Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - провести комплексный анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.3 Анализ рентабельности предприятия
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_RABOTA.docx

— 191.07 Кб (Скачать файл)

 

Приведенные данные таблицы  показывают, что на анализируемом предприятии за 2008-2009 гг. чистая прибыль направлялась только на капитальные вложения в размере 100,0% от чистой прибыли. А в 2006-2007 гг. распределение прибыли направлялась и на дивидендные выплаты, и в резервный фонд, и на капитальные вложения, т.е нераспределенная прибыль. В 2007 году, чистая прибыль увеличилась на 2 727 т.р., сумма дивидендных выплат увеличилась на 1 294 т.р., резервный фонд сократился на 256 т.р., а нераспределенная прибыль увеличилась на 1 689 т.р.

Для большего удобства данные таблицы 2.9 приведем в процентных значениях.

 

Таблица 2.9 – Удельный вес распределяемой прибыли в чистой прибыли ОАО «Орбита», %

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Чистая прибыль

100,0

100,0

100,0

100,0

Распределение прибыли:

       

-дивидендные выплаты

33,5

38,2

-

-

-в резервный фонд

10,8

4,0

-

-

-на капитальные вложения (нераспределенная прибыль)

55,6

57,8

100,0

100,0


 

Как видно из таблицы 2.9 в 2006 году на капитальные вложения было направлено 55,6% чистой прибыли, на дивидендные выплаты - 33,5%, а остальные 10,8% - в резервный фонд. Такая же тенденция наблюдается и в 2007 году: на капитальные вложения - 57,8% от чистой прибыли, 38,2% - на дивидендные выплаты и остальные 4,0% в резервный фонд предприятия.

В Уставе ОАО «Орбита» сказано, что по результатам финансового  года общее собрание акционеров Общества принимает решение о распределение  прибыли. То есть отчисления в резервный фонд за 2008-2009 год не происходят на основании Устава предприятия. В Уставе сказано, что отчисления каждый год могут не производиться, если он уже существует в полном объеме. В Уставе предприятия так же сказано, что выплата дивидендов происходит на основании решения собрания акционеров. Вывод по данной таблице вытекает следующий, что руководство ОАО «Орбита» значительную часть чистой прибыли в размере 55,6% и 57,8% за 2006 и 2007 года соответственно и в размере 100,0% за 2008-2009 года направляет на капитальные вложения (нераспределенная прибыль).

Для определения доли потребляемой прибыли необходимо сделать анализ платежеспособности предприятия. Предприятие  считается платежеспособным, если имеющиеся  у него денежные средства, краткосрочные  финансовые вложения покрывают его  краткосрочные обязательства.

 

Таблица 2.10 – Показатели платежеспособности ОАО «Орбита» за 2004-2007 гг., %

 

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Коэффициент концентрации собственного капитала

0,79

0,79

0,67

0,68

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,20

0,21

0,33

0,32

Коэффициент финансовой зависимости

0,26

0,26

0,48

0,47


 

Как видно из таблицы 2.10 коэффициент  концентрации собственного капитала достаточно высокий. За 2006-2007 гг. он был равен 0,79%. За этот же период времени наблюдается низкое значение коэффициента концентрации заемного капитала, всего лишь 0,20%. За 2008-2009 гг. незначительно увеличился коэффициент концентрации собственного капитала до 0,68%, но находится в пределах нормы. Соответственно снизилось значение коэффициента концентрации заемного капитала до 0,32%, но так же находится в пределах нормы. Высокие значения показателей платежеспособности приводят к большой доле потребляемой прибыли. О чем свидетельствуют отчисления и чистой прибыли на дивиденды за 2006-2007 гг.

Так же для проведения анализа  распределения чистой прибыли можно  рассмотреть структуру собственных  оборотных средств.

По данным таблицы 2.11 видно, что собственные оборотные активы ОАО «Орбита» с каждым годом уменьшаются, в 2008 году величина собственных оборотных активов предприятия по сравнению с 2007 годом уменьшилась на 87486 т.р. и составила 7 373 т.р. В 2009 году произошло значительное отклонение в сторону уменьшения. Значение собственных оборотных активов резко сократилось на 13 078,5 т.р.

 

Таблица 2.11 – Величина собственных оборотных активов ОАО «Орбита»,т.р

 

Показатель

Фактическое значение

Отклонение

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007-2006 гг.

2008- 2007 гг.

2009-2008 гг.

Величина собственных  оборотных активов

92 789,9

94 859

7 373

-5 705,5

+2 069,1

-87 486

-13 078,5


 

Резюмируя выше сказанное  по распределению прибыли ОАО  «Орбита» можно сделать следующие выводы, в течение периода 2006-2007 гг. чистая прибыль распределялась по следующим направлениям:

- дивидендные выплаты;

- в резервный фонд;

- на капитальные вложения.

Притом, что больше половины чистой прибыли направлялось на капитальные вложения (55,6 % - в 2006 году, 57,8 % - в 2007 году), на дивидендные выплаты направлялось в 2006 году - 33,5 %, а в 2007 году - 38,2 % от чистой прибыли. Оставшаяся часть чистой прибыли в размере 10,8 % (2006 г.) и 4,0 % (2007 г.) в резервный фонд предприятия.

А за период 2008-2009 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. По нашему мнению, это, конечно же, не правильно, но у руководства предприятия не остается другого выхода, так как с каждым годом размер прибыли снижается. И для получения большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.

По коэффициентам платежеспособности можно сделать вывод, что они находятся в норме, хотя к 2008-2009 годам коэффициент концентрации собственного капитала увеличился, а коэффициент концентрации заемного капитала наоборот снизился.

Величина собственных  оборотных активов, как и все  другие показатели на протяжении отчетного  периода времени снижается. Так в 2006 году сумма собственных оборотных средств составляла 92 789,9 т.р., к 2008 году данная величина сократилась до 7 373 т.р., а в 2009 году размер собственных оборотных активов получился отрицательным.

 

2.3 Анализ рентабельности  предприятия

 

Смысл любой предпринимательской  деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта  в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.

Проведем анализ экономической  рентабельности. Исходные данные приведены  в таблице 2.12.

 

Таблица 2.12 – Исходные данные анализа рентабельности, т.р.

Показатели

Фактическое значение

Отклонение

2006г.

2007г.

2008г.

2009г.

2007-2006 гг.

2008-2007гг.

2009-2008 гг.

Внеоборотные активы

136 296

131 068

153 757

176 173

-5 228

+22 689

+22 416

Оборотные активы

50 016

53 105

67 155

74 095

+3 089

+14050

+6 940

Прибыль до налогообложения

10 180

6 700

379

3 016

-3 480

-6 321

+2 637

Экономическая рентабельность

5,46

3,64

0,17

1,20

-1,82

-3,47

+ 1,03


 

Из данной таблицы 2.12 следует, что экономическая рентабельность в течение анализируемого периода  подвергалась изменению. Уровень экономической рентабельности в 2006 году составил 5,46%, а к 2008 году этот показатель снизился до 0,17%. Уменьшение в 2007 году составило 1,82%, а в 2008 году - 3,47%. В 2009 году произошло незначительное увеличение показателя экономической рентабельности ОАО «Орбита», на 1,03% и фактически было равно 1,20%. На экономическую рентабельность большое влияние оказывает прибыль до налогообложения. За 2006-2008 гг. прибыль до налогообложения сократилась на 9 801 т.р., а в 2009 году фактическое значение прибыли до налогообложения увеличилось на 2 637 т.р., в течение анализируемого периода времени так же увеличились и активы ОАО «Орбита». Увеличение внеоборотных активов в 2009 году составило 22 416 т.р., а оборотных активов на 6 940 т.р.

Информационной базой  анализа рентабельности служит, прежде всего, бухгалтерская отчетность организации: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и форма № 1 «Бухгалтерский баланс», на основе которых производится расчет различных показателей.

Рентабельность отражает способность предприятия генерировать прибыль на вложенный собственный  капитал и имеющиеся у организации  активы. Анализ показателей рентабельности позволяет оценить текущую хозяйственную  деятельность, вскрыть резервы повышения  ее эффективности и разработать  систему мер по использованию  данных резервов. Таким образом, показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности  хозяйственной деятельности. К этим показателям обычно относят уровень  рентабельности, или коэффициент  рентабельности, который выражается как отношение того или иного  вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны  деятельности предприятия. Вполне естественно, что в целом эффективность  работы предприятия может определить лишь система показателей рентабельности. Она включает в себя четыре группы показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала.

 

Таблица 2.13 - Показатели рентабельности по данным ОАО «Орбита», %

Показатели

 

Фактическое значение

Отклонение

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2007-2006 гг.

2008-2007 гг.

2009-2008 гг.

Rпред

6,69

3,60

1,51

9,57

-3,09

-2,09

+8,06

ROS

6,27

3,48

1,49

8,73

-2,79

-1,99

+7,24

ROA

3,06

3,61

0,19

1,23

+0,55

-3,42

+ 1,04

ROE

7,01

4,57

0,28

1,82

-2,44

-4,29

+1,54


Первая группа показателей - рентабельность единицы продукции. Данный показатель определяется как  отношение прибыли (П) к себестоимости (С):

Rпред = (П / С) * 100 %. (2.3)

Роль показателя рентабельности единицы продукции состоит в  том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу  выпускаемой продукции. Анализируя показатель рентабельности реализованной  продукции можно сказать, что за 2007 год уровень данного показателя выше (9,57%), чем за все остальные года. По данному показателю за весь отчетный период так же наблюдается двоякая ситуация. С 2006 по 2008 гг. уровень данного показателя с каждым годом уменьшается. В 2008 году по отношению к 2007 году уменьшение составило 2,09%, а в 2007 году - 3,09%. Фактический же показатель рентабельности реализованной продукции сократился с 6,69% (2006г.) до 1,51% (2008г.). Это означает, что затраты на изготовление выпускаемой продукции ОАО «Орбита» в период 2006-2008гг. постепенно сокращались. А в 2009 году затраты на изготовление продукции увеличились до 9,57%. Это выше чем в 2006 году.

Вторая группа показателей  рентабельность - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:

ROS = (Пп / В) * 100 %, (2.4)

ROS – рентабельность продаж;

Пп – прибыль от продаж;

В – выручка от продаж.

При рассмотрении показателя рентабельности продаж ОАО «Орбита» за отчетный период наблюдается такая  же картина, что и при рассмотрении показателей рентабельности реализуемой  продукции. В течение 2006-2008 гг. наблюдается  отрицательная тенденция в сторону  уменьшения. В 2006 году данный показатель находился на уровне 6,27%, а к 2008 году снизился до 1,49%. Отклонение составило 2,79% и 1,99% в 2007 и в 2008 годах соответственно. По этим цифрам видно, что величина прибыли от продаж, приходящаяся на каждый рубль выручки с каждым годом снижалась. А в 2009 году произошло  увеличение 

данного показателя, он был  равен 8,73%. Следовательно, увеличилась  и прибыль от продаж. Фактическая сумма прибыли от продаж в 2009 году была равна 27 059 т.р. Это превышало уровень 2006 года, где данная прибыль была отмечена в размере 14 636 т.р. Увеличение прибыли от продаж составило 12 423 т.р. Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или доход на инвестиции):

ROA = П / Аср, (2.5)

RОА - рентабельность активов;

П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж);

Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Из таблицы видно, что  показатель рентабельности активов в 2007 году (3,61%) увеличился на 0,55% по сравнению с 2006 годом (3,06%). А к 2008 году данный показатель резко снизился до 0,19%. Показатель рентабельности активов отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящуюся на каждый рубль активов. Действительно, как следует из финансовой отчетности, величина прибыли к 2008 году резко уменьшилась и фактически была равна 379 т.р. Хотя в 2006 и 2007 гг. прибыль ОАО «Орбита» была равна 10 180 т.р. и 6 700 т.р. соответственно. К 2009 году уровень показателя рентабельности активов ОАО «Орбита» увеличился до 12,3%. Следовательно, увеличилась прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов. Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. Вторым способом рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:

Информация о работе Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия