Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследование и обоснование направлений снижения себестоимости продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты исследования направлений снижения себестоимости продукции;
рассмотреть сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды;
проанализировать структура себестоимости и факторы, ее определяющие;
провести анализ производственно-хозяйственной деятельности «ОАО УМПО»

Файлы: 1 файл

Направления снижения себестоимости продукции.docx

— 352.17 Кб (Скачать файл)

 

Как в целом по экономике, так и в промышленности за анализируемый период снизилась доля материальных затрат; увеличение произошло по расходам на оплату труда с отчислениями на социальные нужды, амортизации основных средств, а также прочим затратам, хотя для отдельных периодов в рамках рассматриваемого интервала были характерны значительные колебания затрат как в сторону уменьшения, так и роста.

В целом по экономике и  промышленности в составе затрат наибольший удельный вес составляют материальные затраты. За анализируемый период доля этих затрат снизилась по экономике в целом на 5,5%, а в промышленности — на 6,4%. Что касается отдельных элементов материальных затрат, то в большей степени снизилась доля сырья и материалов — на 6%, в меньшей — топлива и энергии — на 2,6 и 1% соответственно.

Противоположная тенденция  была характерна для расходов на оплату труда с отчислениями на социальные нужды. Доля этих расходов за 1992—2002 гг. выросла с 19,7 до 21,3%. Как известно, снижение затрат на производство продукции по данному элементу достигается лишь в том случае, если темпы роста производительности труда опережают темпы роста средней заработной платы. Отмеченное соотношение между производительностью труда и заработной платой на протяжении последнего десятилетия, как правило, не выдерживалось по многим причинам. Во-первых, высокие темпы инфляции приводили к значительному росту расходов на оплату труда.

Темпы обновления основных фондов значительно снизились, что не позволяло в достаточном объеме проводить замену старого оборудования на новое, более производительное. Так, если в 1990 г. коэффициенты обновления и выбытия основных фондов в промышленности составили 6,0 и 1,8 соответственно, то к 2002 г. они снизились до уровня 1,5 и 1,2. Кроме того, зачастую темпы роста стоимости нового оборудования опережали рост его производительности, в результате чего затраты на единицу полезного эффекта росли.

В 1992-—2002 гг. также произошло увеличение доли амортизационных отчислений в составе затрат на производство продукции. Их величина выросла с 3,4 до 5,4% в целом по экономике, по промышленности — с 2,6 до 4,7%. Основными факторами роста амортизационных отчислений явились:

  • неоднократные переоценки основных фондов, обеспечившие значительное увеличение их стоимости;
  • возможность применения с 2002 г. ускоренной амортизации для расчета налогооблагаемой прибыли и др.

Наряду с анализом затрат на производство продукции в поэлементном разрезе значительный интерес представляет их анализ по статьям калькуляции, а также в разрезе постоянных и переменных затрат, что обеспечивает эффективное управление издержками предприятия и их оптимизацию.[5]

Из данной главы можно  сделать вывод, что для целей  формирования организацией финансового  результата от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных  товаров, продукции, услуг.

Себестоимость продукции  это выраженные в денежной форме  текущие затраты предприятия  на производство и реализацию продукции.

Себестоимость продукции  является не только важнейшей экономической  категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия 

Различают следующие виды себестоимости: цеховую, производственную, полную, индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.

В целях анализа, учета  и планирования всего многообразия затрат на производство и реализацию продукции применяются две взаимодополняющие  классификации: поэлементная и калькуляционная.

 Однородные по своему  экономическому содержанию затраты  называются экономическими элементами  независимо от того, где они  расходуются и на какие цели.

Все расходы на производство и реализацию продукции в зависимости  от их экономического содержания группируются по следующим элементам:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату  труда;

3) отчисления на социальные  нужды;

4) суммы начисленной амортизации;

5) прочие расходы.

 Сумма материальных  расходов уменьшается на стоимость  возвратных отходов

Кроме расходов по обычным  видам деятельности, как было отмечено выше, выделяют операционные и внереализационные.

Все расходы организации  подразделяются на расходы, связанные  с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ производственно-хозяйственной  деятельности  ОАО УМПО.

2.1 Организационно - экономическая характеристика предприятия.

Открытое акционерное  общество "Уфимское моторостроительное производственное объединение" –  крупнейшее в России двигателестроительное  предприятие, основанное в 1925 году.

ОАО "УМПО" расположено  на двух производственных площадках  на территории г. Уфы Республики Башкортостан, в его составе 2 специализированных производства - авиационное и  инструментальное, где трудится около 15 тысяч рабочих, специалистов и служащих.

 Основной задачей предприятия  был и остается выпуск современной  качественной авиационной техники.

 В настоящее время  УМПО производит турбореактивные  двигатели АЛ-31Ф и АЛ-31ФП для  самолетов Су-27, Су-30 со всеми их  модификациями, Р95Ш и Р195 для  семейства самолетов Су-25, колонки  несущих винтов на вертолеты  Ка-27, Ка-28, Ка-32, трансмиссии для вертолетов  Ми-26. С 2010 года объединение начало  поставлять на завод ОАО «Компания  «Сухой» в Комсомольске-на-Амуре  двигатели АЛ-41Ф-1С (изделие 117С)  для Су-35С, истребителя поколения  4++, в котором использованы технологии  пятого поколения.

Важное направление - внешнеэкономическая  деятельность. ОАО "УМПО" впервые  вышло со своей продукцией на внешний  рынок в 1952 году. 49 стран мира эксплуатируют  технику производства УМПО; основным торговым партнером является Индия, для которой предприятие также  изготавливает двигатели АЛ-55И, устанавливаемые  на учебно-тренировочные самолеты HJT-36. Объединение активно поддерживает зарубежных партнеров, организуя лицензионное производство двигателей, обеспечивая  их ремонт и обучая специалистов из этих стран.

Наряду c авиационными объединение выпускает газотурбинные двигатели наземного индустриального применения. На базе АЛ-31Ф освоено производство газотурбинного привода АЛ-31СТ,  применяющегося в составе газоперекачивающих агрегатов мощностью 16 МВт и АЛ-31СТЭ для блочно-модульных электростанций на 20 МВт. УМПО может предложить потенциальным заказчикам целую гамму продукции в различной компоновке, включая сдачу "под ключ" целых станций.

ОАО "УМПО" обладает пакетом  лицензий и сертификатов как для  производства и ремонта авиационной  техники, так и проектирования и  изготовления газоэнергетического и нефтяного оборудования.

Девиз объединения: "Надежность и качество - всегда и во всем".[13]

 

 

 

 

Некоторые показатели деятельности предприятия представлены в следующих  таблицах:

 

Таблица 4 - Показатели уровня концентрации производства

Показатели

2008

2009

2010

Изменение (+;-)

2010 к 2008

Выручка от реализации работ  и услуг, тыс.р.

14 960 000

20 014 040

20 375 557

5 415 557

Среднегодовая стоимость  основных  производственных фондов, тыс. р.

2 609

2 6791

2 571

-38

Среднесписочная численность  работников, чел.

18 529

16 599

15 112

-3 417


В период с 2008 по 2010 год выручка  увеличилась на 5 415 557 тыс. руб., произошло снижение стоимость основных  производственных фондов на 38 тыс. руб., так же снизилась численность работников.

 

Таблица 5 – Выручка от реализации по видам выполненных работ и услуг

Наименование продукции

2008

2009

2010

Изменение (+;-)

2010 к 2008

Оборонная продукция

13 294 376

18 088 873

17 799 090

4 504 714

Гражданская продукция

933 576

620 429

1 089 231

155 655

Материальные ценности

335 960

432 517

446 313

110 353

Прочая реализация

247 515

826 321

999 414

751 899


Из таблицы видно, что  спрос на всю продукцию выпускаемую  предприятием, увеличился в 2010 по сравнению с 2008 годом.

Таблица 6 – Динамика и структура основных фондов

 

Виды основных фондов

2008

2009

2010

Изменение (+;-)

2010 к 2008

тыс.р.

тыс.р.

тыс.р.

тыс. руб.

Здания, сооружения и передаточные устройства

1 248 167

1 532 084

1 539 790

291 623

Машины и оборудование, в т.ч.

2 293 030

2 783 433

2 721 973

428 943

Продолжение таблицы 6

Транспортные средства

141 391

144 147

137 344

-4 047

Инвентарь

30 045

30 696

31 946

1 901

Прочие виды основных фондов

633 115

681 475

704 695

71 580

ИТОГО

4 345 748

5 171 835

5 135 748

790 000


 

Рис.2- Динамика и структура основных фондов.

Произошло увеличение по всем статьям, кроме статьи транспортные средства, по которой снижение произошло  на 4047 тыс. руб.

 

Таблица 7 – Динамика прибыли и показатели рентабельности

 

Показатели

2009

2010

Изменение (+;-)

2010 к 2009

Прибыль от реализации работ и услуг тыс. р.

2 957 566

3 719 370

761 804

Валовая (балансовая) прибыль, тыс. р.

5 256

5 003 693

4 998 437

Чистая прибыль, тыс. р.

100 670

385 860

285 190

Рентабельность  продукции, %

1%

3%

2%


Исходя, из данных таблицы  следует, что по всем показателям  наблюдается рост. Рост данных показателей  предполагает положительную тенденцию  развития предприятия.

Рис.3- Динамика выручки от реализации, млн. руб.

Выручка от реализации составила  более 20 014 млн. рублей с темпом роста 133,8% к уровню 2008 года.

Рис. 4- Объем производства, млн. руб.

Объем производства в 2009 году составил 18,7 млрд. рублей (без НДС), темп роста промышленного производства к 2008 году (в сопоставимых ценах) – 109,1%. Объем производства товарной продукции  предприятия увеличивается ежегодно в течение пяти лет. За период с 2005 года объемы производства возросли на 38,2%[14]

 

2.2 Анализ себестоимости  продукции.

Себестоимость промышленной продукции является объективной  экономической категорией, характеризующей  выраженные в денежной форме текущие  затраты предприятий, непосредственно  связанных с использованием в  процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Анализ себестоимости  продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции  изменения ее уровня,  выявить  резервы снижения себестоимости  продукции и дать оценку работы предприятия  по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Информация о работе Сущность и значение себестоимости продукции как экономической категории и ее виды