Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция
Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Многоаспектное значение прибыли
усиливается с переходом
Важной задачей каждого
Прибыль как результирующий показатель
хозяйственной деятельности предприятия
зависит от цены продукции и затрат
на ее производство. Поэтому прибыль
теснейшим образом связана с
неопределенностью будущих
Ведущее значение прибыли в качестве
финансового показателя предпринимательской
деятельности предприятия вместе с
тем не означает его уникальности.
Анализ стимулирующей роли прибыли
показывает, что в отдельных хозяйствующих
субъектах преобладает
Более того выявлены факты получения
"незаработанной" прибыли, то есть
образующейся не в результате эффективной
хозяйственной деятельности, а путем
изменения, например, структуры выпускаемой
продукции отнюдь не в интересах
потребителей. Вместо производства низкорентабельной,
но имеющей большой спрос
Стремление любыми путями получить
высокую прибыль с целью
Таким образом, абсолютное увеличение прибыли предприятия не всегда объективно отражает повышение эффективности производства в результате трудовых достижений коллектива.
Несмотря на то, что прибыль играет основополагающую роль в рыночной экономике и является объектом экономической теории, до сегодняшнего дня не выработана единая точка зрения на ее сущность и формы.
Рассмотрим два подхода к определению сущности прибыли.
Согласно марксистской трактовке
прибыли, прибыль есть превращенная
форма прибавочной стоимости. Это
превращение заключается в том,
что прибавочная стоимость, являющаяся
продуктом переменного
На стадии продажи выявляется стоимость
товара, включающая стоимость прошлого
овеществленного труда и живого
труда. Стоимость живого труда отражает
вновь созданную стоимость и
распадается на две части. Первая
представляет собой заработную плату
работников, участвующих в производстве
продукции. Ее величина определяется рядом
факторов, обусловленных необходимостью
воспроизводства рабочей силы. В
этом смысле для предпринимателя
она представляет часть издержек
по производству продукции. Вторая часть
вновь созданной стоимости
Прибыль, являясь реализованной прибавочной стоимостью, может отклоняться от последней под воздействием спроса и предложения. Эти отклонения определяют размер прибыли, получаемый различными товаропроизводителями, дифференцируют их на бедных и богатых, способствуют переливу капитала из одних отраслей в другие, уравниванию индивидуальных норм прибыли в среднюю, образованию цен производства, вокруг которых колеблются рыночные цены.
По своей экономической
Современная экономическая наука
рассматривает прибыль как
- проявление инициативы по
- принятие основных
- внедрение инноваций путем
производства нового вида
- несение ответственности за
экономический риск, связанный со
всеми вышеуказанными
Отсюда вытекают следующие определения прибыли:
а) прибыль - это плата за услуги
предпринимательской
б) прибыль - это плата за новаторство, за талант в управлении фирмой;
в) прибыль - это плата за риск, за
неопределенность результатов
г) прибыль - это доход, возникающий
при монопольном положении
Многое экономисты, прежде всего Йозеф Шумпетер, считали, что прибыль представляет доход предпринимателей, получаемый в результате применения новых технологий.
История крупнейших состояний прошлого демонстрирует значительный элемент удачи при образовании многих из них. Открытие месторождений нефти, патенты, маркетинговые и спекулятивные успехи являются примерами случайности в системе прибылей и убытков. При рассмотрении прибылей всегда нужно иметь в виду неопределенность и риск.
Экономическая наука исходит из того, что предприниматель должен обязательно получать нормальную прибыль, ибо в противном случае он не будет вкладывать деньги в конкретную область производства. Поэтому нормальная прибыль включается в общие издержки производства. Общий доход фирмы, превышающий общие издержки (включая и нормальную прибыль) составляет экономическую (чистую прибыль).
Рассматривая эти два подхода к определению сущности прибыли, следует заметить, что оба они имеют право на жизнь. Недостатком теории К. Маркса о сущности прибыли является то, что она напрямую увязывается с частной собственностью и степенью эксплуатации рабочих. Однако, как показала практика, вопрос стоит не в наличии частной собственности и факта отчуждения неоплаченного труда. Создаваемый продукт может отчуждаться не только собственником, но и государством. И здесь важно не только количество отчуждаемого продукта, но и то, в чьих интересах он используется, т.е. в соотношении собственности и управления. Пример Швеции и бывшего Советского Союза наглядное тому подтверждение.
В Швеции имеет место отчуждение продукта наемного труда не только фирмами, если понимать этот процесс в трактовке традиционной политической экономии, но и государством в форме налогового обложения. Но всем хорошо известно, что в Швеции один из самых высоких в Европе уровень налоговых ставок. Одновременно в Швеции один из самых высоких в мире уровень жизни населения, в том числе и наемных работников. Нельзя не отметить, что высокий уровень эксплуатации имел место в СССР, руководители которого заявляли на весь мир о создании развитого социализма, об уничтожении в странах социализма эксплуатации и всего, что с ней связано. Весьма весомая часть отчуждаемого у работников продукта их труда направлялась на цели, ничего общего с их благосостоянием не имеющими. Достаточно вспомнить огромные затраты на ведение холодной войны, милитаризацию национального хозяйства Советского Союза, курс на преимущественное развитие производства средств производства и т. д.
Недостаток второй точки зрения на сущность прибыли состоит в том, что, определяя, за что предприниматель получает прибыль, она не дает ответа на вопрос, где источник этой прибыли. Как известно, на рынке обмениваются эквиваленты. Значит, извлечь выгоду на рынке нельзя. Здесь происходит лишь перераспределение этой выгоды между его участниками. И здесь, видимо, ближе к истине К. Маркс, доказывающий, что прибыль есть результат производства.
На основании вышеизложенного понятие прибыли может быть сформулировано таким образом: «Прибыль - это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности» [15, с.235].
1.2 Факторы, влияющие на финансовый результат
Прибыль образуется в результате реализации
продукции. Ее величина определяется разницей
между доходом, полученным от реализации
продукции, и издержками (затратами)
на ее производство и реализацию. Общая
масса получаемой прибыли зависит,
с одной стороны, от объема продаж
и уровня цен, устанавливаемых на
продукцию, а с другой - от того, насколько
уровень издержек производства соответствует
общественно необходимым
Все эти факторы, влияющие на величину
массы прибыли, являются функцией многих
условий. Так, во-первых, объем продаж
зависит от эффективности осуществления
коммерческой работы: от умения создавать
выгодные условия для реализации
своей продукции, т.е. организовать
рекламу, сбыт, сформировать ценовую
и товарную политику и т.д.; во-вторых,
уровень издержек производства зависит
от рациональности организации производства
и труда, выбранной технологии, технической
оснащенности предприятия. Важнейшими
факторами, определяющими прибыль,
являются: внедрение нововведений,
отсутствие страха перед рисками (риск
как источник прибыли), рациональное
использование средств, достижение
оптимальных объемов
Внедрение инноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров. Продолжительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.
Размеры чистой прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
-объем реализации,
- структура товарооборота,
- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы),
-уровень налогообложения
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: политическая
стабильность, состояние экономики,
демографическая ситуация, конъюнктура
рынка, в том числе рынка
К внутренним факторам относятся: объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие), производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов.
Из чистой прибыли предприятие
выплачивает дивиденды и
Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.
1) В число образующих факторов
включена выручка, получаемая
предприятием от различных
2) Взаимовлияющие факторы
3) Факторы распределения состоят
из платежей обязательного