Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:48, курсовая работа
Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда.
Объектом исследования является региональный рынок труда. В качестве эмпирического объекта рассматривается рынок труда Калужской области.
Предметом исследования являются социально-экономические факторы развития регионального рынка труда на современном этапе.
Введение_________________________________________________________1
ГЛАВА 1. Рынок труда и его особенности функционирования____________3
1.1 Рынок труда и заработная плата_________________________3
1.2. Структура рынка труда_______________________________12
ГЛАВА 2. Основные тенденции развития рынка труда Калужского регионa17
2.1 Основные тенденции спроса на персонал калужскими работодателями ________________________________________17
2.2 Статистика занятости населения на 2009г________________24
ГЛАВА 3. Государственное регулирование занятости__________________26
3.1 Регулирование рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики_______________________________26
3.2 Направления государственной политики по регулированию
рынка труда____________________________________________33
Заключение______________________________________________________38
Список используемой литературы___________________________________39
Приложения_____________________________________________________40
Организованный рынок
труда, характерный для социально-орие
1.2. Структура рынка труда.
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Совокупный рынок труда:
С – совокупный спрос на труд;
П – совокупное предложение труда;
УС – удовлетворенный спрос на труд.
Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:
ТР=СР-УС,
где СР – совокупный рынок труда;
ТР – текущий рынок труда.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:
Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники.
Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными "фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.
Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости и др.).
Система отношений на рынке труда складывается из трех основных компонентов (рис. 1.2):
Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования. Рынок труда выполняет ряд функций:
Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от
Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы.
В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:
Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуется диспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носят застойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями, секторами экономики.
Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке труда и возможность для них беспрепятственно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция – неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется
Для полного функционирования рынку труда требуется развитая инфраструктура. Инфраструктура рынка труда – это государственные учреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровые службы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др., обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом и предложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условий труда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников на рынке труда.
ГЛАВА 2. Основные тенденции развития рынка труда Калужского региона.
2.1 Основные тенденции спроса на персонал калужскими работодателями.
По-прежнему наиболее активно привлекают персонал крупные торговые сети. Сейчас это стало особенно заметно в регионе: региональную экспансию продолжили такие известные компании, как Metro Cash & Carry, российские «Копейка», «Дикси», «Техносила», «Эльдорадо», «Технопарк».
В последнее время особенно динамично набирают персонал компании IT-сектора, специализирующиеся на разработке и продаже ПО и оборудования, телекоммуникационные компании, розничные банки. С их стороны отмечается большой спрос на работников в области продаж, маркетинга, требуется и административный персонал, поскольку при расширении штата в продажах растет нагрузка на оргструктуру в целом.
Стабильно высокий объем вакансий отмечен от компаний сферы FMCG (fast mooving consumer goods — стимулирование сбыта товаров массового спроса).
Самыми востребованными на рынке труда по-прежнему остаются менеджеры по продажам. Высокая доля в общем объеме вакансий оказалась у бухгалтеров. Несмотря на некоторое снижение спроса на юристов, отмечавшееся в последние два-три года, их доля за 2005-2006 годы выросла с 2,4 до 4,5%.
Спрос на коммерческих директоров высок, но в основном за счет предложений компаний малого и среднего бизнеса.
В связи с необходимостью управления возрастающими финансовыми потоками и одновременно жесткой экономией средние и небольшие компании часто привлекают финдиректоров из более крупных структур, при этом берут их на позицию главного бухгалтера с большой заработной платой.
Ощутимо выросла потребность в директорах по персоналу (HR-директоров) и руководителей кадровых служб. Уровень заработных плат HR-директоров в среднем повысился на 20%, доля же запросов на эту позицию в общей массе увеличилась с 8,2 до 13,2%, что делает профессию одной из самых популярных на рынке. Это явление отражает отношение собственников и руководителей к формированию своего кадрового капитала.
Значительно возрос спрос со стороны компаний на внутрикорпоративных тренеров, директоров учебных центров.
Среди позиций, не вошедших в наш рейтинг, оказались вакансии от строительных компаний, прежде всего от застройщиков. На сегодняшний момент строительство жилья, торговых и офисных зданий идет средними темпами. Самые востребованные позиции в этой сфере бизнеса — управляющий объектом строительства, прораб. Следует отметить обострение сезонного спроса на специалистов строительного профиля, таких как, каменщик, штукатур, монтажник.
По данным кадровых агентств, ФГСЦЗН Калужской области спрос на технических специалистов столь велик, что превышает предложение. Работников этого профиля можно подразделить на четыре основные категории: производственный персонал (рабочие, вспомогательный персонал), технические специалисты (инженеры, технологи, конструкторы и т.д.), менеджеры по продаже технического оборудования и управленцы в производственных и торговых компаниях. Все эти группы востребованы на рынке. Рост спроса на технических специалистов продолжается уже на протяжении 5-6 последних лет. Основное число технических специалистов востребовано в промышленных компаниях. На втором месте – телекоммуникационный сектор, на третьем – компании, специализирующиеся на информационных технологиях. Если говорить о специализации внутри технических позиций, то условно их можно разделить на три группы:
1. Производственно-технические
2. Специалисты по техническому обслуживанию (сервисные инженеры, специалисты сервисного центра, технические представители и т.д.)
3. Технические специалисты в
области информационных
Учитывая подъем в
Информация о работе Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда