Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 13:45, шпаргалка
ответы на вопросы к экзамену
3. Принцип непрерывности
предполагает, что: – процесс
планирования на предприятии
должен осуществляться
– разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).
Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.
4. Принцип гибкости связан
с принципом непрерывности и
заключается в придании планам
и процессу планирования
Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.
Поэтому планы обычно содержат определенные резервы.
Однако существуют определенные пределы резервов планирования:
– резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;
– низкие резервы влекут
за собой частые изменения в планах,
что размывает ориентиры
5. Принцип точности означает,
что всякий план должен быть
составлен с такой степенью
точности, которая совместима с
определенной долей
По содержанию планов следует
выделять, кроме рассмотренного технико-экономического
и оперативно-
По уровню управления в
зависимости от числа линейных звеньев
на предприятиях принято различать
такие виды внутрихозяйственного планирования,
как фирменное, корпоративное, заводское
или иные системы планов, относящиеся
к высшему управленческому
По методам обоснования
в современном производстве находят
применение следующие системы
По времени действия внутрифирменное планирование бывает: краткосрочным, или текущим; среднесрочным, или годовым; долгосрочным, или перспективным. Долгосрочное планирование обычно осуществляется на период от 3 до 10 лет, среднесрочное - в пределах от 1 до 3 лет, а краткосрочное - в течение одного планового года, квартала, месяца, декады или недели.
По сфере применения внутрихозяйственное планирование подразделяется на межцеховое, внутрицеховое, бригадное и индивидуальное, их объектом служит соответствующая производственная система или подразделение предприятия.
По стадиям разработки
внутрипроизводственное планирование
бывает предварительное и
По степени точности планирование может быть укрупненным и уточненным. Точность планов в основном зависит от применяемых методов, нормативных материалов и сроков планирования, а также, главным образом, от уровня профессиональной подготовки и производственного опыта экономистов-менеджеров или плановиков-исполнителей.
По типам целен, учитываемым
в планировании, оно может быть
определено как оперативное, тактическое,
стратегическое или нормативное. В
процессе планирования преследуется три
основных типа целей: задачи, кот, к
которым предполагается приблизиться
в рамках планируемого периода или
которые могут быть достигнуты позднее;
идеалы, которые не считаются достижимыми,
но к которым предусматривается
приближение в планируемом
Оперативное планирование представляет
собой выбор средств решения
задач, которые поставлены, даны или
установлены вышестоящим
Тактическое планирование заключается в обосновании задач и средств, необходимых для достижения заранее установленных или традиционных целей. Например, тактическая цель завоевать лидерство на рынке в ближайшие пять лет может быть задана отделу маркетинга руководством предприятия. Отдел должен разработать пятилетний план по сокращению разрыва между предприятием и существующим лидером на рынке. Далее выбираются необходимые средства достижения поставленных целей в будущем.
Стратегическое планирование включает выбор и обоснование средств, задач и целей для достижения заданных или традиционных для предприятия идеалов. В качестве стратегических идеалов предприятие может выбрать экономический рост, непрерывное развитие человеческого потенциала, периодическое обновление выпускаемой продукции, выход на мировой рынок и т.п. Такое планирование, как правило, бывает долгосрочным.
Нормативное планирование требует
открытого и обоснованного
Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
в9 ПЕРСПЕКТИВНЫЕ И ТЕКУЩИЕ ПЛАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Долгосрочные планы (от 5 до
15 лет) обычно сопряжены с инвестиционными
проектами. Номенклатура выпуска в
них в натуральном выражении
обычно ограничена основными наименованиями,
без внутренней расшифровки товарных
групп. Выпуск продукции на перспективу
обязательно планируется в
Краткосрочные планы (на месяц, квартал, полгода, год) сопряжены с оперативными, детальными планами производства.
Выполнение краткосрочных планов отслеживается в оперативном режиме. Информация о выпуске важнейших видов продукции в натуральном выражении передается в органы статистики ежедневно, где она обобщается по регионам и по стране в целом.
Сведения о производстве
и отгрузке товаров и услуг
в фактических ценах (с включением
и без включения НДС и акцизов)
В случае необходимости составляется
план исследований по созданию новых
или модифицированных видов изделий,
разрабатываются планы и
Предметом производственного планирования является определение перечня изделий, которые будут выпускаться, а также необходимых условий производства.
Планирование производственной программы включает установление объемов производства продукции, ее ассортимента, сроков изготовления, а также качество и количество необходимых для этого ресурсов. При этом учитывается дизайн с позиции изготовления изделия определенного требуемого качества.
При планировании ассортимента следует исходить из компромисса между сбытом продукции, который рассчитан на широкий ассортимент (так как это улучшает возможности сбыта), и производственной программой. Широкий ассортимент требует специального оборудования, его частой переналадки, что ведет к увеличению затрат. Компромисс достигается на основе сужения ассортимента с помощью агрегирования: при наличии известного многообразия продукции унифицируются многочисленные компоненты ее типов.
При определении объемов производства рекомендуется принимать во внимание, производит ли предприятие один вид продукции или несколько.
На основании данных маркетинговых
исследований и стратегических целей
предприятия формируется
Программа сбыта формируется
в натуральном и стоимостном
выражении с учетом прогнозируемых
цен реализации. Она является основой
для разработки плана производства
(производственной программы). План производства
содержит план выпуска основных видов
производимой предприятием продукции
в натуральном выражении, обоснованный
расчетом производственных мощностей
с учетом ввода новых производственных
мощностей, изменения производительности
труда, структуры выпускаемой
1) осуществляется деление
организации по горизонтали на
широкие блоки деятельности, соответствующие
важнейшим функциям и
2) устанавливается соотношение
полномочий различных
3) определяются должностные
обязанности различных
Основой для выбора организационных
структур на предприятиях служат обычно
перспективные планы их развития,
объемы производства продукции, нормативы
численности и соотношений
Производственная программа состоит из 3 разделов: 1. План производства продукции в натур. выраж. (V пр-ва в натур. выр., номенклатура, ассортимент, качество пр-ции, V-мы и сроки поставки конкрктным потребителям); 2. План производства пр-ции в стоимостном измерении (товарная пр-ция, валовая, чистая пр-ция, добавленная стоимость); 3. План пр-ва пр-ции в натур. и стоимостном измерении (план поставок). Предприятие формирует свою производственную программу на основе либо гос. заказа, либо заказов потребителей и выявленного потребительского спроса. 2. V-мы пр-ва в стоимостном измерении фиксируются в след. показ-лях: 1) тов. прод-ция (ТП). ТП – это стоимость всех видов готовой продукции, работ или услуг, включая стоимость кап. ремонта. ТП – это стоимость пр-ции, готовой к реализации. ТП=Vнат*Цотп., где Цотп – отпускная цена за ед. пр-ции; Vнат – это V пр-ции в нат. измерении; 2) Валовая пр-ция (ВП) хар-ет общий V работ предприятия, включающий и товарную пр-цию и V незавершенного пр-ва. ВП=ТП+- ?НЗП+- ?И, где ?НЗП – это изменение остатков незавершенного пр-ва; ?И – это изменение остатков инструментов и приспособлений собственного пр-ва. Товарная и валовая пр-ция искажает представление о собственном вкладе пр-тия в конечный результат, т.к. в их состав включаются материальные затраты, составляющие до 80% его себестоимости. Для ликвидации влияния повторного счета материальных затрат применяются др. пок-ли: 3) чистая пр-ция; 4) добавленная стоимость. 3) ЧП(ДС)=ТП(ВП)-МЗ, где ДС – это добавленная стоимость; МЗ – материальные затраты. Чистая пр-ция включает в себя: расходы по з/п, отчисления на соц. нужды (соц. страхование) и нормативную прибыль. ЧП=ОТ+Ос+Пр, где ОТ – з/п, Ос – отчисления на соц. службы; Пр – нормативная прибыль. 4) Добавленная стоимость (ДС) – или стоимость, добавленная обработкой. ДС=ОТ+Ос+А+Пр, где А – амортизация на полное восстановление осн. кап. фондов. 3. План реализации пр-ции в натуральном и стоимостном измерении включает след. показатели: 1) V поставки в натуральном выражении; 2) реализуемая пр-ция – это стоимость пр-ции, на кот. заключены договора поставок, т.е. это планируемая к реализации пр-ция. Рпплан.=ТП+- ?ГП, где ?ГП – это изменение остатков готовой пр-ции на складах предприятия. РПплан. =Vпостнат*Цотп, где Vпостнат – V поставки в натур. измерителях. 3) Фактический V реализованной пр-ции – это стоимость пр-ции, проданной покупателю, в оплату которой на расчетный счет производителя поступили ден. средства. В процессе разработки плана выделяется 3 этапа: 1) изучение емкости рынка и определение возможного V продаж; 2) определение производственной мощности предприятия; 3) обоснование плана пр-ва производственными мощностями. Определение емкости отраслевого рынка заключается в расчете суммарного V продаж пр-ции или товара на различных его сегментах. На основании изучения нужд потребителей производится сегментирование рынка. Сегмент рынка – это особым обр. выделенная гр. потребителей по географическому, демографическому признакам, по уровню доходов, а также по психографическому признаку, т.е. это общественный класс, образ жизни и тип личности. Сегментация рынка позволяет выбрать наиболее целесообразную сферу деятельности пр-тия, для чего производится оценка сегментов по ряду параметров: 1. V продаж, 2. Доступность сегмента для предприятия; 3. Существенность сегмента; 4. Прибыльность; 5. Интенсивность конкуренции (может мы не сможем выдержать конкуренцию).