Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследование и обоснование направлений снижения себестоимости продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты исследования направлений снижения себестоимости продукции;
рассмотреть сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды;
проанализировать структура себестоимости и факторы, ее определяющие;
провести анализ производственно-хозяйственной деятельности «ОАО УМПО»

Файлы: 1 файл

Направления снижения себестоимости продукции.docx

— 352.17 Кб (Скачать файл)

Введение

Производство продукции (работ и услуг) связано с определенными  затратами или издержками. В процессе производства продукции затрачивается  труд, используются средства труда, а  также предметы труда. Все затраты  предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме, образуют себестоимость продукции. Себестоимость - важнейший показатель эффективного использования производственных ресурсов.

Главное сущностное содержание себестоимости заключается в  том, что этот показывает, во сколько  же обошлось предприятию производство товара и продвижение его до потребителя.

Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных  ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Главными задачами развития экономики на современном этапе  является повышение эффективности  производства, а также занятие  устойчивых позиций предприятий  на внутреннем и международном рынках. Чтобы выдержать острую конкуренцию  и завоевать доверие покупателей  предприятие должно выгодно выделятся  на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.

Себестоимость является основой  определения цен на продукцию. Систематическое  снижение себестоимости продукции - одно из основных условий повышения  эффективности производства.

Актуальность выбранной  темы обусловлена тем, что себестоимость  играет важную роль в ценообразовании  и требует тщательного изучения.

Цель работы:  Исследование и обоснование направлений снижения себестоимости продукции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  • изучить теоретические аспекты исследования направлений снижения себестоимости продукции;
  • рассмотреть сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды;
  • проанализировать структура себестоимости и факторы, ее определяющие;
  • провести анализ производственно-хозяйственной деятельности  «ОАО УМПО»;
  • провести анализ себестоимости продукции;
  • выявить резервы по снижению себестоимости продукции.

Предметом, в свою очередь, пути снижения себестоимости продукции  и повышение эффективности работы предприятия.

 Объектом исследования  в данной курсовой работе является  предприятие «ОАО УМПО». 

В курсовой работе использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, методы цепных подстановок, абсолютных разниц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  аспекты исследования направлений снижения себестоимости продукции.

 

    1. Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды.

 

Организация любого вида деятельности на предприятии связана с определенными  расходами текущего и капитального характера.

Текущие расходы связаны  с решением тактических задач  хозяйственной деятельности предприятия  — приобретением сырья и материалов, содержанием персонала, обслуживанием  материально-технической базы и  др.

Капитальные расходы направлены на достижение стратегических целей  предприятия и связаны с новым  строительством, реконструкцией зданий и сооружений, техническим перевооружением  производства и приобретением различных  нематериальных активов и другими  направлениями деятельности предприятия.

Основными документами, регламентирующими  состав и классификацию текущих  расходов организации, являются положения  по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и гл. 25 Налогового кодекса  РФ «Налог на прибыль организации».

В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации в зависимости  от их характера, условий осуществления  и направлений деятельности организаций  подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • операционные расходы;
  • внереализационные расходы

  Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и реализацией продукции. Как правило, эти расходы занимают наибольший удельный вес в составе расходов организаций.

Для целей формирования организацией финансового результата от обычных  видов деятельности определяется себестоимость  проданных товаров, продукции, услуг.

Проведем сравнение нескольких определений себестоимости данных разными авторами:

 

Таблица 1- Сравнение понятий  «себестоимость».

 

Автор

Определение

В. Я. Горфинкель

«Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию».[11]

Н. А. Сафронов

«Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию». [7]

Ю. Ф. Елизаров

«Себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на ее производство и реализацию».[12]


Следуя из данных таблицы  можно сделать вывод, что себестоимость  продукции это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции.                                                                     

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. [6]

Как экономическая категория  себестоимость продукции выполняет  ряд важнейших функций:

  • учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию;
  • база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  • экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  • определение оптимальных размеров предприятия;
  • экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную и полную.

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные  с производством продукции.

Производственная себестоимость, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Полная себестоимость  отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается  из производственной себестоимости  и коммерческих расходов (расходы  на тару и упаковку, транспортировку  продукции, прочие расходы).

Различают индивидуальную и  среднеотраслевую себестоимость.                                                                                                                             

Индивидуальная себестоимость  обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или  другое предприятие.

Среднеотраслевая себестоимость  определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние  затраты на единицу продукций  по отрасли, поэтому она находится  ближе к общественно необходимым  затратам труда.

В рыночной экономике роль и значение себестоимости продукции  для предприятия резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения себестоимости  продукции для предприятия заключается  в следующем:

  • в увеличении прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а следовательно, в появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве;
    • в появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия;
    • в улучшении финансового состояния предприятия и снижении степени риска банкротства,
  • в возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет в значительной мере повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж;
  • в снижении себестоимости продукции в акционерных обществах, что является хорошей предпосылкой для выплаты дивидендов и повышения их уровня.[5]

 

    1. Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции.

 

В соответствии со ст. 253 Налогового кодекса РФ расходы, связанные с производством и реализацией продукции, включают в себя:

1) расходы, связанные с  изготовлением, хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и реализацией товаров, работ, услуг;

2) расходы на содержание  и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и другого имущества, а также на поддержание их в исправном состоянии;

3) расходы на освоение  природных ресурсов;

4) расходы на научные  исследования и опытно-конструкторские разработки;

5) расходы на обязательное  и добровольное страхование;

6) прочие расходы, связанные  с производством и реализацией.

В целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат на производство и реализацию продукции применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная и калькуляционная.

Однородные по своему экономическому содержанию затраты называются экономическими элементами независимо от того, где они расходуются и на какие цели.

Все расходы на производство и реализацию продукции в зависимости от их экономического содержания группируются по следующим элементам:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату  труда;

3) отчисления на социальные  нужды;

4) суммы начисленной амортизации;

5) прочие расходы.

К материальным расходам относятся  затраты:

  • на приобретение сырья и материалов, запасных частей, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, воды и энергии всех видов;
  • приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями;
  • платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду и другие расходы.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами понимаются остатки сырья, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства продукции, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению.      В расходы на оплату труда включаются любые начисления работнику в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами.

Отчисления на социальные нужды осуществляются по определенным нормативам от фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд — 28%; в Фонд социального страхования — 4%; в Фонд обязательного медицинского страхования — 3,6%. Величина этих нормативов устанавливается в законодательном порядке и, естественно, может пересматриваться.

Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды