Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия.
Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.3 Анализ рентабельности предприятия
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников
за 2006-2009 гг.
После рассмотрения рисунка 2.1 видно, что управленческие расходы предприятия с каждым годом увеличиваются. А коммерческие расходы в 2008 году резко уменьшились и фактически составили 1 023 т.р., но к 2009 году они увеличились до 3 750 т.р., что превысило даже уровень 2007 года (2 146 т.р.).
На наш взгляд, для большей удобности и наглядности изменения прибыли от продаж и факторов, влияющих на это изменение необходимо сделать факторный анализ прибыли, для выяснения степени влияния различных факторов на уровень прибыли от продаж.
Прибыль от продаж - это важнейшая составляющая часть прибыль предприятия. Этот показатель рассчитывается по формуле:
Р = N-S, (2.1)
N - выручка от продаж
продукции (работ, услуг) без
НДС, акцизов и других
S - затраты на производство продукции (работ, услуг) по полной себестоимости.
Изменение прибыли от продаж продукции происходит под влиянием объема продаж и себестоимости, которые, в свою очередь, зависят от ряда факторов.
К факторам первой группы относятся:
- изменение отпускных цен на продукцию;
- изменение объема продаж продукции;
- изменение объема продукции, обусловленное изменениями в структуре продукции.
Факторы второй группы включают:
- изменение себестоимости продукции, отражающее режим экономии;
- изменение себестоимости продукции за счет структурных сдвигов;
- изменение цен на материалы и тарифов на услуги.
Таблица 2.5 - Результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Орбита», т.р.
Факторы |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Изменение отпускных цен на продукцию |
- 8 869,23 |
- 33 882,5 |
70 463,6 |
Изменение объема реализации продукции |
878,16 |
502,2 |
199,86 |
Изменение структуры продукции |
146,36 |
83,7 |
33,31 |
Снижение уровня затрат |
- 38 760,91 |
- 16 572,28 |
- 109 822,77 |
Изменение структуры затрат |
1 767,2 |
1 752,68 |
1 568,58 |
Изменение цен на материалы и тарифов |
50 825,1 |
4 548,82 |
62 067,25 |
Общее отклонение от прибыли |
5 986,68 |
- 43 567,38 |
24 509,83 |
Анализируя данные таблицы 2.5 видно, что наибольшее влияние на отклонение прибыли в 2009 году оказали ценовые факторы и изменение цен на материалы и тарифы. Структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 1 565,58 т.р., что составляет 6,39% общего отклонения по прибыли. А за счет роста объема продаж получено 199,86 т.р. дополнительной прибыли, что составляет 0,81% общего отклонения по прибыли.
На основе факторного анализа можно также сделать вывод о том, что на протяжении 2007-2009 годов на предприятии наблюдается тенденция к снижению объема реализации продукции и соответственно ухудшается и структура продукции. На наш взгляд, это дает основание полагать, что продукция ОАО «Орбита» не пользуется спросом.
Прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Прибыль до налогообложения в течение 2006-2008 гг. уменьшалась. В 2007 году уровень данной прибыли был меньше на 3 480 т.р., чем в 2006 году. А в 2008 году данная прибыль сократилась на 6 321 т.р., чем в предыдущем году. К 2009 году прибыль до налогообложения по отношению к 2008 году увеличилась на 795,8% или на 2637т.р.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой прибыли до налогообложения и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций и других обязательных платежей предприятия, покрываемых за счет прибыли.
Данные таблицы 2.6 показывают, что сумма чистой прибыли с каждым годом уменьшается. Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2006 году сумма чистой прибыли составляла 8 064 т.р., а к 2009 году уменьшилась до 28 т.р.. Этому способствовало и то, что в 2009 году по сравнению с 2006-2007 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1 936 т.р. и на 3 684 т.р. соответственно.
Таблица 2.6 - Определение суммы чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.
Показатели
|
Фактическое значение |
Отклонение | |||||||||||||
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2007-2006 гг. |
2008-2007 гг. |
2009-2008 гг. | |||||||||
Прибыль до налогообложения |
10 180 |
6 700 |
379 |
3 016 |
- 3 480 |
- 6 321 |
+ 2 637 | ||||||||
Налог на прибыль |
1 242 |
1 363 |
344 |
1 927 |
+ 121 |
- 1 019 |
+ 1 583 | ||||||||
Чистая прибыль |
8 064 |
5 337 |
35 |
28 |
- 2 727 |
- 5 302 |
- 7 | ||||||||
Для большего удобства данные из таблицы 2.6 можно представить в виде отношения удельного веса чистой прибыли и налога на прибыль к удельному весу прибыли до налогообложения ОАО «Орбита».
Таблица 2.7 – Удельный вес чистой прибыли в прибыли до налогообложения, %
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Прибыль до налогообложения |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Налог на прибыль |
20,8 |
20,3 |
90,8 |
63,9 |
Чистая прибыль |
79,2 |
79,6 |
9,2 |
0,9 |
Анализируя таблицу 2.7 видно, что удельный вес чистой прибыли ОАО «Орбита» в прибыли до налогообложения в 2006 году составил 79,2% в 2007г. - 79,6%; в 2008г. - 9,2%; в 2009г. - 0,9%. По показателям чистой прибыли на протяжении отчетного периода времени наблюдается отрицательная динамика. Удельный вес налога на прибыль в прибыли до налогообложения с каждым годом увеличивается в 2006г. - 20,8%; в 2007г. - 20,3%; в 2008г. -90,8%; в 2009 год - 63,9%. Самое большое значение удельного веса налога на прибыль приходится на 2008 год, в размере 90,8%. К 2009 году данный показатель сократился на 26,9% и достиг значения 63,9%.
На наш взгляд, прибыль является сложным комплексным показателем, величины которого непременно учитываются в процессе обоснования и принятия. Итак, подводя итог о формировании прибыли ОАО «Орбита», можно сделать вывод, что с каждым годом все показатели прибыли снижаются. О чем свидетельствует приведенный анализ. Прибыль до налогообложения в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 6 321 т.р. Размер чистой прибыли очень резко сокращается. В 2006 году размер чистой прибыли составлял 8 064 т.р., а к 2009 году он снизился до 28 т.р. Сокращение данного вида прибыли приводит к ухудшению деятельности предприятия, уменьшению активов. Сумма постоянных расходов предприятия с каждым годом увеличивается. Прирост расходов в 2009 году по отношению к 2008 году составил 108,2% или 229 т.р. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2007 и в 2009 годах наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли в 2007 году только 14,76%, а в 2009 году 0,81%. Это позволяет сделать нам вывод о том, что продукция ОАО «Орбита» не пользуется спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2007 году - 29,52%, а в 2009 году - 6,39% общего отклонения от прибыли. Это все говорит о том, что общая финансово-экономическая ситуация на предприятия ухудшается, особенно резко снижение всех показателей прибыли наблюдается в 2008-2009 годах.
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Эффективность функционирования предприятия зависит не только от размера получаемой прибыли, но и от характера ее распределения. Порядок ее распределения состоит в том, что одна часть прибыли в виде налогов и соборов поступает в бюджет государства и используется на нужды общества, а вторая часть остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам предприятия, на расширение производства, создание резервных фондов и т.д.
Однако если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объем выпуска и реализации продукции, и как результат поступлений средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на выплату дивидендов акционерам предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, так как не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный каптал, что в конечном итоге может стать причиной банкротства предприятия. Если же уменьшается доля дивидендных выплат в использовании прибыли, то это в свою очередь приведет к снижению инвестиционной привлекательности предприятия. Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности предприятия.
Для анализа используются Устав предприятия, данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета об изменениях капитала ОАО «Орбита», расчетов налогов на прибыль, на доходы.
Чистая прибыль используется в соответствии с Уставом предприятия. За счет ее осуществляется инвестирование производственного развития, выплачиваются дивиденды акционерам предприятия, создаются резервные фонды. При распределении чистой прибыли необходимо добиваться оптимизации пропорций между капитализируемой ее суммой с целью обеспечения:
1) необходимого объема инвестиций для производственного развития;
2) необходимой нормы доходности на инвестированный капитал собственникам предприятия.
Факторы, влияющие на пропорции распределения прибыли, делятся на внешние и внутренние.
К числу внешних факторов относятся:
- правовые ограничения (ставки налогов на прибыль, процентные отчисления в резервные фонды и др.);
- система налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
- рыночная норма прибыли на инвестируемый капитал, рост которой сопровождается тенденцией повышения доли капитализированной части прибыли, и наоборот, ее снижение обуславливает увеличение доли потребляемой прибыли;
- стоимость внешних источников формирования инвестиционных ресурсов (при высоком ее уровне выгоднее использовать прибыль, и наоборот).
К числу внутренних факторов, оказывающих влияние на пропорции в распределении прибыли, можно отнести следующие:
- уровень рентабельности предприятия, при низком значении и соответственно небольшой сумме распределяемой прибыли большая ее часть идет на создание обязательных фондов и резервов, на выплату дивидендов по привилегированным акциям и т.д.;
- наличие в портфеле предприятия высокодоходных инвестиционных проектов, способных обеспечить акционерам высокие доходы в перспективе;
- необходимость ускоренного завершения начатых инвестиционных проектов; уровень коэффициента финансового левериджа (соотношение заемного и собственного капитала), который является одним из индикаторов финансового риска и факторов, способствующих увеличению собственного капитала при низкой цене заемных ресурсов. В зависимости от сложившегося соотношения между доходностью бизнеса и ценой заемных ресурсов предприятие может регулировать его уровень, увеличивая или уменьшая долю капитализированной прибыли;
- наличие альтернативных внутренних источников формирования инвестиционных ресурсов (амортизационного фонда, выручки от реализации основных средств и финансовых активов);
- текущая платежеспособность предприятия, при низком уровне которой предприятие должно сокращать потребляемую часть прибыли.
В процессе анализа необходимо изучить данные об использовании чистой прибыли в динамике и выяснить факторы, определяющее распределение прибыли (таблица 2.8).
Таблица 2.8 – Данные о распределении чистой прибыли ОАО «Орбита», т.р.
Показатели |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2007-2006 гг. |
2008-2007 гг. |
2009-2008 гг. | |
Чистая прибыль |
5 337 |
8 064 |
35 |
28 |
+2 727 |
-8 029 |
-7 |
Распределение прибыли |
|||||||
- дивидендные выплаты |
1 790 |
3 084 |
- |
- |
+1 294 |
- |
- |
- в резервный фонд |
577 |
321 |
- |
- |
-256 |
- |
- |
- на капитальные вложения (нераспределенная прибыль) |
2 970 |
4 659 |
35 |
28 |
+1 689 |
-4 624 |
-7 |
Информация о работе Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия