Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 06:43, курсовая работа
Цель курсовой работы - провести комплексный анализ формирования, распределения и использования прибыли предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить экономическую сущность прибыли предприятия;
- определить роль прибыли в развитии деятельности предприятия;
- проанализировать формирование и распределение прибыли конкретного предприятия.
Введение
1 Экономическая сущность прибыли и её роль в деятельности предприятия
1.1 Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности предприятия
1.2 Механизм формирования прибыли на предприятии
1.3 Распределение и использование прибыли
2 Анализ формирования и распределения прибыли ( на примере ОАО «Орбита»)
2.1 Анализ формирования прибыли предприятия
2.2 Анализ распределения и использования прибыли предприятия
2.3 Анализ рентабельности предприятия
3 Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия
3.1 Факторы влияющие на увеличение прибыли
3.2 Зарубежный опыт формирования и распределения прибыли предприятия
Заключение
Список использованных источников
RОА = ROS * К об.акт = (П / В) * (В / Аср) = (П / Аср), (2.6)
Коб.акт - коэффициент оборачиваемости активов. Коэффициент оборачиваемости активов можно рассчитать как отношение выручки от реализации к сумме активов предприятия.
Четвертая группа показателей рентабельности - рентабельность акционерного, или собственного, капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предприятием, - собственных средств:
RОЕ = ЧП/Пск, (2.7)
RОЕ - рентабельность акционерного капитала;
Пск -средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период времени.
Показатель рентабельности собственного капитала отражает величину прибыли до налогообложения, приходящуюся на каждый рубль собственного капитала. В период с 2006 (7,01%) по 2008 гг.(0,28%) происходит уменьшение данного показателя. Рентабельность собственного капитал в течение данного периода времени уменьшилась на 6,73%. Это говорит о том, что 2006-2008 гг. прибыль до налогообложения ОАО «Орбита», приходящаяся на каждый рубль собственного капитала снижалась. К 2009 году по сравнению с 2006 годом увеличение составило 1,54%. Следовательно, в 2009 году прибыль до налогообложения ОАО «Орбита», приходящаяся на каждый рубль собственного капитала составила 1,82%. Это в дальнейшем скажется на размере чистой прибыли, получаемый на вложенный рубль. Так как особенность данного показателя в том, что он, во-первых, показывает эффективность собственных средств, т.е. чистую прибыль, полученную, на вложенный рубль, а во-вторых, степень риска предприятия, отражающую рост рентабельности собственного капитала. Следовательно, по данному показателю можно сказать, что на вложенный рубль ОАО «Орбита» получила чистой прибыли в размере 0,7 р.; 0,45 р.; 0,02 р. и 0,18 р. за 2006-2009 года соответственно.
Резюмируя выше сказанное по таблице 2.13, можно сделать следующий вывод. Для ОАО «Орбита» 2009 год стал своего рода переломным годом. Это связано, прежде всего, с тем, что в период 2006-2008 гг. прибыль до налогообложения постепенно снижалась. Так в 2006 году она была равна 10 180 т.р., а в 2008 году - 379 т.р. Отклонение составило 9 801 т.р. А к 2009 году прибыль до налогообложения ОАО «Орбита» увеличилась до 3 016 т.р. Прирост прибыли в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 2 637 т.р.
В 2008 году показатели рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж равны 1,51 % и 1,49 % соответственно. Это самые низкие показатели по данным группам рентабельности ОАО «Орбита» за отчетный период. А показатели рентабельности активов и рентабельности собственного капитала не доходят даже до 1% и фактически составляют 0,19 % и 0,28 % соответственно. В 2009 году показатели рентабельности реализованной продукции и рентабельности продаж равны 9,57% и 8,73% соответственно, они являются самыми высокими за анализируемый период времени. Для ОАО «Орбита» 2006 г. являлся самым стабильным, так как в этом году все показатели рентабельности находятся почти на одинаковом уровне. За 2007 год все группы показателей рентабельности находятся в интервале 3-5%. Самое высокое значение в данном году было у показателей рентабельности собственного или акционерного капитала и составило 4,57 %. Показатели рентабельности единицы продукции составили 3,6 %, рентабельности продаж - 3,48 %, рентабельности активов ОАО «Орбита» в 2007 году был равен 3,61 %. Значение рентабельности активов предприятия в 2009 году было самым высоким на протяжении анализируемого периода времени. В целом же по показателям, можно сказать, что значения рентабельности активов и собственного капитала намного отстают от значений показателей рентабельности единицы продукции и рентабельности продаж.
Поскольку для расчетов показателей можно использовать как чистую прибыль, так и прибыль до налогообложения, то различают чистую и общую рентабельность.
Таблица 2.14 – Показатели чистой и общей рентабельности ОАО «Орбита»
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | ||||||||
Общ. |
чистая |
+/- |
общ. |
чистая |
+/- |
Общ |
чистая |
+/- |
Общ |
чистая |
+/- | |
RОS |
6,27 |
3,46 |
-2,81 |
3,48 |
3,22 |
11,26 |
1,49 |
0,01 |
-1,47 |
8,73 |
0,009 |
-8,72 |
RОА |
3,06 |
2,42 |
-0,64 |
3,61 |
2,88 |
-0,73 |
0,19 |
0,01 |
-0,17 |
1,23 |
0,01 1 |
-1,22 |
RОЕ |
7,01 |
5,55 |
-1,46 |
4,57 |
3,64 |
-0,93 |
0,28 |
0,02 |
-0,25 |
1,82 |
0,017 |
-1,8 |
Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что показатели общей рентабельности превышают показатели чистой рентабельности. Это вполне объяснимо и правильно. Так как чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий после оплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды. Прибыль до налогообложения – включает финансовый результат от реализации продукции, сальдо операционных и внереализационных расходов. Понятие прибыли до налогообложения значительно шире и включает в себя сумму чистой прибыли. По данным таблицы можно выявить, что существенная разница между чистой и общей рентабельностью наблюдается, когда сравниваются показатели рентабельности продаж. Так в 2006 году разница между показателями чистой и общей рентабельности продаж составила 2,81%. А в 2007 - 2009 гг. разница составила 1,26%, 1,47% и 8,72% соответственно. Такая ситуация наблюдается и по показателям рентабельности активов и рентабельности собственного капитала. Это объясняется тем, что с каждым годом у ОАО «Орбита» размер чистой прибыли сокращается. Так в 2006 году чистая прибыль была равна 8 064 т.р., а к 2009 году она уменьшилась до 28 т.р.
На наш взгляд, кроме абсолютного размера прибыли показателем эффективности предприятия выступает рентабельность. При принятии решений, связанных с управлением процессами формирования прибыли, используются показатели рентабельности капитала, продаж, активов и единицы продукции. За отчетный период времени по показателям рентабельности можно сделать вывод, что 2007 год оказался самым стабильным. Так показатель рентабельности активов был равен 3,16 %, рентабельность собственного капитала - 4,57 %, рентабельность единицы продукции и рентабельность продаж составила 3,6 % и 3,48 % соответственно. А в 2008 году данные всех групп рентабельности резко сократились. Значение показателя рентабельности единицы продукции в 2008 году составило 1,51 %, рентабельность продаж – 1,49 %, рентабельность активов - 0,19%, а рентабельность собственного капитала 0,28 %. Значения показателей рентабельности активов и собственного капитала в 2008 году были самыми низкими на протяжении отчетного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постоянное улучшение
Прибыль, вот для чего, и ради чего, человек - предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведь вкладывая каждый рубль, имеющийся у него в кармане. Он надеется получить от него отдачу, в виде прибыли.
Прибыль как экономическая категория
отражает доход, созданный в процессе
предпринимательской
Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет определенные функции. Во-первых, она является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.
Прибыль представляет собой разницу
общей суммой доходов и расходами
на производство и реализацию продукции
с учетом убытков от хозяйственных
различных операций. Таким образом,
прибыль формируется в
Прибыль, полученная организацией, распределяется следующим образом, прежде всего организация уплачивает в установленном порядке налог на прибыль, корректируя прибыль (убыток) до налогообложения. Из откорректированной прибыли вычитаются: доходы в виде дивидендов по обыкновенным акциям, процентов и дисконта, полученных по ценным государственным бумагам, принадлежащим организациям. Далее вычитается сумма льгот, предоставляемых организации в соответствии с действующими законодательством. Оставшаяся после уплаты налога на прибыль сумма составляет прибыль организации от обычной деятельности. Если у организации возникли чрезвычайные доходы или расходы, то они суммируются с обычной прибылью и формируют чистую прибыль (нераспределенную прибыль отчетного периода).
На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Во-первых, валовая прибыль - разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализации продукции. На протяжении отчетного периода данная прибыль увеличивается. Так в 2004 году сумма валовой прибыли была равна 56569 т.р., а к 2007 году она увеличилась до 95819 т.р. Во-вторых, прибыль от продаж равна сумме валовой прибыли за минусом постоянных расходов отчетного периода. Прибыль от продаж в 2004 году составила 14636 т.р., в 2005 г. - 8370 т.р., а к 2007 году увеличилась до 27059 т.р. На размер прибыли от продаж в той или иной степени оказывают следующие факторы: изменение отпускных цен на продукцию, изменение объема реализации продукции, изменение структуры продукции, снижение уровня затрат, изменение структуры затрат, изменение уровня затрат, изменение цен на материалы и тарифы. На основе проведенного факторного анализа прибыли от продаж, можно сделать вывод, что в 2005 и в 2007 годах наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы, в том числе и цены на материалы и тарифы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли в 2005 году только 14,76%, а в 2007 году 0,81%. Это позволяет сделать нам вывод о том, что продукция ОАО «Орбита» не пользуется спросом. А структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль в 2005 году - 29,52%, а в 2007 году - 6,39% общего отклонения от прибыли. В-третьих, прибыль до налогообложения включает финансовые результаты от продаж продукции, работ и услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы. Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов с каждым годом возрастает, так к 2005 году составило 21182 т.р. (2004 г. - 4997 т.р.) и является отрицательным числом. Это говорит о том, что расходы превышаю над доходами. Прибыль до налогообложения с 2004 года (10180 т.р.) по 2006 год (379) резко сокращается.
Можно сказать, что уменьшение суммы чистой прибыли происходит быстрыми темпами, так как в 2004 году сумма чистой прибыли составляла 8064 тыс.р., а к 2007 году уменьшилась до 28 тыс.р. Этому способствовало и то, что в 2007 году по сравнению с 2004-2005 гг. сумма прибыли до налогообложения так же сократилась на 1936 тыс.р. и на 3684 тыс.р. соответственно.
В-четвертых, в течение периода 2004-2005 гг. чистая прибыль ОАО «Орбита» распределялась по следующим направлениям:
- дивидендные выплаты;
- в резервный фонд;
- на капитальные вложения.
Притом, что больше половины чистой
прибыли направлялось на капитальные
вложения (55,6 % - в 2004 году, 57,8 % - в 2005 году),
на дивидендные выплаты
А за период 2006-2007 гг. чистая прибыль в размере 100,0% направлялась только на капитальные вложения. По моему мнению, это, конечно же, не правильно, но у руководства предприятия не остается другого выхода, так как с каждым годом размер прибыли снижается. И для получения более большего размера чистой прибыли в будущем руководство акцентирует свое внимание на увеличение объема нераспределенной прибыли.
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется внимание рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие.
В рамках проведенного исследования были предложены следующие пути совершенствования.
Одним из способов повышения прибыльности ОАО «Орбита», на мой взгляд является точное и своевременное выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. На данном предприятии необходимо ввести юридические подразделения, основной задачей которых становится своевременное взыскание штрафов с нарушивших свои обязательства поставщиков, транспортных и других организаций.
Для совершенствования процесса производства по моему мнению, необходимо внедрить комплексный подход к рациональному производству и потреблению материалов. Он должен включать следующие направления:
- совершенствование структуры использования ресурсов путем непрерывного наращивания доли новых видов в общем, объеме материалов с высокими техническими параметрами;
- улучшение эксплуатационных
Информация о работе Совершенствование процесса формирования и использования прибыли предприятия