Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время главной целью предприятий общественного питания должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие питания получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере общественного питания показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....................2

1.Экономическая сущность товарооборота……………………………………….3
1.1. Состав и структура товарооборота общественного питания ………...3
1.2. Факторы влияющие на товарооборот…………………………………..7

2. Анализ товарооборота и производственной программы комбината питания «Юрист»……………………………………………………………………………...9
2.1. Методика проведения анализа товарооборота………………………....9
2.2. Анализ выполнения плана и динамики товарооборота………………11

3.Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота……...18

Заключение……………………………………………………………………….....23

Список литературы…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика 2.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

Планирование предполагает определение перспективных целей, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Основными стадиями целевого планирования являются:

      • поиск целей;
      • придание цели количественной определённости;
      • анализ и упорядочение цели;
      • проверка цели на реализуемость;
      • принятие решения;
      • осуществление целей;
      • проверка и уточнение целей.

Для ТЭУП «Горизонт», в  условиях насыщенного рынка, характерно долгосрочное и текущее оперативное планирование.

В условиях достаточно высокого уровня монополизма и отсутствия конкуренции среди предприятий  питания в условиях переходной экономики  плановые решения принимаются в  следующем порядке. Идея, закладываемая  в план, пока ещё во многих случаях задаётся высшими органами отраслевого и административного управления. Затем следуют формулировка целей; выработка стратегии или нахождение путей достижения целей; выбор средств; контроль.

Формулировка целей  в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников предприятия в их достижении.

По возможности измерения  цели подразделяются на экономические, качественные, стратегические. Суть экономических  целей в общем виде формулируются как повышение прибыли на вложенный капитал.

Классификация экономических  целей:

  • результативные (степень использования мощностей предприятия питания; качество обслуживания; доля предприятия на рынке; каналы товародвижения; пропускная способность; качество продукции);
  • количественные (объем и состав товарооборота; готовность продукции к потреблению; уровень и структура издержек; товарооборачивае-мость; прибыль, рентабельность, ликвидность);
  • финансовые (высокая платежеспособность, ликвидность; возможность резервирования прибыли; размеры резервных фондов; соотношение собственных и заемных средств, высокая эффективность их функционирования, структура и объем инвестиционной и финансовой программы).

 

Качественные цели тесно  связаны с экономическими. Если они  не определены, то экономические цели могут быть не доступны вообще или достигнуты при больших нерациональных затратах.

В условиях демополизации  предприятий торговли и питания, разгосударствления и приватизации перед хозяйствующими субъектами встают три важнейшие проблемы, которые могут стать целевыми (стратегическими) установками:

1) получение прибыли;

2) завоевание и расширение  доли рынка, на котором работает  предприятие;

3) завоевание доверия  клиентов.

 

От решения этих проблем  зависят объем и темпы роста  товарооборота предприятия общественного питания.

Исходя из сути товарооборота, механизм экономического обоснования планового объема и структуры реализации включает в себя определение условий осуществления продаж и контроль за процессом реализации.

В конъектурных колебаниях (циклах) различают четыре стадии: депрессию, подъем, бум и спад.

Для стадии депрессии  характерны самые низкие уровни производства, оборота, цен, спроса на товары, основные фонды, труд и капитал, безработица  и низкая прибыль. При подъеме  начинает увеличиваться производство, оборот прибыли, замедляется рост цен, увеличивается число рабочих мест. В стадии бума обеспечивается полная загрузка производственных мощностей, растут цены. При спаде из-за высоких цен сдерживается реализация всех услуг (товаров), спрос уменьшается, наблюдается спад производства, и все это ведет к кризису.

 

Вторым основополагающим принципом экономического обоснования  объема розничного товарооборота является обеспечение необходимой взаимосвязи  динамики показателей эффективности работы предприятий общественного питания и форм интенсификации.  

В таком нормативе  на первый план выдвигается получение  необходимой массы прибыли, достижение конкретного объема товарооборота  и рост физической массы продаж. С одной стороны, данная стратегия основана на обеспечении сбалансированности товарооборота и прибыли, с другой − товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения по объему и структуре, а также на выработке оптимальных пропорций их развития.

При обосновании планового  объема структуры товарооборота, кроме перечисленных выше принципов, необходимо учесть сложившуюся и потенциальную сегментацию рынка, жизненный цикл товара и предприятия, концепцию полезности и удовлетворенности посетительского выбора, обеспеченность населения данной продукцией, коэффициент насыщенности рынка.

Кроме того, важными исходными  данными для разработки планов товарооборота  по предприятию являются объем централизованно  распределяемых товаров из государственных  ресурсов (ликероводочные изделия, вино, сахар, масло растительное, рыботовары, маргарин, и др.), предполагаемые изменения контингента питающихся, технология приготовления пищи, внедрение индустриализации и т.п.

Чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, при разработке прогноза товарооборота используется комплекс простых и сложных методов прогнозирования, поскольку никакой из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты развития рынка.

 План товарооборота  общественного питания составляется  в определенной последовательности. Основная его часть −реализация продукции собственного производства. Поэтому первоначально рассчитывают производственную программу предприятия.

 

К основным методам расчета производственной программы и обеденной продукции относятся:

  • используемый при сравнительно постоянном контингенте посетителей;
  • используемый на предприятиях с изменяющимися контингентами посетителей;
  • основанный на расчете пропускной способности зала и степени ее использования;
  • исходя из производственной мощности и степени ее использования;
  • основанный на расчете и прогнозировании коэффициентов комплексности (расчет производится по вторым и третьим блюдам).

На рынке существуют десятки конфигураций для автоматизации  учета в предприятиях общественного  питания, рассмотрим, как решается данная задача в одной из самых известных из них - "1С-Парус: Общепит". Данное решение было разработано компанией "1С-Парус" в 1997 году.

Автоматизированная система  для общественного питания должна позволять вести учет оптовых  и розничных продаж блюд, продуктов, производить расчет и списание себестоимости блюд и пищевой продукции, планировать изготовление блюд, вести учет внутренних перемещений, формировать и печатать документы, характерные для предприятий общественного питания, типовые формы и документы строгой отчетности. Все эти возможности должны сочетаться с ведением бухгалтерского учета и автоматическим формированием всей необходимой бухгалтерской отчетности.

Как и в каждой сфере  в сфере общественного питания  есть процессы, терминология, традиции, которые хорошо известны и понятны работникам таких организаций. Использование известных и естественных рабочих процессов предприятий общественного питания делает решение понятным и доступным пользователям. И, конечно же, в конфигурации используются общеприменимые в общественном питании термины - технологическая карта, калькуляционная карта, марочный отчет, план-меню и т.д.

Необходимо отметить, что решение для предприятий  общественного питания компании 1С-Парус построено на базе конфигурации "1С:Бухгалтерия", что не только позволило использовать все возможности этой самой популярной бухгалтерской системы, но и добиться постоянной целостности и актуальности информации, поскольку вся она хранится в единой информационной базе. Подобное решение позволило избежать ряд проблем, возникающих при использовании для бухгалтерского учета и отраслевого (управленческого) учета раздельных информационных баз.

Центральным звеном конфигурации для общепита является справочник номенклатуры, включающий информацию о товарах, продуктах, полуфабрикатах (заготовках) и блюдах. Последние два типа специфичны именно для общественного питания. Автоматизированная система позволяет вести карточки блюд и заготовок, где указана рецептура каждого блюда - сколько и каких ингредиентов необходимо затратить для приготовления одной и более порций блюда. Помимо рецептуры в карточке блюда можно указать и технологию его приготовления. После заполнения карточки блюда можно рассчитать его себестоимость, распечатать технологическую карту, которая будет использована поварами при подготовке блюда. Использованная технология заполнения карточек блюд позволяет вводить в рецептуру блюд в качестве ингредиентов как продукты и заготовки, так и блюда, т.е. любое блюдо может состоять из произвольного набора ингредиентов, в том числе - готовых блюд и полуфабрикатов. Ситуация, когда блюда состоят из заготовок (полуфабрикатов) довольно часто встречается. Так один и тот же фарш может использоваться и в пельменях и в блинчиках с мясом. Автоматизированная система позволяет вводить в рецептуру заготовки и блюда, причем уровень вложенности не ограничен. В результате мы можем вести учет, например, типовых (комплексных обедов) состоящих из нескольких блюд.

При составлении рецептуры  блюд могут быть использованы ингредиенты, которые не включаются в себестоимость, так называемые технологические ингредиенты, например, вода. Интересна возможность включения в рецептуру и сопутствующих товаров, что потом также будет учтено при списании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Предприятия питания  по своей сути являются предпринимательской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров и услуг конечным потребителям для личного пользования, которые являются сложной системой, функционирующей в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды. Социальное значение предприятий общественного питания заключается в удовлетворении физиологических, социальных потребностей членов общества, повышении уровня жизни народа, создании благоприятных условий для всестороннего развития личности. Товарооборот - это количественный показатель, характеризующий объем продаж, он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Розничный товарооборот используется для определения мощности торговой организации, так как по его величине можно судить об объеме и масштабах ее деятельности.

Среди показателей, характеризующих  эффективность деятельности торговой организации можно выделить объем товарооборота, валовой доход, величину прибыли, уровень рентабельности продаж, уровень расходов на реализацию.

Состав товарооборота  торговой организации (применительно  к розничному товарообороту), классифицируется по видам продаж.

Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и является его качественной характеристикой, товарная структура товарооборота представляет собой соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

Анализ розничного товарооборота  осуществляется с целью выявления  несоответствия сложившихся представлений  в торговой организации о рынке  с реальной ситуацией, чтобы произвести необходимые изменения, которые  позволят увеличить объем продаж и прибыль.

Маркетинговые мероприятия  оказывают значительное влияние  на динамику товарооборота организации  розничной торговли. Поэтому необходимо большое внимание уделять комплексу  Маркетинга. Критерием эффективности  Маркетинговой кампании является достижение поставленных целей, которыми могут быть роста товарооборота, увеличение числа покупателей, повышение уровня лояльности покупателей, увеличение прибыли и рост рентабельности реализации. На практике достаточно сложно дать количественную оценку эффективности Маркетинговых мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Г.П. Борисов, В.Е. Акулова Анализ хозяйственной деятельности в торговле /под ред. Л.В. Бирюкова изд. «Экономика» 1989г.
  2. Ефимова О.П. Экономика общественного питания / под ред. Н.И. Кабушкина. Минск : Новое знание, 2003.
  3. Лукашевич В.В изд., Москва «Экономика», 1996
  4. Лекции по дисциплине «Экономика отрасли»

 


Информация о работе Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота