Системный подход к экономическому планированию на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системного подхода к экономическому планированию на предприятии.
Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить систему управления предприятием и определить роль и место планирования в этой системе;
- определить роль и место системного подхода к экономическому планированию и сформулировать его основные принципы;
- предложить мероприятия по внедрению системного подхода к планированию в организациях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ……………...6
Роль и место планирования в управлении предприятием…………...6
Принципы и задачи планирования на предприятии………………..12
Научные подходы к планированию на предприятии…………………15
ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………….18
2.1. Роль и место системного подхода в управлении предприятием…….18
2.2. Системный подход к экономическому планированию деятельности организации………………………………………………………………………19
2.3. Системный анализ как одно из направлений системного подхода….21
ГЛАВА 3. СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК РЕЗУЛЬТАТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА…………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая вариант 17.docx

— 150.80 Кб (Скачать файл)

Перечисленные  функции  управления носят название   общих.   Кроме  них  в системе   управления   выделяют  конкретные   функции,   которые   учитывают влияние  на них  объекта  управления, что находит свое  отражение в  объекте и предмете планирования.

Сам  процесс планирования  проходит в четыре  этапа:

  1. Разработка  общих  целей.
  2. Определение  конкретных, детализированных целей на заданный период.
  3. Определение  путей и средств их достижения.
  4. Контроль за  достижением поставленных   целей  путем  сопоставлении плановых  показателей с фактическими и корректировку  целей.

Планирование на любом  предприятии базируется на неполных данных,  даже если имеется  хорошо налаженная  система  бухгалтерского  и  статистического учета.  Проблема состоит  в  том,  что  некоторые  аспекты  функционирования экономической    системы   не   поддаются   оценке,    например,    действия конкурентов, экономические   циклы,  забастовки,  политическая   обстановка.

Показатели  конъюнктуры  рынка являются  исходными  для   составления  плана предприятия.  Поэтому  планирование, как правило,  тем  легче,  чем  крупнее предприятие  (хотя   на    небольших    предприятиях    некоторые    факторы производства  оказываются  более  обозримыми   для   руководства,  чем    на крупных).  Данные  обстоятельства    придают   планированию    вероятностный характер.

С точки  зрения формализации  процедуры планирование представляет   собой алгоритмизированный   процесс   подготовки   решений   в   противоположность спонтанному, ситуативному принятию управленческих      решений.

Противоположностью   планирования  является   импровизация,  когда   решение принимается  на  основе  сложившейся   ситуации  или  из   опыта  плановика.

Четкий    алгоритм   принятия   импровизированных    решений    отсутствует.

Планирование эффективно  там, где одной  интуиции  недостаточно  для   того, чтобы  принять   решение,  где   требуется  улучшить   качество  принимаемых решений  путем  преодоления сложности проблемных    ситуаций,  обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов  и  причинно-следственных связей, а также несогласованностью мнений  экспертов,  принимающих   решение относительно сценария  развития планируемых  процессов и событий.

Несмотря на важность и  видимые  преимущества   планирования, оно не может заменить   собой    импровизацию.   В   практике   управления   предприятием спланировать   все    случаи    принятия    решений    невозможно,   да    и нецелесообразно. Причиной  тому  могут быть два  фактора:

- несоизмеримость затрат  на  планирование   с  результатами   реализации плана;

- отсутствие объективной,  достоверной   и  достаточной   для   разработки плана информации.

В этих  случаях приходится вступать на путь импровизации и таким  образом реагировать на возникшую  ситуацию. Соотношение  между  запланированными   и импровизированными решениями на конкретном  предприятии зависит  от   многих факторов, среди которых можно выделить:

  1. Полноту и достоверность  информации о внешней  среде  и  внутренней структуре предприятия.
  2. Личные   качества,  специальные   знания,  склонность  к  риску  и гибкость плановых  работников.
  3. Мотивацию (гармонию  желаний  и  интересов  исполнителей  с  целями плановых  решений).
  4. Правомерность (собственные возможности и предоставленные  плановому работнику  специальные  средства должны позволить осуществить  все мероприятия,  связанные  с  подготовкой  и  реализацией  планового решения).
  5. Информированность  (лица,  которым   поручена  подготовка   плана, должны знать  цели и особенности принятия  и  реализации  планового решения).
  6. Допустимость (мероприятия, предусмотренные  плановым  решением,  не должны нарушать норм права и морали).
  7. Наличие формализованного  инструментария  планирования:  экономико-математических  моделей, ЭВМ, технических   средств.

Процесс планирования характеризуется рядом  специфических черт.

Во-первых, планирование имеет  две  стороны: социально – экономическую  и организационно – техническую.

Организационно - техническая  сторона  обуславливается кооперацией  труд и зависит от уровня развития  средств и  методов  планирования.   Социально-экономическая сторона определяется  социально-экономическими   условиями общества.  Поэтому  сущность планирования производства необходимо  оценивать с двух позиций:

  1. его организационно – технических характеристик;
  2. социально – экономических  условий.

Иначе   нельзя  раскрыть  многие  причинно-следственные   связи   и зависимости, определяющие цели, формы  и методы планирования.

С точки  зрения организационно – технической стороны планирования  страны с  развитой  рыночной   экономикой  имеют  больше  опыта.  Применяемый   там арсенал  технических    средств  и  методов  значительно    богаче.   Отсюда следует,  что  уровень  организации  производства  и  управления   в  рамках отдельных предприятий,  фирм  там  выше,  чем  в  странах   России.  Значит, имеется  большая  возможность в использовании организационно –  технического опыта   планирования    развитых   зарубежных    странах    и   ограниченная возможность  применения социально – экономического опыта планирования.

Еще  один  важный  вывод  из  этого  анализа:   социально-  экономическая сторона планирования должна быть ведущей в постановке  целей планирования  и выборе средств их  реализации.

Во-вторых,  планирование  как элемент  управления  носит  информационный характер.  Информационная  сущность процесса планирования хорошо   видна  на примере  стадий   цикла планирования (рис.1.2).

Рис.1.2. Информационный цикл планирования

В процессе   производства   перед органами   планирования  непрерывно   возникают   проблемы.  Поэтому  первой стадией  в  плановом   цикле   является  выявление  и  формулировка  проблем (включает  сбор   и обработку   информации,  а также   оценку  последствий возможных   вариантов  плановых   решений).   На  этой  основе   принимается плановое  решение.  Затем  оно   реализуется.   Информация    о   полученных результатах  по  системе  обратной  связи  передается  в   плановый   орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые   проблемы, и весь  цикл планирования   повторяется.  Формулирование  проблем,  принятие плановых   решений,   оценка   результатов   всегда   подчинены   достижению определенной  цели. Поэтому планирование  всегда строго целенаправленно.

В-третьих, планирование на  предприятии выступает как один из   важнейших организационных   факторов  интенсификации  производства.  Еще   Адам   Смит заметил, что эффект совместных  действий   группы  людей,  организованных  в коллектив, больше суммы эффектов их одиночных действий. Этот  дополнительный эффект  он  приписал  разделению  труда и объяснил  следующим:

- возрастанием  умения  каждого  работника;

- экономией  времени  на  переход от одного вида  деятельности к другому;

- специализацией и возможностью  автоматизации процесса производства.

Создание  системы  планирования  на   предприятии   требует   затрат,  но эффект  от  рациональной  организации  производства  всегда  превышает   эти затраты.  Поэтому  трактовка  внутрифирменного    планирования   как   сферы непроизводительных  затрат  глубоко  ошибочна  и  противоречива.  При  такой трактовке получается, что планирование повышает  производительность   труда, а само  оно основано  на непроизводительном  труде. Отсюда  крайние   выводы о необходимости  любой   ценой  сократить  затраты   на   планирование,  что сплошь приходится наблюдать на  предприятиях в настоящее время. Необходимости создания системы экономического планирования на предприятии будет посвящена третья глава данной работы.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют, что недооценка планирования деятельности в рыночных условиях или его некомпетентное осуществление приводят к большим, ничем не оправданным экономическим  потерям и, в конечном счете, к  банкротству предприятий. Поэтому  грамотная экономическая политика состоит не в отрицании, а в  использовании принципов планирования.

 

 

 

 

    1. Принципы и задачи планирования на предприятии

 

Главной целью планирования является обеспечение эффективного функционирования и развития предприятия.  Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- предвидение вероятных  рыночных тенденций и соответствующая  им корректировка производственной  программы предприятия;

- исследование требований  потребителей и формирование  программы, ориентированной на  их запросы;

- обеспечение выпуска  продукции более высокого качества;

- непрерывное повышение  эффективности производства на  основе дальнейшей специализации  и кооперирования;

- выявление и мобилизация  внутренних ресурсов производства;

- применение наиболее экономичных технологий и оборудования;

- согласование действий  с поставщиками, потребителями, посредниками  предприятия и направленность  этих действий на достижение  взаимовыгодных результатов.2

Однако более конкретные задачи планирования можно сформулировать следующим образом:

  1. выбор оптимальной стратегии фирмы на перспективу на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
  2. обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
  3. формирование с применением научных подходов оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
  4. структуризация целей инновационной деятельности;
  5. комплексное обеспечение выполнения планов;
  6. формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
  7. координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
  8. стимулирование выполнения планов.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продаж продукции, проводится экономическая  оценка затрат и ресурсов, а также  конечных результатов производства. В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую  программу своих действий, устанавливают  главную цель и результат совместной работы, определяют участие каждого  отдела или работника в общей  деятельности, объединяют отдельные  части плана в единую экономическую  систему, координируют работу всех составителей планов и вырабатывают решение о  единой линии трудового поведения  в процессе выполнения принятых планов.

Впервые общие принципы планирования сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действий или планов предприятия им были сформулированы пять принципов:

  • принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;
  • принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;
  • принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;
  • принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;
  • принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

Информация о работе Системный подход к экономическому планированию на предприятии