Снизить затраты на предприятии ООО «РН-Юганскнефтегаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Целью любого предприятия является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности предприятия как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство предприятий стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат на предприятии. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, предприятие сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...31. Теоретические аспекты снижения затрат……………………………………..4
1.1.Основные термины и определения ……………………………………….…4
1.2. Классификация затрат…………………………………………………….….7
1.3. Способы снижения затрат на предприятии……………………………….12
2.Анализ предприятия ООО «РН-Юганскнефтегаз» и эффективность их использования……………………………………………………………….…...29
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………………29
2.2. Анализ трудовые ресурсы и эффективность их использования …..…….32
2.3. Основные фонды и анализ эффективности их использования…….…….43
3. Разработка мероприятия по снижению затрат……………………………...54
3.1. Внедрение дополнительного оборудования ……………………………...54
3.2. Реорганизация структуры предприятия …………………………………...56
3.3. Замена оборудования для транспортировки нефтепродуктов …………..59
Заключение……………………………………………………………………….63
Библиографический список……………………………………………………..65

Файлы: 1 файл

Диплом Черников.doc

— 808.50 Кб (Скачать файл)

      Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле

 

ЭП = ( С1/Д1 - С0/Д0 ) * Д1,                                                                             (1.4)

 

где ЭП - изменение затрат на подготовку и освоение производства

С0, С1 - суммы затрат базисного  и отчетного года

Д0, Д1 - объем товарной продукции базисного и отчетного  года.[21]

       Влияние на себестоимость товарной продукции изменений в размещении производства анализируется тогда, когда один и тот же вид продукции производится на нескольких предприятиях, имеющих неодинаковые затраты в результате применения различных технологических процессов. При этом целесообразно провести расчет оптимального размещения отдельных видов продукции по предприятиям объединения с учетом использования существующих мощностей, снижения издержек производства и на основе сопоставления оптимального варианта с фактическим выявить резервы.

Если изменения величины затрат в анализируемый период не нашли отражения в вышеизложенных факторах, то их относят к прочим. К ним можно отнести, например, изменение размеров или прекращение разного рода обязательных платежей, изменение величины затрат, включаемых в себестоимость продукции и др.[22]

       Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат и затрат на единицу продукции.

 

Анализ причин возникновения затрат

 Для того чтобы понять  причины возникновения затрат и найти пути их сокращения, нужно ответить на два основных вопроса (см. рисунок 1):

  • что производит компания;
  • как производятся и реализуются товары.

                                                                                                                    Рисунок 1

Анализируя причины  возникновения затрат, важно понять, как они влияют на размер издержек компании и какие могут быть пути для оптимизации. К примеру, до 90% себестоимости продукции рассчитывается на этапе проектирования — конструкция изделия определяет будущие затраты на труд, оборудование, материалы. Перепроектируя изделие или создавая новое поколение продукции, можно добиться снижения затрат за счет меньшего количества компонентов, применения более дешевых материалов и снижения трудозатрат. Очевидно, что финансовый директор зачастую не может ответить на вопрос, какие пути оптимизации существуют для тех или иных затрат, связанных с конструкцией изделия, его характеристиками, использованием ресурсов и т.д. Поэтому подобные вопросы следует адресовать руководителям структурных подразделений. К примеру, для руководителя отдела снабжения список вопросов может выглядеть следующим образом:

  • можно ли получить отсрочку платежа у поставщиков;
  • по какому сырью и материалам можно добиться снижения цен;
  • можно ли сократить размер страхового запаса сырья и материалов в компании;
  • как застраховать компанию от увеличения цен на сырье.

 

 

Нередко рост затрат связан с тенденциями на рынке. Например, развивается рынок — растут затраты  на оплату труда, увеличиваются цены на сырье и нефтепродукты — соответственно, и у нас возрастают издержки на покупку сырья и топлива. В наших силах только отчасти повлиять на такие затраты, например сдержать рост затрат на оплату труда, оптимизируя численность и структуру персонала.

Бывает, что в компании растут затраты, связанные со структурными внутренними преобразованиями или  развитием бизнеса. Иногда расходы, необходимость в которых отпала, производятся по инерции, в силу привычки либо из-за ошибок, допущенных при планировании величины затрат, связанных с открытием новых направлений деятельности компании или с тем, что у менеджеров отсутствовала необходимая информация.

Чтобы не допустить роста  подобных затрат, проводится мониторинг бюджетов и отчетов подразделений и уточняется  показатели эффективности их деятельности, в том числе связанные с соблюдением уровня запланированных затрат по отдельным статьям.[23]

 

Как составить  план снижения затрат

 В план мероприятий  по сокращению издержек обычно  включаются статьи затрат, которые необходимо снизить, факторы, влияющие на них, суть и стоимость мероприятия, предполагаемый эффект.

 

Пример:

 

В ходе анализа было определено, что  в компании «Альфа», выпускающей  аккумуляторы, завышены затраты на сырье и материалы. Финансовый департамент совместно с менеджментом производственных подразделений разработал план снижения затрат, в котором содержатся следующие положения.

  • Наименование мероприятия. Снижение затрат на сырье и материалы за счет установки оборудования по фильтрации талого снега.
  • Наименование статьи затрат. «Сырье и материалы».
  • Основные факторы, влияющие на статью «Сырье и материалы». Стоимость ресурсов, технология производства.
  • Суть мероприятия. Технология изготовления аккумуляторов предполагает использование большого количества воды. Поскольку площадь завода — N га, затраты по уборке снега и его вывозу за пределы предприятия также значительны. Предлагается установить оборудование для фильтрации снега и использовать полученную таким образом воду в производстве аккумуляторов.
  • Стоимость мероприятия. Стоимость новой производственной линии и расходы на монтаж составляют 100 тыс. руб.
  • Эффект от мероприятия. Экономия составит около 30 тыс. руб. в год. Срок окупаемости линии — три года.
  • Ответственный за мероприятие. Технический директор Котов И.И.; главный технолог Собакевич Н.В.
  • Сроки внедрения. Конец III квартала 2005 года. [2]

Можно условно  выделить три этапа снижения (сокращения) издержек:

·        Экспресс-сокращение (можно осуществить  в течение нескольких дней).

·        Быстрое сокращение (потребует несколько  недель или месяцев).

·        Планомерное сокращение (предполагает работу как минимум в течение  нескольких лет).

Продолжительность этапов программы сокращения издержек соразмерна их эффекту: для первого он будет самым быстрым и весьма скромным, а для третьего – очень нескорым, но наиболее значительным.[25]

Этап I. Экспресс-сокращение

На этом этапе принимается  решение о немедленном прекращении  финансирования тех статей расходов, которые руководство считает недопустимыми при текущем финансовом положении предприятия. Возможна следующая последовательность действий:

·        Проведение максимально детальной  инвентаризации расходов предприятия (выполняется сотрудниками финансово-экономического подразделения).

·        Определение категории каждой статьи расходов и анализ последствий отказа от неоправданных трат. Разрабатывать решения рекомендуется на коллективном заседании с участием руководителей всех ключевых подразделений. (Четыре основные категории расходов представлены в таблице).

·        Полное прекращение финансирования четвертой категории расходов, если стоит цель сократить издержки. В  критическом финансовом состоянии  необходимо прекратить или резко  ограничить расходы на третью категорию. В определенных случаях возможно ограничение и издержек первой и второй категорий, хотя здесь полезно помнить пословицу: «Скупой платит дважды».

Классификация расходов по степени приоритетности:

Высокоприоритетные     

Статьи, при прекращении  финансирования которых существует угроза остановки операционной деятельности 

·        Оплата сырья и материалов для  производства

·        Оплата труда основных рабочих

Приоритетные 

Статьи, при прекращении  финансирования которых наносится  ущерб нормальному ведению бизнеса 

·        Оплата мобильной связи ключевым работникам

·        Оплата рекламы

Допустимые 

Статьи, которые желательно сохранить при наличии у предприятия  свободных средств 

·        Оплата санаторного лечения работников

·        Оплата образовательных семинаров  для сотрудников

Ненужные 

Статьи, прекращение финансирования которых не окажет существенного  влияния на ведение бизнеса 

·        Оплата отдыха руководителей

 

 

 

Этап II. Быстрое  сокращение

На этом этапе предприятие  осуществляет шаги организационно-технического характера, позволяющие снизить до приемлемого уровня постоянные и переменные расходы компании. Можно рекомендовать следующий алгоритм работы:

·        На совещании определяются основные факторы, влияющие на появление той  или иной статьи затрат. Выбираются способы, позволяющие добиться снижения издержек по каждой статье. К примеру, на стоимость сырья и материалов может влиять следующее: закупочные цены; потребность в объеме закупок, определяемая технологией; перерасход, связанный с неточным соблюдением технологии и высоким уровнем брака; воровство. Таким образом, намечаются четыре направления работы:

-      снижение  закупочных цен; 

-      анализ  обоснованности применяемой технологии  производства и выбор самой  экономичной; 

-     выявление  причин перерасхода и усовершенствование наиболее «бракодельных» технологий;

-    борьба с  воровством на рабочем месте. 

·        Осуществление выработанных мер  поручается профильным подразделениям (к примеру, задача снижения закупочных цен передается в отдел закупок, а задача борьбы с воровством – в службу безопасности). Подразделения должны представить планы с четко обозначенными сроками, предполагаемыми (измеряемыми) результатами и лицами, ответственными за каждый этап. Если подразделение убеждает директора в том, что предложенным способом снизить затраты нельзя, сотрудники обязаны разработать альтернативные решения по снижению издержек.

·        Программа по снижению издержек реализуется  под личным контролем Генерального Директора. Финансовое подразделение  регулярно (не реже одного раза в месяц) оценивает достигнутый экономический эффект и информирует о нем руководство.

Некоторые идеи «быстрых»  решений для достижения экономического эффекта на этом этапе приведены  ниже.

Сокращение затрат на сырье и материалы. Расходы на сырье и материалы – один из самых существенных элементов затрат на промышленных предприятиях. Существует целый ряд методов планомерного сокращения этой категории расходов в рамках организационно-технологических улучшений. Одно из «быстрых» решений по сокращению расходов на сырье – пересмотр контрактов с поставщиками.

Как правило, крупные  игроки рынка обладают большим финансовым рычагом, поэтому они могут поставлять сырье по более низким ценам и  предоставлять отсрочки по оплате. Если Ваше предприятие крупное, можно организовать тендеры на поставку по основным позициям номенклатуры сырья. Важно помнить: как правило, на рынке есть фирмы, которые готовы поставлять аналогичный товар по более низким ценам.

Сокращение накладных  расходов. В число накладных расходов большинства предприятий входят затраты на телекоммуникации, электроэнергию, транспорт. Ниже рассматриваются некоторые возможные меры по «быстрому» сокращению этих категорий расходов, основанные на опыте реальных предприятий. Разумеется, список затрат и возможных мер по их снижению не является исчерпывающим, но может дать определенные практические идеи.

·        Электроэнергия:

-   ввести программы экономии электроэнергии (например, следить за тем, чтобы сотрудники выключали свет и все ненужное оборудование);

-     ограничить  освещение помещения и территории  в темное время суток (до  технологически необходимого);

-     перейти  на экономичное освещение (лампочки  ИКЕА) и оборудование (например, внедрение  современной бойлерной системы  или автономных компрессоров может окупиться в течение года).

 

·        Транспорт:

-     ограничить  число служебных машин; 

-     рассмотреть  вопрос о передаче на аутсорсинг  автотранспортной компании функций  автотранспортного цеха;

-     привлечь  логистическую компанию (или профессионального логиста) для консультаций по минимизации транспортных расходов.

·        Телекоммуникации:

-     сократить  список сотрудников, которым оплачивается  мобильная связь, установить для  каждого лимит по расходам;

-     ограничить  число телефонов, позволяющих вести междугородние переговоры, обязать сотрудников пользоваться услугами IP-телефонии (значительно дешевле);

-     ограничить  число компьютеров с доступом  в Интернет (если компания не  связана с информационным или  консультационным бизнесом); кроме того, можно установить на сервере компании программу, фильтрующую трафик по ключевым словам, а также заблокировать популярные развлекательные сайты;

-     договориться  с одной из крупных (это важно,  так как маленькие компании, как  правило, выставляют более высокие тарифы своим клиентам) телекоммуникационных компаний о пакетном обслуживании (телефонная связь плюс Интернет), по возможности устроить тендер.

·        Затраты на информационные технологии:

-     принять  решение о стандартизации компьютерного оборудования и программного обеспечения в компании; желательно заключить соглашение с крупным поставщиком на пакетное обслуживание;

-     провести  инвентаризацию баз данных и  других источников деловой информации, упорядочить приобретение этой  информации;

Информация о работе Снизить затраты на предприятии ООО «РН-Юганскнефтегаз»