Сущность и принципы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 10:21, реферат

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе современных достижений науки теории управления и критического анализа практики менеджмента раскрыть основные принципы теории управления, обозначить необходимость дальнейшего развития положений менеджмента, касающихся, основополагающих принципов.
Определение цели исследования подразумевает выявление тех задач, которые надо решить при раскрытии темы работы. К ним относятся: определение понятие принципов управления;
определение места принципов управления в теории управления;
рассмотрение видов принципов управления с обоснованием деления их на общие и частные.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие принципов управления
1.2. Место принципов управления в теории управления
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ
2.1.Общие и частные принципы управления
2.2. Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления
2.3. Принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Комарова Экономика ОРганизации.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  управляющей  и управляемой подсистем осуществляется в соответствии с определенными  принципами, то есть правилами. На практике таких принципов может быть очень  много.

Едва ли не самым главным  из этих принципов можно считать  научность в сочетании с элементами искусства. Менеджмент использует данные и выводы множества наук, поскольку сложным современным хозяйством практически невозможно управлять по наитию. В то же время, ситуация может меняться настолько стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного решения попросту не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы. Это, помимо глубоких знаний, требует от руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения, умение находить выход из безвыходных положений.9

Процесс управления должен быть целенаправленным, то есть всегда осуществляться не просто так, а быть ориентированным на решение конкретных проблем, стоящих в данный момент перед организацией.

Важным принципом управления является его функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Их суть состоит в том, что к каждому объекту управленческой деятельности существует индивидуальный подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.

Любой управленческий процесс  должен основываться на принципе последовательности.  Иными словами, действия, из которых  он состоит, располагаются в строго определенном порядке как в пространстве, так и во времени.

Важным принципом менеджмента  является состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью разнообразных мотиваторов, таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе, самореализация, получение новых знаний и навыков.

В современных условиях управленческий процесс не может  быть по-настоящему результативным без  соблюдения такого принципа, как максимально  широкое вовлечение исполнителей в  процесс подготовки решений, причем уже на самых ранних стадиях. Он исходит  из того непреложного факта, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью, чем спущенные сверху.

Таким образом, в теории управления принципы управления занимают одно из важных мест. Можно сказать, что теория управления «опирается» на принципы управления. В связи с этим, принципы управления лежат в основе теории. Роль принципов управления в теории управления актуальна и важна, так как они касаются наиболее сложного объекта управления, коллектив людей. Принципы управления определяются закономерности формирования управляемой системы: структура системы, методы воздействия на объект управления, формируется мотивация поведения членов коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. ВИДЫ ПРИНЦИПОВ УПРАВЛЕНИЯ

2.1.Общие и  частные принципы управления

Принципы управления разделяются на общие и частные10; на общие, частные, организационно-технологические11; на принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления, и принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы.

Общие принципы управления имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.

Частные принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.

Каждая личность имеет  свои особенности, и современный  руководитель вовсе не обязан следовать  принципам управления, к примеру, Анри Файоля, сформулированным в начале 20 века. Напротив, каждый руководитель имеет возможность сформулировать свои требования к персоналу или даже акционерам, но, тем не менее, общие принципы управления являются действительными абсолютно для всех, поскольку такова их природа. Вот, к примеру, принцип компетентности, который говорит о том, что руководитель должен хорошо знать объект управления. С этим спорить нельзя, поскольку незнающий и несведущий менеджер – обуза для предприятия и враг собственника и общества.

Принцип стимулирования свидетельствует о том, что руководство не может не поощрять работу людей, если не хочет рискнуть остаться вовсе без кадров. Эффективная система стимулирования труда может стать залогом лидерства любой компании.

Принцип иерархичности свидетельствует  о характере людских взаимоотношений как внутри организации, так и в обществе вообще, поскольку происхождение термина «иерархия» (священная власть, лат.) свидетельствует о религиозном генезисе структуризации социальных систем.

К общим принципам управления, которые  действуют в любой сфере управления, на любом уровне и в любой период становления системы управления относят следующие принципы:

- объективности;

- системности;

- комплексности;

- конкретности;

- состязательности;

- принцип главного звена.

Принцип объективности (научности) предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления на основе познания и использования объективных закономерностей его функционирования и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления. Отступление от данного принципа неизбежно ведет к субъективизму в различных его проявлениях, например, к волюнтаризму и фатализму.

Принцип системности основан на рассмотрении объекта управления как  единого целого, состоящего из отдельных  элементов. которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них влечет изменение других элементов или системы в целом. Чтобы управлять целым, надо раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникацию с внешней средой, историю развития и т.д.

Функционирование предприятия  — это уникальный слабопредсказуемый (стохастический) целенаправленный процесс, в ходе которого предприятие переходит  из одного состояния в другое («смещается в пространстве состояний»). Проблема управления предприятием состоит в исследовании влияния различных внешних и внутренних событий на параметры бизнес-процессов и в корректном регулировании этих параметров для достижения требуемой эффективности функционирования всей системы. Регулирование (управление) сводится к принятию и реализации управленческих решений. С системным принципом тесно связан принцип комплексности проблем управления, представляющий собой специфическую форму конкретизации системности. Комплексный принцип позволяет проводить исследования и оценки, экспертизу принимаемых решений с позиций разных отраслей знания и разнопланового опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию.

Конкретно-исторический принцип предполагает исследование возникновения, формирования и развития управленческих проблем в хронологической последовательности с учетом влияющих на них факторов и условий. Например, в организации можно выделить несколько стадий жизненного цикла: зарождение, ускорение роста, замедление роста, спад. В связи с различиями целей управления на разных стадиях используют различные методы, соответствующие конкретным условиям управления. Поэтому при анализе проблем организации особое внимание уделяется времени ее образования и основным событиям развития. Для новых организаций важен аналитический прогноз перспектив.

Принцип состязательности. Состязание, соперничество - это коренные свойства, признанные атрибуты всей живой природы и общества. Борьба за существование, соперничество в органическом мире признается механизмом естественного отбора (В. Бехтерев, А.Ферсман, Дж. Бернал). Состязания пронизывают всю историю общества. Жизнеспособность любой социальной системы зависит от того, в какой степени в ней развиты состязазательные элементы. Принцип состязательности следует шире применить как между системами управления, так и внутри систем управления (например, при отборе управленческих кадров).

Принцип гласного звена. При решении  той или иной управленческой задачи приходится иметь дело с множеством фактов, событий и т.д. Разумеется, надо принимать во внимание всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, однако из всей совокупности задач необходимо выделить решающие. Определение главного звена - важнейшая часть процесса управления. Принцип главного звена - это отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплекс вопросов управления.

Частные принципы управления не должны перечить общим, но могут существенно  от них отличаться. Частные принципы управления вправе отражать характеристику менеджмента как отдельной отрасли, организации или подразделения, так и отдельного руководителя.

Подходы к целенаправленности, планомерности, компетентности, дисциплине, стимулированию и иерархичности могут особенно существенно розниться в различных странах, представляющих различные культурные цивилизации. Например, японский подход к дисциплинарному принципу кардинально отличается остальных управленческих взглядов, так как идеологически не приемлет никаких нарушений и неподчинений, причем это стремление к порядку отнюдь не навязывается менеджерами, а просто отражает культурные традиции Востока. Американская свобода и независимость личности превыше всех организационных и управленческих принципов, посему корпорации США не так жестки в своем подходе к менеджменту. В частности, записки восточных и западных менеджеров свидетельствуют о том, чему именно уделяется первоочередное внимание в компаниях различного рода. В записках последних веют свободные мотивы и либерализм, в первых же, при всей их внешней мягкости и послушании обществу, наличествуют требования аналогичной и адекватной дисциплины от подчиненных.

Принцип планомерности отражает стремление человека к познанию будущего, о  вечных и бесполезных попытках «пережевать» будущее, сделать его таким обыденным, чтобы оно с легкостью перешло в реальность. Таким образом «человек управляющий» принимает участие в формировании будущего человеческого бытия. Похожую функцию выполняет и принцип целенаправленности, при помощи которого руководители имеют первоочередное право на установление ориентиров, желаемых будущих состояний организации. Но все же действие этого принципа сильно ограничено, поскольку правом на установление целей может и должен воспользоваться собственник организации, который волен оставить менеджеру разработку программы по достижению этих целей. Часто и та, и другая работа выполняется совместно. Так, если речь идет об акционерном обществе, то здесь нет жестких границ между обычными держателями акций и менеджерами (в случае отсутствия держателя крупного пакета, обладающего всеми правами собственника), и все стратегические, а иногда тактические и оперативные цели и задачи вырабатываются и решаются на совместных заседаниях.

К частным принципам  управления, сфера действия которых  локальна, относятся принципы управления отдельными фирмами и организациями.

Так, американская компания «IBM» в управлении придерживается трех принципов: уважение к личности; пожизненной занятости, равных возможностей для всех.

Японская компания «Мацусита  электрик» руководствуется семью  принципами: объективности; справедливости; сплоченности; благоустройства; скромности; оценки; гармонии.

По мнению других авторов, к частным принципам относятся  принципы управления отдельными подсистемами менеджмента (управление персоналом, управление инновациями, управление производством и т.д.), или принципы выполнения отдельных функций управления.

К организационно-технологическим  принципам управления относят принципы:

- сочетание централизма  и децентрализма;

- единоначалия и коллегиальности;

- приоритет общего  над частным;

- единство федерального, регионального и местного управления и др.

Герчикова И.Н. считает  принцип оптимального сочетания  централизации и децентрализации в управлении основным принципом менеджмента. При этом она указывает, что проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте – это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии.

В заключении параграфа  необходимо отметить, что деление  принципов управления на общие и  частные наиболее ярко показывает их многообразие, универсализм, и характер. Частные принципы управления имеют  локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, тогда как общие принципы действуют в любой сфере управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Принципы, обеспечивающие  функционирование объекта управления

К принципам, обеспечивающим функционирование объекта управления относятся:

Принцип правовой защищенности управленческого решения требует от руководителей организации знания и соблюдения действующего законодательства и умения принимать решение только с учетом соответствия этих решений действующим правовым актом, а также нормам морали и этики.

Нельзя путать деловой  риск с риском преступить закон, тем  более что, несмотря на трудности, противоречия, бесконечные дискуссии, правовое пространство страны постоянно расширяется, вводятся в действие все новые и новые  законодательные акты.  Такие федеральные законы, как о защите прав потребителей, антимонопольной политике и конкуренции, о стандартизации, сертификации продукции и услуг, о рекламе и т.п. уже дают ощутимые результаты.

Информация о работе Сущность и принципы управления организацией