Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 14:23, контрольная работа
Специализация предприятий основана на сочетании отраслей,
каждая из которых выполняет определенную роль в их экономике
и имеет свои отличительные признаки. Это обусловлено необхо-
димостью рационального использования земли, биологическими
особенностями растений и животных, сезонностью поступления
продукции, неравномерностью трудовых затрат и другими факто-
рами, характерными для сельского хозяйства.
18. Сочетание отраслей на сельскохозяйственных предприятиях…………..2-9
52. Задачи , виды и приемы анализа хозяйственной деятельности ………10-19
1. Предмет, задачи и методы науки « Организация сельскохозяйственного производства»………………………………………………………………..20-37
Список литературы……………………………………………………………38
низированная бригада, в которой соединены все факторы произ-
водства — земля, рабочая сила и техника. Создание систем ма-
шин вызвало необходимость применения новых форм организа-
ции труда. Получили распространение звенья комплексной
механизации с закреплением 2—3 пропашных культур, механи-
зированные звенья по обслуживанию всего севооборота, специа-
лизированные отряды и комплексы (по заготовке и внесению
удобрений, защите растений, мелиоративные, уборочно-транс-
портные и др.). Новые качественные изменения вносит в орга-
низацию труда индустриализация производства продукции рас-
тениеводства. Переход от простой кооперации к обслуживанию
поточных процессов сопровождается повышением производи-
тельности труда.
Исходя из положения диалектического материализма о един-
стве и борьбе противоположностей как источника всякого разви-
тия, наука «Организация сельскохозяйственного производства»
вскрывает противоречия в происходящих процессах, выявляет
среди них наиболее прогрессивные движущие силы и разрабаты-
вает организационные меры, обеспечивающие внедрение нового,
передового.
Борьба противоположностей характерна для процесса специа-
лизации производства на сельскохозяйственных предприятиях. С
одной стороны, многообразные условия позволяют им развивать
несколько взаимно дополняющих друг друга отраслей. С другой —
возрастающий уровень производительных сил страны и фондоос-
нащенности предприятий требует укрупнения производства, что
не всегда возможно при многоотраслевом хозяйстве. Разрешение
такого противоречия находит свое выражение в постоянном уг-
лублении специализации и повышении концентрации производ-
ства. С этой целью были укрупнены мелкие колхозы, проведена
внутрихозяйственная специализация, организованы узкоспециа-
лизированные предприятия, созданы тепличные комбинаты,
осуществляется специализация и концентрация производства на
базе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интег-
рации.
Согласно учению диалектического материализма, основой по-
знания является практика, которая находится в неразрывном
единстве с теорией. Исходя из этого наука «Организация сельско-
хозяйственного производства» опирается в своих исследованиях
на передовой опыт предприятий, накапливая и обобщая конкрет-
ные факты и проверяя на практике вытекающие из них теорети-
ческие положения и выводы. Она использует категории и приемы
исследования, выработанные диалектическим материализмом.
В число категорий исследований, т. е. основных понятий, отра-
жающих наиболее общие и существенные свойства и отношения
явлений, включаются единичное, особенное и всеобщее, качество
и количество, причина и следствие, содержание и форма, возмож-
ность и действительность и др. Они находятся в определенной
связи между собой и позволяют глубоко и объективно познавать
процессы, происходящие на предприятиях.
Из приемов исследований важное значение в познании законо-
мерностей построения и ведения сельскохозяйственного произ-
водства имеют анализ и синтез, индукция и дедукция.
Изучение научных факторов начинается с анализа, под кото-
рым понимают разложение целого на составные части и исследо-
вание каждой из них. Это необходимо потому, что организацион-
но-экономические процессы на сельскохозяйственных предприя-
тиях сложны и многогранны. Их трудно охватить без расчленения
на более простые элементы и выявления отдельных сторон,
свойств, связей.
После анализа проводится синтез — составление составных
элементов в единое целое. Он позволяет создать целостную карти-
ну процесса, понять его внутреннюю структуру, характер дей-
ствия, закономерности развития. Анализ и синтез дополняют друг
друга, так как без изучения отдельных элементов невозможно по-
знать целое, а без изучения целого нельзя уяснить роль каждого
элемента в его составе.
Переход от анализа факторов к их теоретическому синтезу осу-
ществляется с помощью индукции. Суть ее — умозаключение от
частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям. Другой
вид умозаключения — дедукция, при которой новое положение
выводится при движении от общего к частному. В процессе позна-
ния индукция и дедукция взаимосвязаны и дополняют друг друга
так же, как анализ и синтез.
Применение этих приемов исследования можно показать упро-
щенно на примере изучения трудовых процессов и установления
типовых норм выработки. При наблюдении трудовой процесс рас-
членяют на составные элементы, определяют затраты времени на
выполнение каждого из них, а также количественные и каче-
ственные показатели нормообразующих факторов и работы ис-
полнителей. Полученные материалы обрабатывают, анализируют
и затем синтезируют в единое целое в виде проекта рациональной
организации трудового процесса, проектного баланса рабочего
времени смены и нормы выработки при оптимальных условиях
работы. После этого норму проверяют на практике, корректируют
и рекомендуют в качестве типовой для внедрения с соответствую-
щими поправочными коэффициентами на местные нормообразу-
ющие факторы.
В данном примере переход от анализа результатов отдельных
наблюдений к построению рационального трудового процесса и
разработке типовой нормы осуществляется с помощью индук-
тивных обобщений. Возможность широкого их применения ус-
танавливается посредством следующего дедуктивного вывода.
Если в хозяйстве проведена паспортизация полей и определены
показатели нормообразующих факторов, для которых разработа-
ны типовая норма выработки и поправочные коэффициенты,
оно может пользоваться этой нормой применительно к своим ус-
ловиям.
В процессе познания наука «Организация сельскохозяй-
ственного производства» использует также и другие методы ис-
следований: статистический, монографический, эксперимен-
тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математичес-
кие. Основа их правильного применения — диалектический ма-
териализм, его законы, категории и приемы изучения реальной
действительности.
Статистический метод используют при исследовании массо-
вых сопоставимых явлений с целью установления их взаимосвя-
зей, закономерностей развития и влияния на конечные результаты
производства. Основной прием этого метода — группировка, ко-
торая представляет собой расчленение совокупности явлений на
однородные группы по наиболее существенным признакам. При-
меняют статистический метод при изучении типов сельскохозяй-
ственных предприятий, специализации, сочетания отраслей, раз-
меров хозяйств и их подразделений, а также других вопросов орга-
низации производства. Часто используют и такие статистические
приемы, как определение средних и относительных величин, по-
строение рядов динамики, расчет индексов, дисперсионный и
корреляционный анализ.
Сущность монографического метода состоит в подробном изу-
чении отдельных явлений, типичных для совокупности, с целью
всестороннего раскрытия тех или иных закономерностей. С по-
мощью этого метода изучают передовые предприятия и их под-
разделения, прогрессивные системы земледелия, способы орга-
низации трудовых процессов, системы оплаты труда и т. д. Это
позволяет правильно решать организационные вопросы в других
хозяйствах, расположенных в сходных природных и экономичес-
ких условиях. Монографическое исследование целесообразно
проводить и на отстающих предприятиях для установления недо-
статков, выявления резервов и разработки направлений их раз-
вития.
Экспериментальный метод применяют при проверке в произ-
водственных условиях и обосновании эффективности внедрения
новых форм и способов организации производства. Во время экс-
перимента учитывают количественные и качественные результа-
ты, которые затем обрабатывают и сравнивают с показателями тех
хозяйств, где он проводился. Если результаты лучше и подтверж-
дают теоретические положения, новые формы и способы органи-
зации производства рекомендуют для внедрения. Так, на основе
эксперимента создаются межхозяйственные и агропромышленные
формирования, осуществляется перевод производства на индуст-
риальные методы. Его используют при рационализации трудовых
процессов, определении типовых норм, разработке прогрессив-
ных систем оплаты труда.
Расчетно-конструктивный метод предусматривает разработку
нескольких вариантов решения организационно-экономической
задачи, из которых выбирают наиболее эффективный, отвечаю-
щий интересам государства и предприятия. Конструктивные рас-
четы базируются на научно обоснованных технико-экономичес-
ких нормативах и соблюдении одинаковых условий для каждого
варианта. Эффективным считается тот из них, который обеспечи-
вает получение наибольшего количества продукции с единицы
земельной площади при наименьших затратах труда и средств, а
также наивысшую рентабельность производства и окупаемость
капитальных вложений. Этот метод применяется при определе-
нии перспектив развития хозяйства, например при обосновании
специализации и сочетания отраслей, выборе системы земледе-
лия, структуры посевов и многолетних насаждений, севооборо-
тов и т. п.
Экономико-математические методы — это способы нахожде-
ния оптимальных вариантов путем разработки экономико-мате-
матических моделей и решения задач с помощью электронно-вы-
числительной техники. Они позволяют сравнительно быстро выб-
рать эффективные пути осуществления того или иного организа-
ционно-экономического мероприятия при наличии множества
взаимосвязанных факторов. Экономико-математические методы
широко используют при оптимизации структуры посевов, специа-
лизации производства и сочетания отраслей, распределения удоб-
рений, состава и использования машинно-тракторного парка и др.
Применение экономико-математических методов студенты агро-
номических специальностей изучают в специальном курсе
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Сочетание отраслей на сельскохозяйственных предприятиях