Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда.
Объектом исследования является региональный рынок труда. В качестве эмпирического объекта рассматривается рынок труда Калужской области.
Предметом исследования являются социально-экономические факторы развития регионального рынка труда на современном этапе.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________1
ГЛАВА 1. Рынок труда и его особенности функционирования____________3
1.1 Рынок труда и заработная плата_________________________3
1.2. Структура рынка труда_______________________________12
ГЛАВА 2. Основные тенденции развития рынка труда Калужского регионa17
2.1 Основные тенденции спроса на персонал калужскими работодателями ________________________________________17
2.2 Статистика занятости населения на 2009г________________24
ГЛАВА 3. Государственное регулирование занятости__________________26
3.1 Регулирование рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики_______________________________26
3.2 Направления государственной политики по регулированию
рынка труда____________________________________________33
Заключение______________________________________________________38
Список используемой литературы___________________________________39
Приложения_____________________________________________________40

Файлы: 1 файл

Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Регулирование рынка  труда обязательно предполагает соблюдение необходимого соответствия между номинальной (денежной) и реальной заработной платой, поддержание стабильности покупательной способности денежной единицы, а также обоснованной дифференциации (различий) трудовых доходов наемных работников в зависимости от их профессионально-квалификационных, деловых качеств, трудолюбия и добросовестности.

Регулирующая роль рынка  труда состоит также в дифференциации доходов предпринимателей в зависимости  от их способности ориентироваться  на рынке труда и эффективно использовать нанимаемых работников.

Таким образом, если суммировать все перечисленные элементы, то под регулированием рынка труда следует понимать поддержание его существования, выживания в различных условиях, равновесия составных частей и соответствия с другими структурами рыночной экономики.

Исторический опыт стран рыночной экономики убедительно показал невозможность полной загрузки производственных мощностей, с одной стороны, и полной ликвидации всех видов безработицы – с другой. Но этот же опыт требует соблюдения границ роста безработицы и поддержания определенного резерва свободных рабочих мест, что обеспечивает эластичность рыночной экономики и приспособляемость ее к внезапным изменениям деловой конъюнктуры под влиянием дестабилизации природных и общественных условий.

Как справедливо отмечает видный отечественный ученый-экономист Л.А. Костин, "под регулированием рынка труда следует понимать поддержание его эффективного функционирования, достижение сбалансированности, равновесия его элементов – спроса, предложения и цены рабочей силы, достижения согласованности рынка труда с другими рыночными структурами".

Несмотря на то, что рынок труда является саморегулирующимся, он тем не менее поддается регулированию с помощью механизма управления занятостью, основную роль в котором играет государственная политика.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Основные внутренние факторы:

    • высокая профессиональная мобильность и конкурентоспособность соискателей рабочего места;
    • активность и интенсивность поиска работы;
    • гибкость работодателя в отношении соискателей рабочих мест и условий найма;
    • полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего  
      места.

Основная цель регулирования  рынка труда – содействие эффективному распределению и перераспределению  рабочей силы по территориям, отраслям и профессиям, оказание помощи населению, прежде всего из числа неконкурентоспособных, в трудоустройстве, социальной поддержке и адаптации к рыночным условиям.

Регулирование рынка  труда должно быть направлено на улучшение  его функционирования, обеспечение  условий воспроизводства рабочей  силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям народного хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы и рациональной занятости населения.

К методам прямого  воздействия на рынок труда можно  отнести государственное субсидирование занятости, создание специальных рабочих мест, переобучение безработных и другие меры. К методам косвенного воздействия относятся государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов и другие.

Регулирование рынка  труда, как совокупность мер прямого и косвенного государственного воздействия на рынок труда, имеет главной целью достижение полной, эффективной и рациональной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Политика на рынке  труда, ее задачи, инфраструктура, инструменты и механизмы воздействия направлены на регулирование процессов и явлений, непосредственно связанных с движением рабочей силы.

Государство может проводить  на рынке труда политику двух типов – пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается регистрацией лиц, ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы его предоставления, осуществлением неденежных форм поддержки безработных и членов их семей. Именно такая политика, как это будет показано в дальнейшем, и проводится на сегодняшний день в Российской Федерации.

Активная политика государства  на рынке труда в гораздо большей  степени отвечает жизни населения  в условиях рыночной экономики. Ее цель заключается в том, что человек  должен повышать свою конкурентоспособность в борьбе за то, чтобы иметь свое место на рынке труда, чтобы вовремя занять его, а для этого ему необходимо пройти обучение, переподготовку, ощущать содействие государства в самостоятельном трудоустройстве, занятии индивидуальной трудовой деятельностью, иметь возможность обращаться за профессиональным консультированием, прохождением психологических тренингов, позволяющих лучше ориентироваться в конкурентной борьбе за занятие вакантных мест. Таким образом, при проведении в жизнь активной политики занятости государство является партнером как работника, стремящегося самостоятельно зарабатывать средства для своей семьи, что и является долгом каждого человека перед своими близкими, так и предпринимателя, являющегося потенциальным работодателем.

Партнерство государства  выражается в посредничестве между  этими двумя субъектами рынка, предоставляющего одному возможность занятости, а другому – возможность заполнения вакансии. При этом государство может само выступать работодателем, создающим рабочие места, путем государственного предпринимательства, устройства общественных работ, привлечения на государственную службу и т.д.

Практика работы зарубежных и отечественных служб занятости  показывает, что все мероприятия  по регулированию рынка труда  можно условно сгруппировать в три блока. Первый блок определяет правила поведения основных субъектов рынка труда (наемных работников, работодателей, социальных партнеров) и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой. Второй блок мероприятий включает всю функциональную деятельность государственной службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест. Третий блок мероприятий включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных граждан.

Приоритетными задачами второго блока мероприятий, определяющими основные направления регулирования рынка труда государственной службой занятости являются:

    • расширение банка вакантных рабочих мест;
    • удовлетворение потребностей незанятого населения в трудоустройстве;
    • удовлетворение спроса работодателей на рабочую силу в профессионально-квалификационном разрезе;
    • информация населения и работодателей о состоянии рынка труда;
    • профориентация населения и психологическая поддержка безработных;
    • совершенствование процедур и технологий трудоустройства безработных;
    • поддержание на социально приемлемом уровне материального положения безработных граждан;
    • обеспечение первичной профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи, не имеющей профессии (специальности);
    • профессиональное обучение и трудоустройство безработных;
    • упреждение длительной и сокращение сроков безработицы;
    • совершенствование процедур и технологий содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

При реализации процедур и технологий регулирования рынка  труда необходимо руководствоваться следующими принципами:

    • согласованная деятельность и солидарная ответственность служб занятости, соискателей рабочих мест и работодателей за реализацию мероприятий по трудоустройству ищущих работу;
    • приоритет процедур и технологий трудоустройства в рамках активной политики на рынке труда и приоритет активной политики по отношению к мерам пассивной политики.

Анализ работы территориальных  служб занятости выявил следующие  основные направления активных действий по регулированию рынка труда: информация о рынке труда, содействие в трудоустройстве, профессиональная ориентация, профессиональное обучение, поддержка предпринимательства, программа "Молодежная практика", временная занятость подростков, общественные работы, квотирование рабочих мест, субсидированная занятость, поддержка рабочих мест, территориальные перераспределения рабочей силы.

Политика регулирования  занятости и рынка труда должна быть направлена как на создание гибкого  рынка труда, так и на предупреждение его негативных последствий через систему непрерывного образования, опережающую переподготовку кадров, налоговые льготы предприятиям, квоты социально слабо защищенным слоям населения, гарантии трудоустройства незанятому населению.

 

3.2 Направления  государственной политики по регулированию рынка труда.

 

Политика регулирования рынка  как составная часть экономической  политики предусматривает достижения трех основных целей:

  1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;
  2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;
  3. предоставление работы каждому, кто ее ищет.

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

  • объекту воздействия (общие и специализированные меры);
  • источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

  • прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
  • косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

  • пассивный: социальная помощь незанятому населению;
  • активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных  групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

Регулирование рынка  труда предполагает воздействие  как на спрос, так и на предложение  труда. Объектами регулирования выступают заработная плата, продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения, различные виды социального обеспечения и ДР.

Рассмотрим важнейшие  методы, при помощи которых профсоюзы  пытаются повысить заработать плату  П. Самуэльсон среди них выделяет три основных:

  1. профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается, например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием принятию законов о максимальной продолжительности рабочего времени, удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т п.
  2. профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия;
  3. профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труд (см. рис. 5) 

(Рис. 5)

 

 

 При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд, например, содействие установлению высоких импортных таможенных тарифов, защищающих какую-либо национальную отрасль. Эти меры вызовут увеличение спроса на труд внутри данной страны и перемещение кривой спроса из положения LD в положение LD1. В результате увеличится количество используемого труда с L до L1 и возрастет заработная плата труда (W/P E1>W/P E). 

Современный рынок труда  испытывает на себе ощутимое государственное  воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму  трудовых отношений. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя основные параметры найма в масштабах национальной экономики. 
 Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. 
 Значительна и посреднически-вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последней и меняющимся требованиям рынка.

Информация о работе Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда