Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время главной целью предприятий общественного питания должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие питания получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере общественного питания показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....................2

1.Экономическая сущность товарооборота……………………………………….3
1.1. Состав и структура товарооборота общественного питания ………...3
1.2. Факторы влияющие на товарооборот…………………………………..7

2. Анализ товарооборота и производственной программы комбината питания «Юрист»……………………………………………………………………………...9
2.1. Методика проведения анализа товарооборота………………………....9
2.2. Анализ выполнения плана и динамики товарооборота………………11

3.Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота……...18

Заключение……………………………………………………………………….....23

Список литературы…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика 2.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Министерство общего и профессионального образования

 Свердловской области

Государственное бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  Свердловской области

«ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

Оценка работы_____________

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине_____________________________________________________

Тема:_____________________________________________________________

Студент

Группа                                            

 

Руководитель

  

 

 

Екатеринбург


2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….....................2

 

1.Экономическая сущность товарооборота……………………………………….3

1.1. Состав и структура товарооборота общественного питания ………...3

1.2. Факторы влияющие на товарооборот…………………………………..7

 

2. Анализ товарооборота и производственной программы комбината питания «Юрист»……………………………………………………………………………...9

          2.1. Методика проведения анализа товарооборота………………………....9

2.2. Анализ выполнения плана и динамики товарооборота………………11

 

3.Совершенствование планирования – путь увеличения  товарооборота……...18

 

Заключение……………………………………………………………………….....23

 

Список литературы…………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящие время главной целью  предприятий общественного питания должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие питания получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере общественного питания показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.

Розничный товарооборот выступает  как один из показателей, определяющих мощность предприятия питания, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия. Розничный товарооборот характеризует эффективность использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является экономическим понятием, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с объемом затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.

Развитие розничного товарооборота  должно быть тесно увязано с таким  экономическим показателем, как  спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическая сущность товарооборота

 

1.1 Состав и структура товарооборота общественного питания

Розничная продажа представляет собой акт обмена денег на товар и услуги. Согласно «Инструкции по учёту розничного товарооборота и товарных запасов в торговле», розничным товарооборотом является продажа потребительских товаров населению, юридическим лицам и их обособленным подразделениям. Продажа товаров осуществляется за наличный расчёт, по безналичному расчёту или посредством кредитных карточек.

 

Розничным товарооборотом является продажа, продовольственных и непродовольственных товаров населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях. В розничный товарооборот включается продажа продовольственных товаров по безналичному расчету организациям социального назначения: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским лагерям.

Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам и их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения в объеме розничного товарооборота не учитывается и входит в состав общего объема оборота предприятия торговли.

В розничном товарообороте  учитывается продажа потребительских товаров:

- юридическими лицами, их обособленными подразделениями,  осуществляющими розничную торговлю  и общественное питание, для  которых торговая деятельность  является основной;

- юридическими лицами, их обособленными подразделениями, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

- физическими лицами, осуществляющими продажу товаров  на продовольственных, вещевых  и смешанных рынках.

Обособленными подразделениями  юридических лиц являются представительства и филиалы юридического лица, которые расположены вне места его нахождения, наделены имуществом и выделены в самостоятельный участок учета.

Юридические лица, их обособленные подразделения данные об объеме розничного товарооборота представляют в органы статистики по месту нахождения предприятия торговли.

Объем продажи населению  физическими лицами товаров на продовольственных  рынках определяется на основании данных учета дирекций рынков и специально организованного статистического  наблюдения, на вещевых и смешанные рынках - используются данные выборочного квартального обследования домашних хозяйств в соответствии с Методическими указаниями по расчету общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации, утвержденными приказом Министра статистики и анализа Республики Беларусь 19.09.96 №  300.

В розничный товарооборот включается продажа товаров и  питания в ценах фактической  реализации по моменту отпуска товаров  и питания покупателям независимо от времени уплаты денег и сдачи  торговой выручки в банк. Объем розничного товарооборота определяется строго за отчетный период.

 

Розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и товарооборот общественного питания. Товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж. Розничный товарооборот представляет собой заключительную стадию движения потребительских товаров из сферы обращения в личное потребление путём их обмена на денежные доходы.

Товарооборот общественного  питания выражает экономические  отношения, возникающие при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказания услуг по организации питания.

Товарооборот предприятия  питания состоит из двух основных частей:

    • реализации продукции собственного производства;
    • продажи покупных товаров.

К продукции собственного производства относятся пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся здесь какой-либо обработке. Она включает в себя блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д.

Продукция собственного производства по степени готовности подразделяется на готовые блюда  и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной обработки.

В зависимости от форм потребления, назначения в питании  человека продукцию собственного производства можно подразделить на обеденную и прочую продукцию.

Обеденная продукция – это блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо – порция пищи, приготовленная из определённого набора сырья, прошедшую полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закуски. Из общего выпуска продукции собственного производства на долю обеденной продукции собственного производства на предприятиях общественного питания приходится 75-80%.

Остальные виды продукции  собственного производства (бутерброды, изделия, запечённые в тесте, горячие  напитки, мороженое, безалкогольные напитки  собственного производства, молочно-кислая продукция и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овощные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изделия как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции собственного производства.

Продукция собственного производства учитывается и планируется  в стоимостных и натуральных  показателях. Так, главным показателем  и измерителем обеденной продукции  является блюдо, т есть натуральный  показатель. Количественный выпуск блюд характеризует объем производства и реализации обеденной продукции. Учет прочей собственной продукции осуществляется в стоимостных показателях, лишь отдельные ее виды учитываются в штуках, стаканах, порциях, килограммах. Реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении  представляет собой товарооборот по продукции собственного производства.

На предприятиях питания  кроме производства и реализации продукции собственного производства осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Это хлеб и хлебобулочные изделия; кондитерские изделия; консервы, реализуемые в банках; мороженое; фрукты и ягоды. Кроме того к покупным товарам относятся изделия, которые не являются продуктами питания – алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам.

Отдельные предприятия  продают готовую продукцию или  полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания ещё не поступают в сферу личного потребления, поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку товары при этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот  самостоятельного отраслевого значения не имеет.

Сумма оборота от реализации продукции собственного производства (розничного и оптового) и оборота  от реализации выкупных товаров образует общий оборот общественного питания, то есть валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объём производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания. По отношению к нему планируют и учитывают другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Факторы  влияющие на товарооборот

 

На деятельность предприятий общественного питания значительное влияние оказывают факторы научно-технического и экономического характера (62,7 и 43,3%) соответственно, которые могут быть с одной стороны потенциальными носителями угроз для них, а с другой - могут открывать новые возможности для предприятия. В свою очередь, социально-демографические и политические факторы оказывают среднюю степень влияния на коммерческую деятельность предприятий питания (38,9 и 47,3%). Основными факторами экономического характера, оказывающими высокую степень влияния на коммерческую деятельность предприятий, являются: уровень доходов населения, процентная ставка банковского кредита, инфляционные процессы, уровень развития конкурентных отношений; нормы налогообложения, уровень безработицы и т.д. Наиболее значимый фактор политического характера - отношение правительства к отраслям экономики и регионам государства. Из социально-демографических факторов для предприятий розничной торговли важным является динамика численности населения страны, региона, из научно-технических высокую значимость получил фактор состояния и перспектив развития технологии.

В частности к факторам, связанным с численностью обслуживаемого населения и его покупательными фондами, относятся: численность населения, обслуживаемого организацией, его покупательные  фонды и охват покупательных фондов товарооборотом.

Положительное влияние  на сумму товарооборота оказывает  увеличение объема поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров  и их остатка на конец периода.

Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми.

К факторам, связанным  с обеспечением и использованием трудовых ресурсов, относятся: численность  работников, организация и производительность их труда.

К факторам, связанным  с использованием основных фондов, относятся: количество магазинов, средняя торговая площадь одного магазина, товарооборот на 1 кв. м. торговой площади, фондоотдача, среднегодовая стоимость основных фондов.

Все факторы, под влиянием которых развивается товарооборот, следует разделить на две группы - экстенсивные и интенсивные.

Такие экстенсивные факторы, как покупательные фонды населения, товарные ресурсы, численность обслуживаемого населения, не зависят от деятельности торговых организаций и складываются под влиянием развития экономики страны в целом. Интенсивные факторы зависят в большой степени от эффективности деятельности торговых организаций.

Информация о работе Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота