Совершенствование организации и проведение процентной политики на примере банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ процентной политики коммерческого банка, на примере ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан».
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;
- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата;
- провести анализ процентной политики коммерческого банка;
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоритические основы ведения процентной политики коммерческого банка
1.1. Сущность, виды и значение банковских процентов
1.2. Содержание процентной политики коммерческого банка
1.3. Цели, принципы и задачи процентной политики в системе управления процентной политикой коммерческого банка
Глава 2. Анализ процентной политики коммерческого банка на примере ОАО
" КазКоммерцбанк Кыргызстана "
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО " КазКоммерцбанк Кыргызстана "
2.2. Анализ процентной политики ОАО «КазКоммерцБанк Кыргызстан» по кредитным операциям
2.3. Особенности определения процентных ставок по пассивным операциям ОАО «КазКоммерцБанк Кыргызстан»
Глава 3. Совершенствование организации и проведения процентной политики ОАО " КазКоммерцбанк Кыргызстана "
3.1 Процентный риск ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан»
3.2 Методы снижения процентного риска в ОАО «КазКоммерцбанк Кыргызстан»
Заключение

Файлы: 1 файл

Дип.работа.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

При расчете нормы процента в  каждой конкретной сделке коммерческий банк учитывает:3

• уровень базовой процентной ставки;

• надбавку за риск с учетом условий кредитного договора.

Базовая процентная ставка (Пбаз) определяется исходя из ориентировочной себестоимости  кредитных вложений и заложенного  уровней прибыльности ссудных операций банка на предстоящий период:4

П баз = С1 2м, (1)

где С1 - средняя реальная цена всех кредитных ресурсов на планируемый период;

С2 - отношение планируемых расходов по обеспечению функционирования банка к ожидаемому объему продуктивно размещенных средств;

Пм - планируемый уровень прибыльности ссудных операций банка с минимальным риском.

Выводы:

  1. Процентная  ставка  представляет  собой стоимость временного заимствования денег для использования их покупательной способности». Представленные определения не раскрывают в полной мере сущности  категории  процента,  а  выделяют  лишь отдельные специфические черты, поэтому абсолютно не ясно, что представляет собой содержание категории: процент – это цена, арендная плата или стоимость временно заимствованных денежных средств? Более емкое определение категории ссудного процента дано в работе под редакцией О.И. Лаврушина: «Ссудный процент – это своеобразная цена ссуженной во временное пользование стоимости (ссудного капитала)».5
  2. В  банковском  секторе  экономики  используется  целый  комплекс  различных видов процентных ставок. Во-первых, это процентные ставки, подверженные непосредственному регулированию. К ним относится ставка рефинансирования ЦБ РФ и процентные ставки по его кредитам. Во-вторых, это банковские процентные ставки, которые включают стоимость привлекаемых банками депозитов и ставки  по  банковским  кредитам,  предоставляемым непосредственным заемщикам, т.е. предприятиям, организациям и населению. Процентные ставки по депозитам и кредитам, в свою очередь, подразделяются на ставки по кредитам  для юридических и физических  лиц,  в  рублях  и  иностранной  валюте  и межбанковскими кредитами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Содержание процентной политики коммерческого банка.

В экономической  литературе нет единой трактовки  содержания процентной политики. Чаще всего процентная политика определяется как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется процент за кредит: «процентная  политика –  важная  часть  кредитной  политики  в  целом» или «…с точки зрения активных операций, процентная политика является элементом кредитной политики». Такой подход является спорным, так как в данном случае процентная политика рассматривается не как самостоятельный элемент банковской политики.  Отдельные авторы трактуют процентную политику через сферу ее реализации: «Процентная  политика  коммерческого  банка  находит  выражение  в  динамике процентных ставок по его пассивным и активным операциям». При таком подходе содержание процентной политики фактически не раскрывается, а лишь описывается сфера ее реализации (в чем эта политика выражается). 

Процентная  политика реализуется на двух уровнях: Банка России и коммерческих банков. На уровне Банка России национальная процентная политика должна: благоприятствовать росту экономики; сдерживать инфляцию; обеспечивать стабильность национальной валюты; обеспечить выборочную политику процентных ставок в пользу приоритетных производств и секторов народного хозяйства. На уровне коммерческих банков процентная политика является одним из важнейших элементов общей политики банка и представляет собой совокупность мер в области процентных ставок по привлечению и размещению денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также направлена на обеспечение рентабельности и ликвидности банка. 
На процентную политику банка оказывают влияние внешние и внутренние факторы. 
 К внешним факторам относятся:

    • состояние финансового рынка;
    • уровень инфляции;
    • спрос на банковские услуги;
    • уровень банковской конкуренции;
    • политика Банка России и Министерства финансов РФ;
    • региональная специфика;
    • состояние социальной среды.

К внутренним факторам относятся: спектр оказываемых банком услуг; квалификация и опыт персонала; состав клиентов банка. При формировании процентной политики банк учитывает, что для различных секторов финансового рынка характерны различные величины процентных ставок. Ставки денежного рынка, используемые при краткосрочных ссудных операциях между кредитно-финансовыми институтами (в т.ч. государственными), — это официальная учетная ставка, ставка по краткосрочным межбанковским ссудам).

Ставки рынка  ценных бумаг — это преимущественно  ставки доходности разнообразных облигаций  в момент их эмиссии и впоследствии на вторичном рынке. 
Ставки по операциям банка с небанковскими заемщиками и кредиторами — это ставки, связанные с предоставлением и привлечением средств указанным заемщикам и кредиторам. 
 Процентная политика банка определяется продолжительностью разрыва между сроками освобождения привлеченных и размещенных средств и колебаний процентных ставок, уровнем процентного риска, который выражается в опасности потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых банком по привлеченным средствам, над ставками по предоставляемым ссудам.

При формировании процентных ставок по пассивным операциям банк должен учитывать следующие факторы:

процентные ставки различаются в зависимости от сроков, размеров привлекаемых средств, категории клиента, валюты денежных средств и т.д.; размер процентной ставки находится в зависимости от официальной учетной ставки ЦБ РФ и норм резервирования; величина процента по привлекаемым ресурсам должна быть реальной, т.е. учитывать уровень процентных ставок по активным операциям и маржу. При формировании процентных ставок по активным операциям банк учитывает следующие факторы: официальную учетную ставку ЦБ РФ; конъюнктуру рынка; издержки привлечения средств; степень риска проекта; финансовое состояние заемщика, степень надежности, платежеспособность. Разница между процентным доходом и расходом банка, между процентами полученными и уплаченными есть процентная маржа. Маржа предназначена для покрытия издержек банка, рисков, включая инфляционный, для создания прибыли и покрытия договорных скидок. Абсолютная величина маржи может рассчитываться как разница между общей величиной процентного дохода и расхода банка, а также между процентным доходом по отдельным видам активным операций и процентным расходом, связанных с ресурсами, которые используются для этих операций. Достаточная маржа может рассчитываться на основе фактических данных за истекший период и прогнозных величин на планируемые периоды. Расчет прогнозной достаточной маржи необходим для формирования договорной процентной ставки на предстоящий период. Минимально необходимый размер процентной ставки по активным операциям складывается из достаточной маржи и реальной стоимости ресурсов с учетом инфляции.

Выводы:

1. Чаще всего  процентная политика определяется  как элемент кредитной политики, а из всех видов процентных ставок анализируется процент за кредит: «процентная  политика –  важная  часть  кредитной  политики  в  целом» или «…с точки зрения активных операций, процентная политика является элементом кредитной политики».

2. Для определения  порядка организации процесса  управления процентной политикой  необходимо выделить элементы  процентной политики в соответствии  с видами банковских операций. К  данным  элементам  можно   отнести  банковские  операции, генерирующие процентные доходы или расходы.

3. Основные принципы  построения процентной политики:

♦ тесная связь с коммерциализацией деятельности банков;

♦ одновременное регулирование процентных ставок по депозитным (пассивным) и ссудным (активным) операциям;

♦  установление дифференцированных размеров процентных ставок, обеспечивающих рентабельность операций банка, и порядок их уплаты на договорной основе.

 

1.3. Цели, принципы  и задачи процентной политики.

В соответствии с проводимым типом банковской политики (консервативная, умеренная, агрессивная) производится корректировка тактики процентной политики. Так, если политика консолидации предполагает уменьшение разницы между кредитными и депозитными ставками, то агрессивная политика – увеличение процентных расходов и процентного риска. Банковская стратегия – основа варьирования тактики процентной политики. Например,  процентная политика в сфере привлечения ресурсов при стратегии  проникновения  на  рынок  предусматривает  установление  высоких  депозитных  ставок и достижение минимальной рентабельности; при  стратегии диверсификации и поддержания присутствия на определенном сегменте рынка – средние  рыночные  ставки;  при  стратегии  развития  существующей  рыночной ниши –  широкий  ассортимент  депозитных  инструментов  и  индивидуальный подход к крупным клиентам, низкие и средние ставки. 

Управление  процентной политикой нужно рассматривать  непосредственно как часть финансового  менеджмента в коммерческом банке. Отсюда главной задачей процентной политики как части банковского  менеджмента является построение системы отношений, связанных с оптимальной организацией взаимодействия многочисленных  элементов  динамической  системы, определение оптимальных режимов ее функционирования. Рассматривая управление процентной политикой как часть банковского менеджмента с учетом раскрытого ранее содержания процентной политики, можно представить процесс ее реализации в виде последовательности нескольких этапов.

Аналогично,  можно  представить  общую  схему  формирования  тактики процентной политики в сфере размещения ресурсов.

Выработка тактики  процентной политики может осуществляться Правлением банка с учетом индивидуальных особенностей и условий функционирования. 

Тактика  процентной  политики  должна  не  только  соответствовать  общей стратегии, но и быть направленной на достижение стратегических целей. Главными  стратегическими целями  банковской  политики  являются:  обеспечение прибыльности, ликвидности, надежности и развитие бизнеса. Вместе с тем реализуемые в рамках общебанковской политики цели процентной политики имеют свою специфику, определяемую спецификой сферы их реализации (процентные отношения).

 

Можно выделить две основные цели процентной политики:

1. максимизация  процентной прибыли; 

2. минимизация  процентного риска.

Важна следующая особенность – цели процентной политики тесно взаимосвязаны и реализуются в рамках единого процесса. 

Следующим  уровнем  управления  процентной  политикой  является  уровень оперативного управления, в рамках которого осуществляется сбор и анализ внешней и внутренней информации. 

Сбор  внешней  информации  необходимо  производить  на  двух  уровнях: макроэкономическом (в  пределах  экономического  пространства  отдельной страны или нескольких стран) и мезоуровне (с учетом специфики развития регионального банковского сектора).

Анализ внешних  факторов включает следующие области:6

  • ¾ экономические, политические, социальные факторы;
  • ¾ перспективы роста на существующих и потенциальных рынках;
  • ¾ анализ конкурентной среды;
  • ¾ прогнозы  развития  ситуации на финансовом  рынке и оценка их  влияния на деятельность банка;
  • ¾ прогнозы тенденций процентной ставки (на основании анализа рыночной конъюнктуры или на основе публикуемых экономических прогнозов).

Сбор внутренней информации состоит в оценке слабых и сильных сторон в деятельности банка, позиционирование банка и сфер его деятельности. Анализ внутренних факторов необходим для выявления динамики процессов, происходящих  в  банке и  его филиальных подразделениях,  оперативного  реагирования,  стимулирования  положительных  и  устранения  отрицательных  тенденций.  Анализ  выполняется  финансово-аналитической  службой  банка,  отделом планирования, кураторами бизнес-направлений, управлением ресурсами и другими заинтересованными подразделениями банка.

Осуществление  аналитической  работы  необходимо  для  практической реализации  двух  направлений  оперативного  управления.  Как  было  отмечено ранее, тактика процентной политики направлена на достижение двух основных ее целей: минимизация процентного риска и максимизация процентной прибыли. В  сфере оперативного управления минимизация процентного риска достигается путем управления процентным риском (может осуществляться Комитетом по управлению рисками), максимизация процентной прибыли предполагает управление процентным ценообразованием (может проводиться Комитетом по правлению ресурсами и Кредитным комитетом).7

Информация о работе Совершенствование организации и проведение процентной политики на примере банка