Совершенствование организации и проведение процентной политики на примере банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:44, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является исследование теоретических и практических основ процентной политики коммерческого банка, на примере ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан».
Задачами написания данной работы являются:
- рассмотреть теоретические основы ведение процентной политики банка;
- изучить расходы и доходы коммерческого банка; особенности формирования финансового результата;
- провести анализ процентной политики коммерческого банка;
- отметить направления совершенствования организации и проведения процентной политики коммерческого банка.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоритические основы ведения процентной политики коммерческого банка
1.1. Сущность, виды и значение банковских процентов
1.2. Содержание процентной политики коммерческого банка
1.3. Цели, принципы и задачи процентной политики в системе управления процентной политикой коммерческого банка
Глава 2. Анализ процентной политики коммерческого банка на примере ОАО
" КазКоммерцбанк Кыргызстана "
2.1. Общая характеристика деятельности ОАО " КазКоммерцбанк Кыргызстана "
2.2. Анализ процентной политики ОАО «КазКоммерцБанк Кыргызстан» по кредитным операциям
2.3. Особенности определения процентных ставок по пассивным операциям ОАО «КазКоммерцБанк Кыргызстан»
Глава 3. Совершенствование организации и проведения процентной политики ОАО " КазКоммерцбанк Кыргызстана "
3.1 Процентный риск ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан»
3.2 Методы снижения процентного риска в ОАО «КазКоммерцбанк Кыргызстан»
Заключение

Файлы: 1 файл

Дип.работа.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

Источник: рассчитано автором на основе данных финансовой отчетности ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009 – 2011 гг.

 

Исходя из данных таблицы 4, следует, что обязательства  банка резко сокращаются в  период с 2009 по 2010 гг. (почти в 2 раза). Наибольший удельный вес занимают счета  клиентов, при этом их удельный вес  в период с 2009 по 2010 гг., резко возрастает, что связано с резким сокращением статьи «Средства банков». Можно предположить, что в связи с апрельскими событиями 2010 года, те банки, которые имели депозиты и корреспондентские счета в ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан», отозвали свои средства, для сохранения своей ликвидности и платежеспособности, что отразилось на строке баланса «Средства банков» ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан». В настоящее время те средства, которые представлены в данной строке, предоставлены ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» от АО «Казкоммерцбанк» в виде корреспондентских счетов.

Далее рассмотрим подробно структуру строки «Средства  клиентов» ОАО «Казкоммерцбанк  Кыргызстан»:

Таблица 5

Средства  клиентов ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009-2011 г.г.

 

2009 год

2010 год

2011 год

 тыс. сом

%

 тыс. сом

%

 тыс. сом

%

Физические  лица

           

До востребования

-

-

171 665

36,64

193 187

38,82

Срочные

-

-

81 035

17,30

27 166

5,46

Итого физические лица

-

-

252 700

53,94

220 353

44,28

Юридические лица

           

До востребования

-

-

212 200

45,29

275 328

55,33

Срочные

-

-

3 615

0,77

1 924

0,39

Итого юридические лица

-

-

215 815

46,06

277 252

55,72

Итого средства клиентов

566 495

-

468 515

100

497 605

100


Источник: рассчитано автором на основе данных финансовой отчетности ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009 – 2011 гг.

 

Проанализировав данные таблицы 5, можно сделать вывод, что в структуре средств клиентов банка в 2010 году большую долю занимают физические лица, а в 2011 году юридические лица. Это говорит о том, что банк нацелен на привлечение средств юридических лиц. Это оправданная стратегия, так как банк имеет дешевые ресурсы для осуществления своих активных операций. То, что это действительно так подтверждают данные таблицы 5. Увеличилась доля депозитов до востребования и сократилась доля срочных депозитов. Банк провел политику в изменении процентных ставок по срочным депозитам в сторону уменьшения, с одновременным улучшением условий по депозитам до востребования. Результатом является увеличение абсолютного значения средств клиентов в период с 2010 по 2011 гг.

Исходя из вышеприведенного анализа обязательств, можно сделать  вывод, что банк продолжает увеличивать  свою ресурсную базу, после её сокращения, ввиду апрельских событий 2010 года. В 2011 году банк успешно привлекает дешевые ресурсы юридических лиц, в виде депозитов до востребования, создавая не дорогую, стабильную ресурсную базу.

Анализ  доходов и расходов банка. Анализ доходов и расходов, следует начать с важной для доходов банка сферы процентных доходов и расходов:

Таблица 6

Процентные  доходы и расходы ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009-2011 г.г.

Статьи

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. сом

%

тыс. сом

%

 тыс. сом

%

Процентные  доходы:

           

Доходы по кредитам,

 предоставленным клиентам

-

-

99 307

99,41

27 235

78,99

Доходы по долговым

 ценным бумагам

-

-

0

0,00

5 303

15,38

Доходы по ценным бумагам, удерживаемым до

 погашения

-

0

0,00

227

0,66

Доходы по операциям  РЕПО

-

-

81

0,08

1 378

4,00

Доходы по кредитам, предоставленным  банкам

-

-

505

0,51

334

0,97

Итого процентных

 доходов:

217 470

-

99 893

100,00

34 477

100

Процентные  расходы:

           

Расходы по средствам

 клиентов

-

-

10 922

33,15

1 563

99,94

Расход по средствам  банков и других ФКУ

-

-

22 026

66,84

1

0,06

Расходы по

 субординированным  облигациям

-

-

4

0,01

0

0,00

Итого процентных

 расходов:

56 732

 

32 952

100,00

1 564

100


Источник: рассчитано автором  на основе данных финансовой отчетности ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009 – 2011 гг.

 

Из анализа  таблицы 6, следует, что процентные доходы банка резко снижаются в период с 2010 по 2011 года. Банк перестает получать вознаграждения по кредитам, как в  связи с беспорядками 2010 года в  стране, так и введением моратория на кредитование. А так как доходы по кредитам, предоставленным клиентам составляют наибольшую долю в процентных доходам банка, то их снижение обуславливает снижение всех процентных

доходов банка. Для того, чтобы появилось полное представление о доходах банка и его политики в их формировании, необходимо также рассмотреть структуру непроцентных доходов и их соотношение с процентными доходами:

 Таблица 7

Структура непроцентных доходов ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009-2011

г.г.

 

2009 г.

Уд. Вес

 

2010 г.

Уд. Вес

2011 г.

Уд. Вес

тыс. сом

%

тыс. сом

%

тыс. сом

%

Всего доходов

330 748

 

185999

 

157991

 

Из них:

           

Процентные доходы

217 470

65,75

99 893

58,07

34 477

30,14

Восстановление РППУ

   

13 976

 

43599

 

Непроцентные доходы

 113 278

34,25

72 130

41,93

79 915

69,86

Из них:

 

0,00

       

Прибыль по

 операциям с 

производными фин.

инструментами

4 344

1,31

2 942

1,71

19 372

16,93

Прибыль по

 операциям с

 иностранной валютой

60 716

18,36

25 306

14,71

15 097

13,20

Доходы по

 услугам и

 комиссии

46 916

14,18

43 661

25,38

45 210

39,52

Восстановление резерва  под

 обесценение

1 214

0,37

0

0,00

0

0,00

Прочие доходы

88

0,03

221

0,13

236

0,21




 

 

Источник: рассчитано автором  на основе данных финансовой отчетности ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009 – 2011 гг.

 

Проанализировав таблицу 7, можно сделать вывод, что  в период с 2009 по 2011 гг. в структуре  доходов банка постепенно начинают преобладать непроцентные доходы. Если в 2009 году соотношение процентных и  непроцентных доходов было примерно 70 на 30, где большей частью были процентные доходы, то в 2011 году ситуация поменялась на противоположную, непроцентных доходов стало 70% в общей структуре доходов банка. Это нормальное явление в условиях повышенного риска, когда банк предпочитает сохранить свои ресурсы, не выдавая кредиты и зарабатывая на комиссии. В этот период у банка появляется избыточная ликвидность, как было показано в анализе активов.

Далее рассмотрим структуру расходов банка:

Таблица 8

Структура расходов ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан»  за период с 2009г.-2011г.

 

2009 г.

Уд. Вес

2010 г.

Уд. Вес

2011 г.

Уд. Вес

тыс. сом

%

тыс. сом

%

тыс. сом

%

Всего расходов

198 965

 

149 967

 

128 915

 

Из них:

           

Процентные расходы

56 732

28,51

32 952

21,97

1 564

1,21

Расходы по РППУ

32 605

16,39

0

 

0

 

Непроцентные расходы

10 016

5,03

11 358

7,57

32 509

25,22

Из них:

           

Расходы по услугам комиссии

9 536

 

11 358

 

20 721

 

Формирование резерва  под обесценение

480

 

0

 

0

 

Убытки от операций с  ЦБ

0

 

0

 

11 788

 

Операционные расходы

99 612

50,07

105 657

70,45

94 842

73,57

Из них:

           

З/плата сотрудникам

   

44 987

 

42 761

 

Амортизация основных средств

   

16 515

 

15 118

 

Пр. административные расходы

   

77 185

 

67 199

 

Источник: рассчитано автором на основе данных финансовой отчетности ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009 – 2011 гг.

 

Из анализа таблицу 8, следует, что наибольшую долю в структуре  расходов занимают операционные расходы, при этом их доля в структуре расходов увеличивается в динамике с 2009 по 2011 гг. Наибольшую же часть в операционных расходах составляет заработная плата сотрудникам банка. Можно отметить, что, несмотря на снижение доходов, банк не снизил значительно заработную плату. Далее следует отметить строку убытки от операций с ценными бумагами. Как отмечалось выше, в 2011 году банк приобрел облигации АО «Халык банк» и АО «КазМунайГаз», но как видно из строки операций с ценными бумагами банк получил расходы. Таким образом, присправедливой переоценке данных ценных бумаг и возникли приведенные выше расходы. Банку следует пересмотреть свою политику в отношении приобретения ценных бумаг во избежание таких огромных убытков, учитывая снижение доходов в целом. Также значительно снизились процентные расходы в 2011 году, что связано в основном с уменьшением процентной ставки по средствам клиентов, а также полное отсутствие расходов по средствам, привлеченных из других банков и финансово-кредитных учреждений, так как все средства были получены от АО «Казкоммерцбанк» на беспроцентной основе. Увеличились в 3 раза непроцентные расходы, где наибольший удельный вес занимают расходы по обслуживанию пластиковых карт. Расходы по обслуживанию банковских карт в период с 2010 по 2011 гг. увеличились на 12 миллионов, тогда как доходы отоперациями с пластиковыми картами за этот же период возросли лишь на 7 миллионов. Следовательно, банку нужно пересмотреть политику в отношении обслуживания банковских карт и либо увеличить доходы, либо сократить расходы.

Для того, чтобы подвести резюме по финансовому состоянию банка рассмотрим такие показатели как отдача на активы (ROA) и отдача на капитал (ROE).Данные показатели позволяют увидеть сколько прибыли приносит каждый сом активов и капитала соответственно и позволяют сделать вывод об эффективности деятельности банка.

Рис. 1 Показатели эффективности  деятельности банка ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан» за 2009-2011 г.г.

 

Источник: Финансовая отчетность ОАО «Казкоммерцбанк Кыргызстан»  за 2009 – 2011 гг.

 

Из анализа  рис. 1, следует, что оба показателя ROA и ROE снижаются в динамике. На это оказало влияние в основном снижение прибыли банка с 2009 по 2011 гг., которое произошло из-за резкого снижения процентных доходов банка и неспособности банка заменить этот объем доходов непроцентными. Таким образом, показатели эффективности работы банка позволяют говорить о том, что банк в период 2010 – 2011 гг., ведет неэффективную деятельность. При этом, нужно учитывать в каком положении оказалась вся наша банковская система в апреле 2010 года. Также, следует отметить, что темпы падения доходности постепенно снижаются сравнительно по периодам 2009 – 2010 гг., и 2010- 2011 гг., что говорит о том, что банк постепенно восстанавливает размеры своих доходов, что отражается на прибыли банка.

Информация о работе Совершенствование организации и проведение процентной политики на примере банка