Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия.
Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.3 Анализ рентабельности предприятия
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приведенные данные таблицы показывают, что на анализируемом предприятии за 2008-2009 гг. чистая прибыль направлялась только на капитальные вложения в размере 100,0% от чистой прибыли. А в 2006-2007 гг. распределение прибыли направлялась и на дивидендные выплаты, и в резервный фонд, и на капитальные вложения, т.е нераспределенная прибыль. В 2007 году, чистая прибыль увеличилась на 2 727 т.р., сумма дивидендных выплат увеличилась на 1 294 т.р., резервный фонд сократился на 256 т.р., а нераспределенная прибыль увеличилась на 1 689 т.р.
Для большего удобства данные таблицы 2.9 приведем в процентных значениях.
Таблица 2.9 – Удельный вес распределяемой прибыли в чистой прибыли ОАО «Орбита», %
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Чистая прибыль |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Распределение прибыли: |
||||
-дивидендные выплаты |
33,5 |
38,2 |
- |
- |
-в резервный фонд |
10,8 |
4,0 |
- |
- |
-на капитальные вложения (нераспределенная прибыль) |
55,6 |
57,8 |
100,0 |
100,0 |
Как видно из таблицы 2.9 в 2006 году на капитальные вложения было направлено 55,6% чистой прибыли, на дивидендные выплаты - 33,5%, а остальные 10,8% - в резервный фонд. Такая же тенденция наблюдается и в 2007 году: на капитальные вложения - 57,8% от чистой прибыли, 38,2% - на дивидендные выплаты и остальные 4,0% в резервный фонд предприятия.
В Уставе ОАО «Орбита» сказано,
что по результатам финансового
года общее собрание акционеров Общества
принимает решение о
Для определения доли потребляемой прибыли необходимо сделать анализ платежеспособности предприятия. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения покрывают его краткосрочные обязательства.
Таблица 2.10 – Показатели платежеспособности ОАО «Орбита» за 2004-2007 гг., %
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Коэффициент концентрации собственного капитала |
0,79 |
0,79 |
0,67 |
0,68 |
Коэффициент концентрации заемного капитала |
0,20 |
0,21 |
0,33 |
0,32 |
Коэффициент финансовой зависимости |
0,26 |
0,26 |
0,48 |
0,47 |
Как видно из таблицы 2.10 коэффициент концентрации собственного капитала достаточно высокий. За 2006-2007 гг. он был равен 0,79%. За этот же период времени наблюдается низкое значение коэффициента концентрации заемного капитала, всего лишь 0,20%. За 2008-2009 гг. незначительно увеличился коэффициент концентрации собственного капитала до 0,68%, но находится в пределах нормы. Соответственно снизилось значение коэффициента концентрации заемного капитала до 0,32%, но так же находится в пределах нормы. Высокие значения показателей платежеспособности приводят к большой доле потребляемой прибыли. О чем свидетельствуют отчисления и чистой прибыли на дивиденды за 2006-2007 гг.
Так же для проведения анализа
распределения чистой прибыли можно
рассмотреть структуру
По данным таблицы 2.11 видно,
что собственные оборотные
Таблица 2.11 – Величина собственных оборотных активов ОАО «Орбита»,т.р
Показатель |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2007-2006 гг. |
2008- 2007 гг. |
2009-2008 гг. | |
Величина собственных оборотных активов |
92 789,9 |
94 859 |
7 373 |
-5 705,5 |
+2 069,1 |
-87 486 |
-13 078,5 |
Резюмируя выше сказанное по распределению прибыли ОАО «Орбита» можно сделать следующие выводы, в течение периода 2006-2007 гг. чистая прибыль распределялась по следующим направлениям:
- дивидендные выплаты;
- в резервный фонд;
- на капитальные вложения.
Притом, что больше половины чистой прибыли направлялось на капитальные вложения (55,6 % - в 2006 году, 57,8 % - в 2007 году), на дивидендные выплаты направлялось в 2006 году - 33,5 %, а в 2007 году - 38,2 % от чистой прибыли. Оставшаяся часть чистой прибыли в размере 10,8 % (2006 г.) и 4,0 % (2007 г.) в резервный фонд предприятия.
А за период 2008-2009 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. По нашему мнению, это, конечно же, не правильно, но у руководства предприятия не остается другого выхода, так как с каждым годом размер прибыли снижается. И для получения большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.
По коэффициентам
Величина собственных оборотных активов, как и все другие показатели на протяжении отчетного периода времени снижается. Так в 2006 году сумма собственных оборотных средств составляла 92 789,9 т.р., к 2008 году данная величина сократилась до 7 373 т.р., а в 2009 году размер собственных оборотных активов получился отрицательным.
2.3 Анализ рентабельности предприятия
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
Проведем анализ экономической рентабельности. Исходные данные приведены в таблице 2.12.
Таблица 2.12 – Исходные данные анализа рентабельности, т.р.
Показатели |
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
2006г. |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
2007-2006 гг. |
2008-2007гг. |
2009-2008 гг. | |
Внеоборотные активы |
136 296 |
131 068 |
153 757 |
176 173 |
-5 228 |
+22 689 |
+22 416 |
Оборотные активы |
50 016 |
53 105 |
67 155 |
74 095 |
+3 089 |
+14050 |
+6 940 |
Прибыль до налогообложения |
10 180 |
6 700 |
379 |
3 016 |
-3 480 |
-6 321 |
+2 637 |
Экономическая рентабельность |
5,46 |
3,64 |
0,17 |
1,20 |
-1,82 |
-3,47 |
+ 1,03 |
Из данной таблицы 2.12 следует,
что экономическая
Информационной базой анализа рентабельности служит, прежде всего, бухгалтерская отчетность организации: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» и форма № 1 «Бухгалтерский баланс», на основе которых производится расчет различных показателей.
Рентабельность отражает
способность предприятия
Таблица 2.13 - Показатели рентабельности по данным ОАО «Орбита», %
Показатели
|
Фактическое значение |
Отклонение | |||||
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2007-2006 гг. |
2008-2007 гг. |
2009-2008 гг. | |
Rпред |
6,69 |
3,60 |
1,51 |
9,57 |
-3,09 |
-2,09 |
+8,06 |
ROS |
6,27 |
3,48 |
1,49 |
8,73 |
-2,79 |
-1,99 |
+7,24 |
ROA |
3,06 |
3,61 |
0,19 |
1,23 |
+0,55 |
-3,42 |
+ 1,04 |
ROE |
7,01 |
4,57 |
0,28 |
1,82 |
-2,44 |
-4,29 |
+1,54 |
Первая группа показателей - рентабельность единицы продукции. Данный показатель определяется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С):
Rпред = (П / С) * 100 %. (2.3)
Роль показателя рентабельности единицы продукции состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Анализируя показатель рентабельности реализованной продукции можно сказать, что за 2007 год уровень данного показателя выше (9,57%), чем за все остальные года. По данному показателю за весь отчетный период так же наблюдается двоякая ситуация. С 2006 по 2008 гг. уровень данного показателя с каждым годом уменьшается. В 2008 году по отношению к 2007 году уменьшение составило 2,09%, а в 2007 году - 3,09%. Фактический же показатель рентабельности реализованной продукции сократился с 6,69% (2006г.) до 1,51% (2008г.). Это означает, что затраты на изготовление выпускаемой продукции ОАО «Орбита» в период 2006-2008гг. постепенно сокращались. А в 2009 году затраты на изготовление продукции увеличились до 9,57%. Это выше чем в 2006 году.
Вторая группа показателей рентабельность - это рентабельность продаж, которая рассчитывается по формуле:
ROS = (Пп / В) * 100 %, (2.4)
ROS – рентабельность продаж;
Пп – прибыль от продаж;
В – выручка от продаж.
При рассмотрении показателя
рентабельности продаж ОАО «Орбита»
за отчетный период наблюдается такая
же картина, что и при рассмотрении
показателей рентабельности реализуемой
продукции. В течение 2006-2008 гг. наблюдается
отрицательная тенденция в
данного показателя, он был равен 8,73%. Следовательно, увеличилась и прибыль от продаж. Фактическая сумма прибыли от продаж в 2009 году была равна 27 059 т.р. Это превышало уровень 2006 года, где данная прибыль была отмечена в размере 14 636 т.р. Увеличение прибыли от продаж составило 12 423 т.р. Третья группа показателей рентабельности - рентабельность активов (или доход на инвестиции):
ROA = П / Аср, (2.5)
RОА - рентабельность активов;
П - прибыль предприятия (может использоваться прибыль от продаж);
Аср - средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.
Из таблицы видно, что показатель рентабельности активов в 2007 году (3,61%) увеличился на 0,55% по сравнению с 2006 годом (3,06%). А к 2008 году данный показатель резко снизился до 0,19%. Показатель рентабельности активов отражает величину бухгалтерской прибыли, приходящуюся на каждый рубль активов. Действительно, как следует из финансовой отчетности, величина прибыли к 2008 году резко уменьшилась и фактически была равна 379 т.р. Хотя в 2006 и 2007 гг. прибыль ОАО «Орбита» была равна 10 180 т.р. и 6 700 т.р. соответственно. К 2009 году уровень показателя рентабельности активов ОАО «Орбита» увеличился до 12,3%. Следовательно, увеличилась прибыль, приходящаяся на каждый рубль активов. Этот показатель отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств. Вторым способом рентабельность активов можно представить как произведение следующих двух показателей:
Информация о работе Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия