Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 22:45, лекция
Для принятия многих управленческих решений нужно знать не только размер полученной предприятием прибыли, но и его доходность. Прибыль, как экономическая категория, отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
- определение базового
уровня рентабельности как
- исчисление объема товарной
продукции в плановом периоде
по себестоимости отчетного
- учет влияния на плановую
прибыль различных факторов: снижения
(повышения) себестоимости
- определение прибыли
планируемого года с учетом
влияния одного фактора - изменения
объема сравнимой товарной
- оценка влияния на
плановую прибыль изменения
Для формирования прибыли от прочей реализации, от внереализационных операций можно использовать как традиционные, так и специальные методы (экспертные, статистические, экономико-математические и др.).
Одним из наиболее эффективных инструментов управления операционной прибылью является маржинальный анализ, который базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: затраты - объем производства (реализации) продукции - прибыли, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других. На основе маржинального анализа базируются различные методы формирования прибыли от реализации. Одним из таких методом является метод формирования прибыли на основе CVP - анализа (анализа взаимосвязи издержек, объема реализации и прибыли), который позволяет выявить роль отдельных факторов в формировании прибыли от реализации и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии. Данный метод основан на сопоставлении выручки от реализации продукции с общей суммой затрат, подразделяемых в зависимости от их реакции на изменение объема производства на переменные и постоянные затраты.
Методы маржинального анализа используются для:
- расчета точки безубыточности
и планирования прибыли по
соотношению «затраты-выпуск-
- планирования прибыли
на основе эффекта
- планирования прибыли на основе предельных (дополнительных) издержек и предельного дохода.
Балансовый метод планирования
характеризуется установлением
материально-вещественных и стоимостных
пропорций в показателях. Метод
предполагает использование взаимно
уравновешивающихся расчетов (таблиц),
в одной части которых
Опытно-статистический метод планирования характеризуется ориентаций на фактически достигнутые в прошлом результаты, по экстраполяции которых определяется план искомого показателя. Такой метод планирования является достаточно простым, но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, отражает сложившийся уровень работы с его недоиспользованными резервами и погрешностями в прошлом.
Нормативный метод планирования
(или метод технико-
По другому варианту прогнозируемая
величина валового дохода определяется
путём прямого расчёта
Валовой доход по этому методу рассчитывается и путём умножения объёма розничного товарооборота на средний уровень валового дохода, достигнутый в прошлом периоде, если такой удовлетворяет целям предприятия.
Наиболее прост в
Среди экономико-статистических методов наиболее широко в целях прогнозирования используется метод скользящей средней. Суть метода заключается в выравнивании по методу скользящей средней динамического ряда (4-5 лет) уровня валового дохода и распространения выявленной тенденции в развитии валового дохода на перспективу.
Расчёт валового дохода при помощи экономико-математических методов предполагает решение многофакторной модели с использованием ЭВМ.
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку с 1993 г. планирование прибыли "привязано" к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Объектом планирования являются планируемые элементы прибыли, главным образом прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.
В наиболее общем виде прибыль - это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода.
Метод наименьших квадратов позволяет прогнозировать будущие значения любого показателя на основе его предыдущих значений. Он заключается в приближении анализируемого показателя математической функцией, в простейшем случае - линейной, то есть функции вида y=ax+b. Для известных значений xi, yi можно записать систему уравнений:
(5)
(6)
Если через x обозначить год, приняв 2008 г. за точку отсчета (x=0), а через y прогнозируемый показатель, то для 2010 г. (x=2) решение системы будет следующим:
(7)
Экстраполяция формы №2 методом
наименьших квадратов (табл. 18) показывает
дальнейший рост выручки и себестоимости.
Хотя прогнозируемый относительный
прирост себестоимости
Таблица 18 - Общий прогноз прибылей и убытков по форме №2
Спрогнозировав аналогичным
образом выручку и
Данный прогноз показывает значительное увеличение валовой прибыли от реализации зерновых (в том числе по пшенице - на 43,66%), обусловленное в первую очередь значительным превышением прироста выручки за центнер продукции по сравнению с приростом его себестоимости (по пшенице - 14,53% против 7,69%). Валовая прибыль от реализации сахарной свеклы снизится на 39,92% в основном за счет снижения объема ее реализации на 39,31%.
Таблица 19 - Прогноз валовой прибыли по видам продукции и в целом по предприятию на основе прогнозирования факторов ее формирования
Реализация мяса КРС в
2010 г. принесет небольшой убыток, поскольку
при почти равных значениях выручки
и себестоимости последняя
В итоге общая валовая прибыль увеличится на 5,77%, что приведет к росту чистой прибыли на 7,84%.
Таблица 20 - Прогноз чистой прибыли по форме №2 на основе полученного в табл. 19 значения валовой прибыли
Другим способом прогнозирования
прибыли является ее расчет на основе
прогнозирования результатов
Чистую прибыль можно также прогнозировать исходя из прогнозов стоимости производственных средств и уровня рентабельности предприятия (табл. 22). Данный прогноз показывает увеличение основных и оборотных производственных средств на 16,39% и 12,03% соответственно, что приведет к росту чистой прибыли на 6,04%, несмотря на снижение уровня рентабельности предприятия на 6,88%.
Таблица 21 - Прогноз валовой прибыли по видам продукции и в целом по предприятию по результатам ее факторного анализа
Таблица 22 - Прогноз чистой прибыли по динамике производственных средств
Разброс полученных прогнозных значений чистой прибыли составил 3,1%. Для достаточно точных прогнозов в любом случае необходимы данные хотя бы за 5-7 предыдущих лет.
Итак, по результатам полученных прогнозов в 2010 г. ожидается рост валовой прибыли относительно 2009 г. по зерновым культурам и свиньям, что подтверждает перспективность данных видов продукции, и ее снижение по сахарной свекле, КРС и молоку. Ожидается также дальнейший рост валовой прибыли предприятия и его чистой прибыли.