Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:45, шпаргалка
ответы на вопросы к экзамену
в10. Производственная программа включает в себя три раздела:
• объем производства продукции в натуральных единицах измерения;
• объем производства продукции в стоимостном выражении;
• объем реализации продукции в денежном выражении и объемы ее продаж в натуральных единицах измерения.
Объем производства продукции
в натуральном выражении
Номенклатура — это
укрупненный перечень выпускаемых
предприятием видов продукции, отличающихся
между собой разными
Ассортимент характеризует
состав продукции внутри одной номенклатуры,
т.е. продукции одного и того же потребительского
назначения, но отличающихся между
собой отдельными признаками (марка,
сортность, размер, тип изделия и
т.д.). Для оценки объемов производства
продукции в ассортиментном разрезе
в натуральном выражении
Определение объемов производства и реализации продукции в натуральном выражении не обеспечивает возможности оценки общего объема производства и продаж в целом по предприятию с многономенклатурными производствами. Для оценки объемов выработки и продаж продукции по предприятию в целом эти показатели рассчитываются в стоимостном выражении, для чего используются соответствующие цены. Необходимость определения так называемых объемных показателей в денежной форме обусловлена возможностью расчета таких показателей по предприятию в целом, как:
• объем производства продукции и его структуру;
• объем реализации продукции (валовый доход предприятия);
• сумму прибыли предприятия от реализации продукции.
Объем производства в стоимостном выражении по предприятию в целом оценивается показателями товарной, валовой и чистой продукции, а также стоимостью, добавленной обработкой, или добавленной стоимостью.
Объем производства товарной продукции (Vтп) представляет собой выраженную в стоимостной форме законченную производством, предназначенную для реализации потребителям и имеющую все признаки товара продукцию. Общая сумма товарной продукции предприятия исчисляется по заводскому методу и рассчитывается по выражению:
Vтп = ГП + ПФ + РУ + ПС, млн. руб. (4.7)
где ГП – стоимость готовой продукции, предназначенной для реализации, млн. руб.; ПФ – стоимость полуфабрикатов собственного производства и продукции вспомогательных цехов, предназначенных для поставки на сторону, млн. руб.; РУ – стоимость работ и услуг промышленного характера, выполняемых по заказам со стороны, млн. руб.; ПС – стоимость инструментов и приспособлений для собственного производства, готовой продукции и полуфабрикатов, поставляемых для собственного капитального строительства и непромышленным хозяйствам данного предприятия, млн. руб.
Товарная продукция
Vвп = Vтп + (О2 – О1), млн. руб. (4.8)
где О1, О2 – стоимость остатков полуфабрикатов собственного производства и незавершенного производства на начало и конец календарного периода, соответственно, млн. руб.
Валовая продукция рассчитывается
в неизменных (сравнимых) ценах по
так называемому заводскому методу,
согласно которому в ее объем не
включается в целях избежания
повторного счета продукция отдельных
цехов, предназначенная для
Как товарная, так и валовая
продукция не обеспечивают объективной
и достоверной оценки собственного
вклада данного предприятия в
результаты его деятельности. Объясняется
это тем, что в эти показатели
включается стоимость сырьевых и
других материальных и энергетических
ресурсов, приобретенных предприятием
со стороны, удельный вес которой
в себестоимости продукции
Для оценки собственного вклада предприятия в результат его деятельности рассчитываются показатели чистой продукции и добавленной стоимости.
Объем чистой продукции (ЧП ) – это сумма вновь созданной на данном предприятии стоимости. В ее состав включаются:
• фонд оплаты труда по предприятию в целом (ФОТ);
• сумма отчислений на социальные нужды (Онс);
• прибыль предприятия (Пб), т.е.:
ЧП = ФОТ + Онс + Пб , млн. руб. (4.9)
Сумма добавленной стоимости (ДС) по предприятию в целом – часть стоимости товаров, приращенная непосредственно на данном предприятии, и включает в себя:
• фонд оплаты труда по предприятию в целом;
• сумму отчислений на социальные нужды;
• амортизационные отчисления (Ао);
• прибыль предприятия, т.е.:
ДС = ФОТ + Онс + Ао + Пб , млн. руб.
Результат в самом общем
смысле означает итог или следствие
какого-либо процесса или действия.
Основным результатом производственного
процесса выступает объем произведенной
продукции (работ или услуг), выраженный
в тех или иных единицах измерения.
Очевидно, что процесс производства
может сопровождаться получением разного
рода результатов как положительных
(например, произведенная и имеющая
спрос на рынке продукция), так
и отрицательных (например, бракованная
продукция, продукция, не нашедшая спроса
на рынке по различным причинам,
образование веществ
Показателями, оценивающими
положительный результат
Под «эффектом» всегда подразумевается только конечный и полезный результат, полученный вследствие реализации поставленной цели того или иного процесса или действия.
Исходя из сформулированной
(§ 1.5) двуединой цели функционирования
предприятия было установлено, что
внешней его целью является производство
и реализация продукции (работ, услуг),
благодаря чему достигается удовлетворение
рыночного спроса, а внутренней целью
предприятия — получение
Поэтому следует сказать, что показателем, характеризующим внешний эффект производственной деятельности предприятия должен выступать объем реализованной продукции (Vpп).
Объясняется это тем, что в объем реализации включается только та продукция, которая не только закончена производством, но и в требуемом объеме, необходимого качества, нужного ассортимента, в установленные договором на поставку сроки дошла до своего потребителя, а деньги за нее поступили на расчетный счет предприятия-поставщика. Именно этими обстоятельствами устанавливается факт поступления этой продукции в сферу потребления, а следовательно, и факт реализации внешней цели деятельности предприятия — удовлетворение рыночной потребности в данном виде продукции.
Показателем, характеризующим внутренний эффект производственной деятельности предприятия, должна выступать сумма полученной прибыли от реализации (Прп).
Неоспоримость этого утверждения доказывается ролью и значением прибыли (они охарактеризованы выше), которые она играет в процессе реализации в первую очередь внутренних интересов предприятия.
Показатели объема реализации
(дохода предприятия) и суммы прибыли
от этой реализации очень тесно связаны
между собой, поскольку получение
прибыли возможно тогда и только
тогда, когда предприятие реализовало
свою продукцию, удовлетворив тем самым
рыночные потребности. Иначе говоря,
получение прибыли является следствием
достижения первоочередной цели предприятия
— удовлетворение рыночной потребности
в произведенных и
в11. Анализ выполнения производственной программы.
Анализ выполнения плана по выпуску продукции включает следующие этапы анализа:
Подготовка исходной информации.
Определение процента выполнения плана.
Установление факторов, влияющих на изменение выпуска продукции в отчёте по сравнению с планом.
Количественная оценка факторов (насколько изменилась конечная величина под влиянием каждого из факторов).
Выводы по результатам анализа, и разработка мероприятий по улучшению работы предприятия.
Методы анализа:
Метод сравнения, или сопоставления.
Индексный метод.
Метод цепных подстановок.
Логарифмический метод.
Интегральный метод.
Метод сопоставления.
Основан на сопоставлении отчётных (со штрихом) и плановых (без штриха) показателей.
1. Определение процента выполнения плана: %В = (В?-В)х100/В;
2. Определение
процента изменения каждого
3. Определение
суммарного отклонения
%DВ = %DМ+%DТ+%DКро+%DНм
4. Количественная
оценка влияния каждого
где DВм — изменение выработки за счёт изменения количества машин (%DМ)
5. Абсолютное
отклонение выработки по
DВан = DВМ+DВТ+DВКро+DВНм
6. Процент
ошибки данного метода анализа:
Метод применяется при незначительном изменении факторов в отчёте по сравнению с планом.
Достоинство: простота и универсальность, наглядность.
Недостаток: метод не учитывает взаимного влияния факторов; при значительном отклонении хотя бы одного из факторов в отчёте по сравнению с планом ошибка данного метода будет существенной.
Задачи экономического анализа определяются его значением, содержанием и предметом:
Метод цепных подстановок, или
метод последовательного
Прост и точен. Наиболее часто применяется. Заключается в последовательной замене плановой величины каждого фактора фактической величиной. Таким образом, последовательно измеряется влияние каждого фактора на конечную величину.
1. Повышение научно-
2. Объективное и всестороннее
исследование выполнения
3. Определение экономической
эффективности использования
4. Контроль за осуществлением
требований коммерческого