Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение социально-экономических факторов, влияющих на формирование регионального рынка труда.
Объектом исследования является региональный рынок труда. В качестве эмпирического объекта рассматривается рынок труда Калужской области.
Предметом исследования являются социально-экономические факторы развития регионального рынка труда на современном этапе.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________1
ГЛАВА 1. Рынок труда и его особенности функционирования____________3
1.1 Рынок труда и заработная плата_________________________3
1.2. Структура рынка труда_______________________________12
ГЛАВА 2. Основные тенденции развития рынка труда Калужского регионa17
2.1 Основные тенденции спроса на персонал калужскими работодателями ________________________________________17
2.2 Статистика занятости населения на 2009г________________24
ГЛАВА 3. Государственное регулирование занятости__________________26
3.1 Регулирование рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики_______________________________26
3.2 Направления государственной политики по регулированию
рынка труда____________________________________________33
Заключение______________________________________________________38
Список используемой литературы___________________________________39
Приложения_____________________________________________________40

Файлы: 1 файл

Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Видное место в регулировании  рынка труда занимает биржа труда. 
 Биржа труда — учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрацию безработных.

В настоящее время  функции биржи труда выполняют  в основном государственные биржи  труда, так называемые государственные  бюро занятости, подчиненные министерствам  труда. В задачу государственных  бюро занятости входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. 

Службой, ответственной, например, во Франции за положение дел в области занятости, является Национальное агентство по занятости. Оно было создано в 1967 г. Деятельность его находится под контролем Министерства труда, занятости и профобучения. Основное предназначение этой организации заключается в следующем: 

1) оказывать помощь  как лицам, ищущим работу, нуждающимся  в образовании или в профессиональном  совете, так и работодателям, заинтересованным  в найме или перераспределении  рабочей силы;

2) участвовать в акциях, способствующих географической и профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить найм и перераспределение рабочей силы.

Для реализации этих целей  агентство занимается разработкой  контрактов по подготовке кадров, обучению ремеслу и возвращению на работу, договоров на переподготовку, целенаправленную стажировку, приобщение к профессиональной жизни, смену профессии или повышение квалификации. Агентство проводит семинары по методике поиска работы, по углубленной профориентации, по оценке уровня профессиональной компетентности.  

Наряду с государственными биржами труда существуют платные  частные агентства по найму рабочей  силы, имеющие различную спецификацию, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, религиозных и молодежных организациях.

Следует отметить, что  деятельность бирж труда не оказывает  существенного влияния на состояние  рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными  для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.

 

Заключение

 

Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике еще развит недостаточно. Свои позиции сохраняет госсектор со сформировавшимися в нем принципами занятости, подходам к оплате труда и профсоюзами как "школой коммунизма".

Гарантий стабильной занятости, даже при относительной низкой заработной плате, госсектор уже не дает.

Негосударственный сектор экономики  развивается медленно. Более высокая  заработная плата здесь свидетельствует  о высоких доходах и возможностях оплачивать высококвалифицированный  труд, но выступает  также своеобразной компенсацией перспектив и непредсказуемость событий. В начале 90-х гг. по ряду специальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной до двухсот минимальных окладов. Но предложение труд оставалось неэластичным, особенно по таким квалификационным группам, как банковские работники, менеджеры, аудиторы, биржевые маклеры, юристы, особенно молодых возрастов, но с международным опытом работы и знанием иностранных языков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Курс экономической теории. Колл. авторов: Учебное пособие под редакцией проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. - Киров: Издательство «АСА», 1995. - 624 с.

2. Костин Л.А. Российский рынок труда: Вопросы теории, истории, практики [Текст] / Л.А. Костин. – М.: Академия труда и социальных отношений, 1998. – С. 30.

3. Теория переходной экономики [Текст]: учебное пособие / под ред. И.П. Николаевой. – м.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 487 с.

4. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица [Текст]: учебник / В.А. Павленков. – М.: Изд-во МГУ, 2004. – 368 с.

5. Костин Л.А. Рынок труда и теория занятости [Текст] / Л.А. Костин, Г.М. Зущина, P.M. Султанова. – М.: Просвещение, 1997. – 286 с.

6. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.

7. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2000.

8. Кузьмин С.А. Занятость: Стратегии России [Текст] / С.А. Кузьмин. – М.: УРСС, 2001. – 160 с.

9. www.kalugacareer.ru

10. www.kalugastat.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Количество замещенных рабочих мест приводится в таблице:

 

Апрель 2010г.

В % к

Справочно  
апрель 2009г.  
в % к  апрелю  2008г.

марту  2010г.

апрелю  2009г.

Всего замещенных рабочих  мест (работников), тысяч

259,5

99,9

97,8

95,6

в том числе:

       

работников списочного  
состава (без внешних  
совместителей)

245,8

100,0

98,0

96,0

внешних совместителей

6,6

95,6

88,4

88,8

работников, выполнявших  
работы по договорам  
гражданско-правового  
характера

7,1

98,6

103,2

88,9


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Всего  
замещенных  
рабочих мест  
(работников), тыс.

В том числе

Число  
замещенных  
рабочих  
мест  в апреле 2010г.  
в %  к  
апрелю 2009г.

работников  
списочного  
состава  
(без внешних  
совместителей)

внешних  
совместителей

работников,  
выполнявших  
работы по  
договорам  
гражданско-правового  
характера

Всего по области

259,5

245,8

6,6

7,1

97,8

Сельское хозяйство,  
охота и лесное хозяйство

8,1

7,7

0,1

0,3

98,6

Добыча полезных  
ископаемых

1,0

1,0

-

-

92,2

Обрабатывающие  
производства

75,0

73,8

0,3

0,9

95,0

из них:

         

производство пищевых  продуктов, включая  
напитки, и табак

8,8

8,6

0,1

0,1

96,4

текстильное и швейное  производство

1,1

1,1

-

-

98,8

производство кожи,  
изделий из кожи и  
производство обуви

0,7

0,7

-

-

103,9

обработка древесины  и производство  
изделий из дерева

1,3

1,3

-

-

80,0

целлюлозно-бумажное производство;  
издательская и полиграфическая деятельность

4,3

4,1

-

0,2

104,0

химическое производство

0,5

0,5

-

-

100

производство резиновых  и пластмассовых 
изделий

1,2

1,2

-

-

117,0

производство прочих неметаллических  
минеральных продуктов

6,5

6,4

--

0,1

93,2

металлургическое производство и  
производство готовых металлических изделий

9,0

8,8

0,1

0,1

100

производство электрооборудования,  
электронного и оптического оборудования

16,9

16,5

0,1

0,3

92,7

производство транспортных средств и оборудования

12,2

12,1

-

0,1

108,0

прочие производства

2,7

2,7

-

-

92,8

производство машин  и оборудования  
(без производства  
оружия и боеприпасов)

8,0

8,0

-

-

84,2

производство прочих материалов и веществ,  
не включенных в  
другие производства

1,8

1,8

-

-

62,5

Производство и распределение  электроэнергии,  
газа и воды

11,4

11,2

0,1

0,1

99,1

Строительство

5,6

5,4

0,1

0,1

95,0

Оптовая и розничная  торговля; ремонт  
автотранспортных средств, мотоциклов,  
бытовых изделий и предметов личного пользования

8,9

8,5

0,2

0,2

109,1

Гостиницы и рестораны

2,2

2,1

0,1

-

96,7

Транспорт и связь

14,2

13,9

0,1

0,2

92,4

них связь

5,2

5,1

0,1

-

94,1

Финансовая деятельность

6,0

5,1

0,1

0,8

101,2

Операции с недвижимым имуществом,  
аренда и предоставление услуг

18,0

17,1

0,3

0,6

94,9

из них научные исследования и разработки

10,6

10,1

0,2

0,3

98,6

Государственное управление и обеспечение  
военной безопасности; обязательное социальное  
обеспечение

28,5

27,7

0,2

0,6

104,1

Образование

38,8

35,3

2,8

0,7

97,0

Здравоохранение и предоставление  
социальных услуг

30,5

27,2

1,2

2,1

101,5

Предоставление прочих коммунальных,  
социальных и персональных услуг

11,3

9,8

1,0

0,5

98,2

из них:

         

удаление сточных вод, отходов и  
аналогичная деятельность

2,9

2,7

-

0,2

95,2

деятельность общественных объединений

0,4

0,3

-

0,1

100,8

деятельность по организации  отдыха и  
развлечений, культуры и спорта

7,4

6,3

0,9

0,2

100


 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Число незанятых граждан,  
состоящих на учете в  
органах службы занятости  
(на конец периода),  
тыс. человек

Из них имели статус безработного

тыс.  
человек

в % к  
предыдущему  
месяцу

в % к  
соответствующему месяцу  
предыдущего года

2009г.

       

Январь

6,8

4,4

115

148

Февраль

7,9

5,7

129

163

Март

8,6

6,4

113

2 р.

Апрель

8,6

6,3

98

2,2 р.

Май

8,5

6,3

100

2,3 р.

2010г.

       

Январь

9,7

8,1

108

184

Февраль

10,1

8,7

107

153

Март

10,1

8,6

99

134

Апрель

9,6

8,1

94

129

Май

9,0

7,8

96

124


 



КАЛУГА, 2012


Информация о работе Состояние и регулирование российского (регионального) рынка труда