикла равна  суммарному времени выполнения операций по ведущей (самой продолжительной) детали.

 

КПН в серийном производстве: длительность производственного цикла, размер партии, периодичность запуска (выпуска) партий, общее и частное  опережение, заделы.

 

На длительность производственного  цикла непосредственное влияние  оказывает рганизация движения производства: чем выше непрерывность процесса изготовления , тем короче цикл.

 

Расчет опережений необходим  для организации своевременного запуска материалов, заготовок, полуфабрикатов на всех стадиях производственного  процесса, что является одним из важнейших условий равномерного выпуска продукции в соответствии с планом-графиком.

Производственным циклом изготовления той или иной машины или ее отдельного узла (детали) называется календарный период времени, в течение  которого этот предмет труда проходит все стадии производственного процесса от первой производственной операции до сдачи (приемки) готового продукта включительно. Сокращение цикла дает возможность  каждому производственному подразделению (цеху, участку) выполнить заданную программу с меньшим объемом  незавершенного производства. Это значит, что предприятие получает возможность  ускорить оборачиваемость оборотных  средств, выполнить установленный  план с меньшими затратами этих средств, высвободить часть оборотных  средств.

 

Производственный цикл состоит  из двух частей: из рабочего периода, т. е. периода, в течение которого предмет  труда находится непосредственно  в процессе изготовления, и из времени  перерывов в этом процессе.

 

Рабочий период состоит из времени выполнения технологических  и нетехнологических операций; к  числу последних относятся все  контрольные и транспортные  операции с момента выполнения первой производственной операции и до момента сдачи законченной  продукции.

 

 

Структура производственного  цикла (соотношение образующих его  частей) в различных отраслях машиностроения и на разных предприятиях неодинакова. Она определяется характером производимой продукции, технологическим процессом, уровнем техники и организации  производства.

в6. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Любое предприятие можно  представить как производственную систему, в которой осуществляется трансформация факторов производства в готовый продукт (изделие или  услугу).

Факторы производства – это  основные компоненты, используемые в  процессе производства продукции, работ, услуг.

Труд – это вклад  в процессе производства, сделанный  людьми в форме непосредственного  расходования умственных и физических усилий.

Земля – это ресурсы, используемые для выращивания сельскохозяйственной продукции, строительства домов, городов  и поселков, железных дорог, предприятий  и т. п.

Капитал (средства труда), или  «инвестиционный ресурс», – это  деньги, вкладываемые в средства производства – здания, сооружения, производственное оборудование, инструменты, сырье, материалы  и др.

Предпринимательская активность и способность – свойства человека и реальное их проявление, заключающиеся  в профессионализме, умении, мобильности, предприимчивости, инициативе.

Предпринимательские способности  – умение людей соединять все  факторы производства для создания товаров или услуг с наибольшей эффективностью, принимать основные решения по ведению производственного  процесса и идти на риск.

С позиций системного подхода  организация – это совокупность структуры предприятия как системы  и способов функционирования ее элементов.

Структура выражает и определенное взаимодействие элементов, обеспечивая  функционирование и развитие предприятия. При этом организация непосредственно  соотносится с понятием управления.

Различают производственную и организационную структуру  предприятия.

Под производственной структурой предприятия обычно понимается состав и размеры основных и вспомогательных  цехов и участков обслуживающих  хозяйств производственного назначения.

Основными факторами, оказывающими влияние на производственную структуру, являются:

1) характер выпускаемой  продукции и ее номенклатура;

2) масштаб производства;

3) уровень кооперирования.

Организационная структура  предприятия – это состав и  размеры организационных единиц (рабочее место, отдел, служба), их соотношение, формы построения и рациональное разделение сфер деятельности.

 

Технология – это способ преобразования основных факторов производства(сырья, материалов) в готовый продукт; это  совокупность различных операций по изменению размеров, свойств, форм предметов  труда, методы их обработки и изготовления продуктов в процессе производства.

Средствами выполнения технологического процесса являются технологическое  оборудование, технологическая оснастка и специальные устройства.

Научно-технический прогресс в качестве непременного фактора  производства выдвинул информацию, которая  необходима и как условие работы системы машин и оборудования, включающей в свой состав управляющее  устройство, и как предпосылку  успешного готового продукта (услуги).

 Производственная программа  состоит из 3 разделов: 1. План производства  продукции в натур. выраж. (V пр-ва в натур. выр., номенклатура, ассортимент, качество пр-ции, V-мы и сроки поставки конкрктным потребителям); 2. План производства пр-ции в стоимостном измерении (товарная пр-ция, валовая, чистая пр-ция, добавленная стоимость); 3. План пр-ва пр-ции в натур. и стоимостном измерении (план поставок). Предприятие формирует свою производственную программу на основе либо гос. заказа, либо заказов потребителей и выявленного потребительского спроса. 2. V-мы пр-ва в стоимостном измерении фиксируются в след. показ-лях: 1) тов. прод-ция (ТП). ТП – это стоимость всех видов готовой продукции, работ или услуг, включая стоимость кап. ремонта. ТП – это стоимость пр-ции, готовой к реализации. ТП=Vнат*Цотп., где Цотп – отпускная цена за ед. пр-ции; Vнат – это V пр-ции в нат. измерении;  2) Валовая пр-ция (ВП) хар-ет общий V работ предприятия, включающий и товарную пр-цию и V незавершенного пр-ва. ВП=ТП+- ?НЗП+- ?И, где ?НЗП – это изменение остатков незавершенного пр-ва; ?И – это изменение остатков инструментов и приспособлений собственного пр-ва. Товарная и валовая пр-ция искажает представление о собственном вкладе пр-тия в конечный результат, т.к. в их состав включаются материальные затраты, составляющие до 80% его себестоимости. Для ликвидации влияния повторного счета материальных затрат применяются др. пок-ли: 3) чистая пр-ция; 4) добавленная стоимость. 3) ЧП(ДС)=ТП(ВП)-МЗ, где ДС – это добавленная стоимость; МЗ – материальные затраты. Чистая пр-ция включает в себя: расходы по з/п, отчисления на соц. нужды (соц. страхование) и нормативную прибыль. ЧП=ОТ+Ос+Пр, где ОТ – з/п, Ос – отчисления на соц. службы; Пр – нормативная прибыль. 4) Добавленная стоимость (ДС) – или стоимость, добавленная обработкой. ДС=ОТ+Ос+А+Пр, где А – амортизация на полное восстановление осн. кап. фондов. 3. План реализации пр-ции в натуральном и стоимостном измерении включает след. показатели: 1) V поставки в натуральном выражении; 2) реализуемая пр-ция – это стоимость пр-ции, на кот. заключены договора поставок, т.е. это планируемая к реализации пр-ция. Рпплан.=ТП+- ?ГП, где ?ГП – это изменение остатков готовой пр-ции на складах предприятия. РПплан. =Vпостнат*Цотп, где Vпостнат – V поставки в натур. измерителях. 3) Фактический V реализованной пр-ции – это стоимость пр-ции, проданной покупателю, в оплату которой на расчетный счет производителя поступили ден. средства. В процессе разработки плана выделяется 3 этапа: 1) изучение емкости рынка и определение возможного V продаж; 2) определение производственной мощности предприятия; 3) обоснование плана пр-ва производственными мощностями. Определение емкости отраслевого рынка заключается в расчете суммарного V продаж пр-ции или товара на различных его сегментах. На основании изучения нужд потребителей производится сегментирование рынка.  Сегмент рынка – это особым обр. выделенная гр. потребителей по географическому, демографическому признакам, по уровню доходов, а также по психографическому признаку, т.е. это общественный класс, образ жизни и тип личности. Сегментация рынка позволяет выбрать наиболее целесообразную сферу деятельности пр-тия, для чего производится оценка сегментов по ряду параметров: 1. V продаж, 2. Доступность сегмента для предприятия; 3. Существенность сегмента; 4. Прибыльность; 5. Интенсивность конкуренции (может мы не сможем выдержать конкуренцию).

в7. Ресурсы предприятия

1. Ресурсы - это факторы,  используемые для производства  экономических благ. Экономические  ресурсы - это все природные,  людские и произведенные человеком  ресурсы, которые используются  для производства товаров и  услуг.

2. Классификация ресурсов:

 • материальные ресурсы  - земля (сырьевые материалы) и  капитал (инвестиционные ресурсы); t/ людские ресурсы труд и предпринимательская деятельность.

"Земля" - это все  естественные ресурсы: пахотные  земли, леса, месторождения полезных  ископаемых, водные ресурсы (ресурсы  рек, морей и океанов). Под термином "земля" чаще всего понимается  щедрость природы, то есть все  ресурсы - от минералов, лесов  и до воздуха. Природные ресурсы  подразделяются на восполнимые  и невосполнимые. Для них характерны  неравномерное размещение по территории нашей планеты и не всегда имеющаяся доступность их использования.

 Понятие "капитал  или инвестиционные ресурсы"  охватывает все произведенные  средства производства, используемые  в производстве товаров и услуг  и доставке их конечному потребителю  (здания, сооружения, оборудование, полуфабрикаты  и т. п.).

"Инвестиции" - все виды  имущества и имущественных прав, в том числе права на результаты  интеллектуальной деятельности  и иные права, не относящиеся  к вещным, вкладываемые инвесторами  в объекты предпринимательской  деятельности в целях получения  прибыли.

"Труд" как ресурс - все  физические и умственные способности  людей, применяемые в производстве  товаров и услуг.

"Предпринимательство"- это особое внутреннее свойство, которым наделены не все люди. Оно связано с умением рисковать,  брать на себя ответственность  и рационально, прибыльно хозяйствовать  на основе постоянного поиска  нового.

"Предпринимательская  деятельность"- самостоятельная,  осуществляемая на свой риск  деятельность, направленная на систематическое  получение прибыли от пользования  имуществом, продажи товаров, выполнения  работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве  в установленном законом порядке  (ст. 2 ГК РФ).

"Орудия труда" - это  то, с помощью чего производятся  товары и услуги: производственные  возможности, созданные людьми  в форме оборудо-

 вания, инструмента,  технологий, зданий и т. д. Особенность  данного фактора состоит в  том, что он должен воспроизводиться  в расширенном объеме с тем,  чтобы иметь возможность постоянно  увеличивать производство товаров  и услуг.

 Все экономические  ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством:  они редки или имеются в  ограниченном количестве.

 Производственный потенциал  предприятия (ППП) – это отношения,  которые возникают на микроуровне  между работниками самого предприятия  по поводу получения максимально  возможного производственного результата, который может быть получен  при наиболее эффективном использовании  производственных ресурсов, при  имеющемся уровне техники и  технологий, передовых формах организации  производства, и вне зависимости  от состояния внешней среды.  Противоречивый характер этих  отношений определяется внутренней  средой самого предприятия, а  ППП заключается в поиске и  реализации внутренних источников  саморазвития.

Таким образом, под производственным потенциалом предприятия (ППП) следует  понимать отношения, возникающие на предприятии по поводу достижения максимально  возможного производственного результата при наиболее эффективном использовании:

интеллектуального капитала предприятия для поиска передовых  форм организации производства;

имеющейся техники в целях  получения наиболее высокого уровня технологий;

материальных ресурсов для  обеспечения максимальной экономии и оборачиваемости.

 

Характер этих отношений  определяется трансформациями внутренней и внешней среды предприятия, при которых роль ППП заключается  в поиске и реализации внутренних источников саморазвития в целях  обеспечения стабильной работы предприятия.

в8. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Планирование – это  разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия (объекта) на ближайшую  и отдаленную перспективу. Планированием  на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного  результата.

 

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации  должно иметь системный характер. Система означает существование  совокупности взаимосвязанных элементов  и наличие единого направления  их развития, ориентированного на  общие цели.

 

Элементами планирования в организации являются отдельные  подразделения, входящие в нее, и  отдельные части процесса планирования.

 

2. Принцип участия тесно  связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый  член организации становится  участником плановой деятельности  независимо от должности и  выполняемой им функции. То  есть процесс планирования должен  привлекать к себе всех тех,  кого он непосредственно затрагивает.  Планирование, основанное на принципе  участия, называют партисипа-тивным.

Информация о работе Шпаргалки по "Экономике"