Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

В настоящие время главной целью предприятий общественного питания должно быть получение максимальной прибыли, при этом товарооборот выступает как важнейшее и необходимое условие, без которого не может быть достигнута эта цель. Поскольку предприятие питания получает определенную сумму дохода с каждого рубля реализуемых товаров, то задача максимизации прибыли вызывает необходимость постоянного увеличения объема товарооборота как основного фактора роста доходов и прибыли, относительного снижения расходов на реализацию и расходов на оплату труда. В сфере общественного питания показатель товарооборота является важнейшей характеристикой деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….....................2

1.Экономическая сущность товарооборота……………………………………….3
1.1. Состав и структура товарооборота общественного питания ………...3
1.2. Факторы влияющие на товарооборот…………………………………..7

2. Анализ товарооборота и производственной программы комбината питания «Юрист»……………………………………………………………………………...9
2.1. Методика проведения анализа товарооборота………………………....9
2.2. Анализ выполнения плана и динамики товарооборота………………11

3.Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота……...18

Заключение……………………………………………………………………….....23

Список литературы…………………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика 2.doc

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

  1. Анализ товарооборота и производственной программы комбината питания «Юрист»

 

2.1. Методика проведения анализа товарооборота

Основные задачи анализа производственной программы и товарооборота.

    • Проверить выполнение  плана выпуска продукции собственного производства и товарооборота ( в том числе без реализации алкогольной продукции) за год и по кварталам в целом по предприятию  и по структурным подразделениям;

 

    • Определить темпы роста товарооборота (в том числе без объема реализации алкогольной продукции) и выпуска продукции в текущем году по сравнению с прошлым годом и рядом лет;

 

    • Установить ритмичность выполнения плана товарооборота и выпуска продукции внутри анализируемого периода и по структурным подразделениям;

 

    • Оценить степень удовлетворения спроса потребителей на различные виды блюд и кулинарных изделий;

 

    • Определить влияние отдельных факторов на выполнение плана производственной программы и товарооборота;

 

    • Выявить резервы и разработать мероприятия по дальнейшему увеличению выпуска продукции и товарооборота и наиболее полному удовлетворения спроса потребителя.

 

Анализ товарооборота  предприятия питания позволяет  оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа планирования объема реализации предприятия питания.

Методика экономического анализа товарооборота включает в себя:

1) изучение выполнения  плана товарооборота по собственной  продукции, в том числе обеденной  и прочей, по розничной реализации, оптовой продаже, выполнение плана по валовому товарообороту;

2) изучение динамики  валового, розничного, оптового оборота,  а также оборота по собственной  продукции, в том числе обеденной  и прочей;

3) анализ производственной  программы предприятия питания;

4) исследование влияния  важнейших факторов на выполнение плана и динамику товарооборота (товарного обеспечения, запасов, товарооборачиваемости, производительности труда и др.);

5) выявление резервов  роста товарооборота и разработка  конкретных мероприятий по увеличению  товарооборота.

Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах необходимо его объем с момента действия новых продажных цен разделить на индекс цен. Необходимо также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым периодом.

Важным показателем, характеризующим  торгово-производственную деятельность предприятия питания, является доля собственной продукции в валовом  товарообороте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ розничного товарооборота на примере комбината «Юрист». Расчет показателей

Общественное питание  наряду с розничной торговлей  выполняет главную социально-экономическую  задачу развития нашего общества –  удовлетворение материального и  культурного уровня жизни народа. Эта проблема решается прежде всего путём развития розничного товарооборота. Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа.

Основной задачей анализа деятельности предприятий питания являестя выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества и эффективности их работы, улучшения обслуживания потребителей путём устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала.

Производственно-торговая деятельность предприятий питания  характеризуется прежде всего показателями товарооборота и выпуска собственной  продукции. Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления, а также предприятиям и учреждениям для коллективного потребления. В состав оптового товарооборота входит кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов и другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их обработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли – для продажи населению.

 

Розничный и оптовый  товарооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятий питания.

Анализ товарооборота  и выпуска собственной продукции  проводят по данным производственно-торгового  плана, бухгалтерской и статистической отчётности, данных текущего учёта, контрольных  проверок и других источников информации.

Проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания затруднено в связи с недостатками в планировании, учёте и отчётности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливаются в целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. Многие предприятия питания вообще не составляют планы хозяйственной и другой деятельности. В отчётности отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоёмкие расчёты, выборки, и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа хозяйственной деятельности.

Анализ выполнения плана  начинается с определения степени  выполнения плана в целом по предприятию. Затем анализируется товарооборот общественного питания по его  составу: розничный (без реализации алкогольной продукции), оптовый (путем сравнивания фактических данных с плановыми).

Устанавливается динамика развития товарооборота за ряд лет методом сравнения фактических данных о выполнении плана товарооборота с данными прошлых лет.

В процессе анализа товарооборота  изучается удельный вес в нем продукции собственного производства, а так же изучается ритмичность выполнения плана товарооборота по кварталам, месяцам.

№ п/п

Показатели

Прошлый год 2010

Отчетный год 2011

Отчетный год к прошлому

План 

Факт

% вып

Откл (+,-)

%

Откл (+,-)

1

Розничный товарооб. Т.р

В сопоставимых ценах

В том числе розн. реализ.

В сопоставимх ценах

 

6298,1

 

3216,6

 

 

3081,5

 

8886,9

 

4529,5

 

 

4357,4

 

8980

 

4590

 

 

4390

 

101

 

101,3

 

 

107,4

 

+93,1

 

+60,5

 

 

+32,6

 

142,6

 

142,6

 

 

142,4

 

+2681,9

 

+1373,4

 

 

+1308,5

2

Уд.вес собственной прод-ии.%

 

51,1

 

51

 

51,1

 

__

 

+0,1

 

__

 

0

3

Численность работников

 

180

 

182

 

180

 

98,9

 

-2

 

100

 

0

 

В том числе работников пр-ва

 

 

100

 

 

102

 

 

100

 

 

98,0

 

 

-2

 

 

100

 

 

0

4

Выработка

а)на1работника пред-я

 

 

34989

 

 

48892

 

 

49888

 

 

102

 

 

+996

 

 

102,5

 

 

+14899

 

б)на1работника пр-ва

 

32166

 

44406

 

45900

 

103,4

 

+1494

 

102,8

 

+13734


Примечание: фактические данные отчетного года пересчитаны с учетом инфляции 8%

В процессе анализа рассчитываем показатели:

  1. Степень выполнения плана

2.Отклонение (+,-) т.руб

3.Изучается структура  товарооборота (степень удовлетворенности  спроса)

 

4.Расчитывается выработка  на 1работника пре-я и на 1 работника  пр-ва

 

                                                  

 

Отчетный год: План:

                                                  

Отчетный год: Факт:

 

                                 

 

 

                               

 

                                         

Откл.=факт отчет-план отчет

 

Динамика:

8980/6298,1*100=142,6%

4590/3216,6*100=142,6%

4390/3081,5/100=142,4%

В отчетном году план по товарообороту перевыполнен: розничному на 1%, что в сумме 93,1т. Руб.

Оборот по собственной продукции перевыполнен на 1,3%, а в сумме 60,5т.руб

Оборот по реализации покупных товаров перевыполнен на 1,7%, а в сумме 32,6т.руб.

Численность по предприятию общественного питания уменьшилась на два человека (98,9%), в том числе численность работников предприятия покупной продукции снизилась на два человека, недовыполнение 2%. Выработка по предприятию общественного питания перевыполнена на 2% 996 руб., в том числе на одного работника производство возросло на 3,4% 1494 руб.

Динамика: по сравнению  с прошлым годом товарооборот возрос:

Розничный на 42,6%- 2681,9

Осп возрос на42,6%-1373,4

Опт возрос на 42,4%-1308,21

Удельный вес собственной  продукции возрос на 0,1%, изменений по численности нет, выработка возросла. Предприятия общественного питания-2,5%-14899 руб., в том числе предприятия покупной продукции возросла 2,8%-13734 руб.

 

 

Анализ производственной программы

Блюда

Прошлый год 2010

Отчетный год 2011

Отклонения (+,-)

   

План

Уд.вес

Факт

Уд.вес

Факт от плана

Отчет.год к прошлому

Первые

32664

33513

26,5

33210

26

-303

546

Вторые

53618

55012

43,5

56209

44

+1197

2591

Сладкие

14791

15176

12

15330

12

154

539

Холодные

22187

22764

18

22981

18

217

794

Всего

123260

126465

100

127730

100

1265

4470

Средняя цена одного блюда

26-00

25-34

 

25-09

     

Примечание: В отчетном году запланирован расчет выпуска обеденной  продукции 2,6%. Структура не менялась .

1.Средняя цена одного  блюда 

 

Показатель план прошлого нам не известен, известны только итог отчетного года и удельный вес блюд, для того чтоб найти количество запланированных блюд составляем пропорцию;

Отчетный год:

План:

          

          

         

Показатели прошлого года не известны, но известен итог и  что в отчетном году запланировано  повысить выпуск продукции на 2,6%, отсюда следует формула:

Прошлый год:

                        

                                

                                

 

 

Отклонения факт от плана:

Откл.= Факт-план

Отклонения отчетный год к прошлому

Откл.=Факт-прошлый год

В отчетном году общий выпуск блюд перевыполнен на 1%

 

В том числе:

                  понижение на 0,9% -303т.руб

                  повышение на 2,2% 1197т.руб

                  повышение на 1% 154т.руб

                  повышение на 1% 217т.руб

Удельный вес:

                  понизился на 0,5%

                  повысился на 0,5%

                          не изменилось

                          не изменилось

 

Динамика: По сравнению с прошлым годом по выпуску блюд прослеживается та же тенденция выпуск возрос: возросло на 3,6% в сумме 4470

 возросло на 1% в сумме 546

 возросло на 4,8% в сумме 2591

 возросло на 3,6% в сумме 539

 возросло на 3,5% в сумме 794

Средняя цена одного блюда  в отчетном году понизилась на 0,25, и  по сравнению с прошлым годом  понизилась на 0,66.

Наибольший удельный вес составляют вторые блюда. Исходя из роста удельного веса вторых блюд (0,5%) можно сделать вывод: Что ПОП стремилось выполнить план за счет реализации дорогостоящих вторых блюд.

В плановом году рекомендуется  снизить удельный вес вторых блюд и расширить ассортимент за счет выпуска менее дорогих блюд,но не менее полезных(овощных, крупяных и.т.д)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота.

 

Механизм экономического обоснования объёма и структуры  товарооборота предприятия питания  включает в себя определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи  между показателями, учёт факторов и конъюнктуры развития рынка, эффективности действующего законодательства.

Информация о работе Совершенствование планирования – путь увеличения товарооборота