Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:44, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ процентной политики коммерческого банка, на примере ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан».
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;
- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата;
- провести анализ процентной политики коммерческого банка;
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка.
Введение
Глава 1.Теоритические основы ведения процентной политики коммерческого банка
1.1. Сущность, виды и значение банковских процентов
1.2. Содержание процентной политики коммерческого банка
1.3. Цели, принципы и задачи процентной политики в системе управления процентной политикой коммерческого банка
Глава 2. Анализ процентной политики коммерческого банка на примере ОАО
" КазКоммерцбанк Кыргызстана "
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО " КазКоммерцбанк Кыргызстана "
2.2. Анализ процентной политики ОАО «КазКоммерцБанк Кыргызстан» по кредитным операциям
2.3. Особенности определения процентных ставок по пассивным операциям ОАО «КазКоммерцБанк Кыргызстан»
Глава 3. Совершенствование организации и проведения процентной политики ОАО " КазКоммерцбанк Кыргызстана "
3.1 Процентный риск ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан»
3.2 Методы снижения процентного риска в ОАО «КазКоммерцбанк Кыргызстан»
Заключение
При расчете нормы процента в каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает:3
• уровень базовой процентной ставки;
• надбавку за риск с учетом условий кредитного договора.
Базовая процентная ставка (Пбаз) определяется исходя из ориентировочной себестоимости кредитных вложений и заложенного уровней прибыльности ссудных операций банка на предстоящий период:4
П баз = С1 +С2 +Пм, (1)
где С1 - средняя реальная цена всех кредитных ресурсов на планируемый период;
С2 - отношение планируемых расходов по обеспечению функционирования банка к ожидаемому объему продуктивно размещенных средств;
Пм - планируемый уровень прибыльности ссудных операций банка с минимальным риском.
Выводы:
В экономической литературе нет единой трактовки содержания процентной политики. Чаще всего процентная политика определяется как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется процент за кредит: «процентная политика – важная часть кредитной политики в целом» или «…с точки зрения активных операций, процентная политика является элементом кредитной политики». Такой подход является спорным, так как в данном случае процентная политика рассматривается не как самостоятельный элемент банковской политики. Отдельные авторы трактуют процентную политику через сферу ее реализации: «Процентная политика коммерческого банка находит выражение в динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям». При таком подходе содержание процентной политики фактически не раскрывается, а лишь описывается сфера ее реализации (в чем эта политика выражается).
Процентная
политика реализуется на двух уровнях:
Банка России и коммерческих банков. На
уровне Банка России национальная процентная
политика должна: благоприятствовать
росту экономики; сдерживать инфляцию;
обеспечивать стабильность национальной
валюты; обеспечить выборочную политику
процентных ставок в пользу приоритетных
производств и секторов народного хозяйства.
На уровне коммерческих банков процентная
политика является одним из важнейших
элементов общей политики банка и представляет
собой совокупность мер в области процентных
ставок по привлечению и размещению денежных
средств в рублях и иностранной валюте,
а также направлена на обеспечение рентабельности
и ликвидности банка.
На процентную политику банка оказывают
влияние внешние и внутренние факторы.
К внешним факторам относятся:
К внутренним факторам относятся: спектр оказываемых банком услуг; квалификация и опыт персонала; состав клиентов банка. При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок. Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).
Ставки рынка
ценных бумаг — это преимущественно
ставки доходности разнообразных облигаций
в момент их эмиссии и впоследствии на
вторичном рынке.
Ставки по операциям банка с небанковскими
заемщиками и кредиторами — это ставки,
связанные с предоставлением и привлечением
средств указанным заемщикам и кредиторам.
Процентная политика банка определяется
продолжительностью разрыва между сроками
освобождения привлеченных и размещенных
средств и колебаний процентных ставок,
уровнем процентного риска, который выражается
в опасности потерь в результате превышения
процентных ставок, выплачиваемых банком
по привлеченным средствам, над ставками
по предоставляемым ссудам.
При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:
процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.; размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки ЦБ РФ и норм резервирования; величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу. При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы: официальную учетную ставку ЦБ РФ; конъюнктуру рынка; издержки привлечения средств; степень риска проекта; финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность. Разница между процентным доходом и расходом банка, между процентами полученными и уплаченными есть процентная маржа. Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок. Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций. Достаточная маржа может рассчитываться на основе фактических данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции.
Выводы:
1. Чаще всего
процентная политика
2. Для определения
порядка организации процесса
управления процентной
3. Основные принципы
построения процентной
♦ тесная связь с коммерциализацией деятельности банков;
♦ одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;
♦ установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядок их уплаты на договорной основе.
1.3. Цели, принципы и задачи процентной политики.
В соответствии с проводимым типом банковской политики (консервативная, умеренная, агрессивная) производится корректировка тактики процентной политики. Так, если политика консолидации предполагает уменьшение разницы между кредитными и депозитными ставками, то агрессивная политика – увеличение процентных расходов и процентного риска. Банковская стратегия – основа варьирования тактики процентной политики. Например, процентная политика в сфере привлечения ресурсов при стратегии проникновения на рынок предусматривает установление высоких депозитных ставок и достижение минимальной рентабельности; при стратегии диверсификации и поддержания присутствия на определенном сегменте рынка – средние рыночные ставки; при стратегии развития существующей рыночной ниши – широкий ассортимент депозитных инструментов и индивидуальный подход к крупным клиентам, низкие и средние ставки.
Управление
процентной политикой нужно рассматривать
непосредственно как часть
Аналогично, можно представить общую схему формирования тактики процентной политики в сфере размещения ресурсов.
Выработка тактики процентной политики может осуществляться Правлением банка с учетом индивидуальных особенностей и условий функционирования.
Тактика процентной политики должна не только соответствовать общей стратегии, но и быть направленной на достижение стратегических целей. Главными стратегическими целями банковской политики являются: обеспечение прибыльности, ликвидности, надежности и развитие бизнеса. Вместе с тем реализуемые в рамках общебанковской политики цели процентной политики имеют свою специфику, определяемую спецификой сферы их реализации (процентные отношения).
Можно выделить две основные цели процентной политики:
1. максимизация процентной прибыли;
2. минимизация процентного риска.
Важна следующая особенность – цели процентной политики тесно взаимосвязаны и реализуются в рамках единого процесса.
Следующим уровнем управления процентной политикой является уровень оперативного управления, в рамках которого осуществляется сбор и анализ внешней и внутренней информации.
Сбор внешней информации необходимо производить на двух уровнях: макроэкономическом (в пределах экономического пространства отдельной страны или нескольких стран) и мезоуровне (с учетом специфики развития регионального банковского сектора).
Анализ внешних факторов включает следующие области:6
Сбор внутренней информации состоит в оценке слабых и сильных сторон в деятельности банка, позиционирование банка и сфер его деятельности. Анализ внутренних факторов необходим для выявления динамики процессов, происходящих в банке и его филиальных подразделениях, оперативного реагирования, стимулирования положительных и устранения отрицательных тенденций. Анализ выполняется финансово-аналитической службой банка, отделом планирования, кураторами бизнес-направлений, управлением ресурсами и другими заинтересованными подразделениями банка.
Осуществление аналитической работы необходимо для практической реализации двух направлений оперативного управления. Как было отмечено ранее, тактика процентной политики направлена на достижение двух основных ее целей: минимизация процентного риска и максимизация процентной прибыли. В сфере оперативного управления минимизация процентного риска достигается путем управления процентным риском (может осуществляться Комитетом по управлению рисками), максимизация процентной прибыли предполагает управление процентным ценообразованием (может проводиться Комитетом по правлению ресурсами и Кредитным комитетом).7
Информация о работе Совершенствование организации и проведение процентной политики на примере банка