Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее роль.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

                                     ВВЕДЕНИЕ

 Наличие   конкуренции   - естественное  состояние  рыночных  отношений,  при   котором   их   субъекты побуждаются  к  активной    предпринимательской   деятельности.

 Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей  устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей  и количество потребителей. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения. Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (лат. concurrere –  состязаться ).сталкиваться,

 Конкуренция  как  метод   экономического   контроля   стоит   обществу минимальных  затрат, но является при этом  важной  силой,  которая  постоянно  толкает  производителя  на   сокращение   издержек   производства   и   цен, стимулирует борьбу  за потребителя и улучшение  качества товаров. При этом, конкуренция является обязательным  условием   существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и  рынок как  общественная  форма  экономических  связей. 

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей,  рекламу.                        

                           

 

 

 

                         Сущность конкуренции.

 

Термин «конкуренция» вошел  в  экономическую  теорию  из  разговорного языка  от  латинского  слова  «concurrentia»,  означающего   «столкновение», «состязание».  В экономике конкуренция определяется следующим образом.  «Конкуренция — ситуация, когда  существует  несколько  альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы  различные группы  людей,  борющихся  между   собой   за   право   распоряжаться   этим благом».

Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло  несколько стадий.  Классической  экономической  теории  был  характерен  поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции  как  совокупность взаимозависимых попыток различных продавцов установить контроль на  рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении  продавцов  и  покупателей, которое характеризовалось  честным,  без  сговора  соперничеством  за  более выгодные условия продажи или покупки товаров.  При  этом  основным  объектом  конкурентной борьбы считались цены.      Поведенческая   трактовка   конкуренции   была   характерна   и    для неоклассической  политической   экономии.   Однако   неоклассики   связывали конкуренцию с борьбой за редкие  экономические  блага,  а  также  за  деньги потребителей, на которые их можно  приобрести.  Редкость,  в  их  понимании, означает, что количество  благ  недостаточно  в  сравнении  с  по  Наряду  с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ  века  в  экономическую  теорию стала  проникать  другая,  структурная   концепция   конкуренции,   вышедшая впоследствии на первое место.  Среди  ее  авторов   были    Ф.  Эджуорт,  А. Курно, Дж.  Робинсон,  Э.  Чемберлин.  Позиции  этих  ученых  в  современной западной экономической науке столь  сильны,  что  сам  термин  «конкуренция» чаще всего используется именно в  структурном  понимании.  Рынок  называется конкурентным, когда число  фирм,  продающих  однородный  продукт,  настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала,  что  никакая  фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять  на  цену  товара  путем изменения объема продаж.      Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм  друг  с  другом  на  анализ  структуры  рынка,  тех  условий,  которые господствуют  в  нем. 

  Если  такое воздействие невозможно, то речь идет  о  рынке  совершенной  конкуренции,  в противном   случае   —    об    одной    из    разновидностей    конкуренции несовершенной». Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается  от  ее определения  в  классической   теории,   не   проводившей   различия   между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в  виду лишь в совершенную конкуренцию, в рамках которой  взаимозависимость  продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На  конкурентном  рынке  все  фирмы независимы друг от друга в том  смысле,  что  действия  одной  не  оказывают сколько-нибудь  заметного  влияния  на  поведение  других  фирм.  При  таком конкурентном поведении-соперничестве ни одна фирма не может  стать  лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.

          Позднее спектр  рыночных  структур,  анализируемых  экономистами,  был расширен,  и  появилась  необходимость  в   четком   разграничении   понятий «конкуренция»   и   «соперничество».   В   современном   понимании    термин «соперничество» относится  к  действительному  поведению  рыночных  агентов, направленному на завоевание лидирующего (отличного от других)  положения  на рынке и используется  для  характеристики  сферы  деятельности  бизнесменов, предпринимателей, а  не  для  качественной  характеристики  строения  рынка. Термин  «конкуренция»  в  свою  очередь,  используется  для   характеристики модели, строения рынка.

           Кроме   поведенческой   и   структурной   трактовки   конкуренции,   в

экономической теории существует еще функциональный подход к  конкуренции,  а  также характеристика конкуренции как «процедуры открытия».

         Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В  своей  теории  экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого  с  новым.  Эту  борьбу ведут предприниматели  —  организаторы  производства,  прокладывающие  новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,  задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться с  рутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем».  Тогда  он  может   выиграть   в   конкурентной   борьбе,   вытеснив   с    рынка    тех предпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или  выпускают не пользующуюся спросом продукцию. Другой австрийский экономист и политический философ  —  Ф.  фон  Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру  открытия».  По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение  или  понижение цен  на  ресурсы  и  производимые  с  их  помощью  блага,  понять,  в  каком направлении нужно действовать, что, как и для  кого  производить.  На  рынке только благодаря  ценам  и  конкуренции  скрытое  становится  явным.  Только «процедура» конкуренции «открывает», какие  ресурсы  и  в  каком  количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать. Неизбежные для такого “прорыва ” потери Хайек связывает не с  разрушительным характером конкуренции как таковой, а  с  принципиальной  непредсказуемостью поступков людей.  Более  того,  он  полагает,  что  конкуренция  ценна  лишь постольку, поскольку ее результаты непредсказуемы и в целом отличны от  тех, которые кто-либо мог запланировать.

          Нетрудно заметить, что  большие ученые, исповедуя  функциональный понимание конкуренции, на самом деле были мало озабочены тем, чтобы дать  ей “правильное”. Скорее, формулируя свои хлесткие, запоминающиеся  дефиниции, они  просто   хотели   заострить   внимание   на   принципиальной   важности определенных последствий конкурентной борьбы.

          Существуют  и  другие  определения  конкуренции.

         Конкуренция  –   это сильнейший  способ  непрерывного  возбуждения  экономических  субъектов.  С известной  степенью  условности  конкуренцию  можно  назвать  цивилизованной формой борьбы за существование, стремление обойти конкурента, не  уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А  угрозы выбытия из игры  за  экономическое  существование  и  процветание  действует надежнее всех иных стимулов.

              Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного  хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.                                                                                            Конкуренция  –   это   экономическая   борьба,   соперничество   между

обособленными производителями продукции,  работ,  услуг,  за  удовлетворение своих интересов, связанных с продажей  этой  продукции,  выполнением  работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.

           Конкуренция  —  это  экономический  закон  рыночного  хозяйства.  Она происходит  между  продавцами  и  покупателями,  среди  продавцов  и   среди покупателей. Конкуренция между  производителями,  продавцами  осуществляется  из-за удовлетворения своих интересов, связанных с продажей продукции,  выполнением работ,  оказанием  услуг  одним  и  тем   же   потребителям.   Производители (продавцы) стремятся как  можно  дешевле  производить  товары  и  дороже  их продать.  Состязание  происходит  между  товаропроизводителями  за  наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья, и одновременно  весьма действенный механизм  стихийного  регулирования пропорций общественного производства.

          Конкуренция среди  покупателей  проявляется  в  стремлении  приобрести  качественные товары, и как можно дешевле. В ходе борьбы между продавцами и покупателями первые стремятся продать подороже, вторые — купить подешевле.

         В условиях конкуренции каждый предприниматель заботится  не  только  о сохранении, но  и  расширении  своего  производства,  о  повышении  качества товаров  и  снижении  затрат  на  единицу  продукции.  В  этой  связи  можно согласиться с высказыванием Ф. фон Хайека о том, что общества,  полагающиеся на  конкуренцию,  успешнее  других  достигают  своих  целей,  и  что  именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.

          Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:

      - количество производителей  и потребителей на рынке,

      - тип производимой  продукции,

      -  способность  отдельного  производителя  и  потребителя  влиять  на

        рыночные цены,

      - барьеры на пути  вступления в отрасль,

      - отсутствие или  наличие неценовых форм конкурентной  борьбы.

         Конкуренция   существует   там,   где   между   субъектами   возникает

соперничество  по  обеспечению  своих  интересов.  Как  экономический  закон конкуренция выражает причинно-  следственную  зависимость  между  интересами субъектов  хозяйствования  к  соперничеству  и   результатами   в   развитии экономики.

          Конкуренция имеет важное значение в жизни  общества.  Как  живительная сила рыночной экономики, она способствует развитию производства и  повышению его эффективности. Благодаря  конкуренции  создаются  огромное  разнообразие товаров и услуг и богатые возможности выбора для потребителей.

           Конкуренция создает условия по оптимальному  использованию  достижений научно-технического прогресса в области изготовления  новых  видов  товаров, вызывает необходимость гибко  реагировать  на  изменения  в  производстве  и реализации  товаров,  нацеливает  производителей   на   повышение   качества товаров, обеспечивает свободу выбора и  действий  продавцов  и  покупателей. Конкуренция стимулирует деятельность субъектов рыночных отношений.

         Через конкуренцию товаропроизводители как бы контролируют друг  друга. Их борьба за  потребителя  приводит  к  снижению  цен,  уменьшению  издержек производства, улучшению  качества  продукции,  усилению  научно-технического прогресса.

      Конкуренция имеет  и негативные стороны:

     1) обостряет противоречия  экономических интересов,

     2) чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе,

     3) обусловливает рост  непроизводительных издержек,

     4) побуждает создание  монополий,

     5) отрицательно сказывается  на защите окружающей среды,

     6) не стимулирует  развитие производства товаров  и услуг  коллективного

        пользования (дороги, общественный транспорт),

     7) не способствует  сохранению невоспроизводимых ресурсов  (лес,  дикие

        животные, полезные  ископаемые).

      С конкуренцией  связываются также такие явления, как :

      - ухудшение материального  положения определенной части  населения,

      - безработица,

      - социальная несправедливость.

      - противоборство  агентов рынка усиливает  их  социально-экономическое

        расслоение.

        Без   вмешательства   государственных   структур   конкуренция   может

превращаться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания  конкуренции и удержания ее на уровне нормального  стимулятора  экономики  государство  в своих  законах  определяет  ”правила  игры”  соперников.  В   этих   законах фиксируются права и обязанности  производителей  и  потребителей  продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

         Кроме этого, конкуренция выполняет следующие функции:

 Функция регулирования.   Для того чтобы устоять в  борьбе,  предприниматель  должен  предлагать   изделия,   которые   предпочитает   потребитель   (суверенитет потребителя ). Отсюда и факторы производства  под  влиянием цены направляются в  те  отрасли,  где  в  них  существует  наибольшая  потребность. Функция мотивации.   Для предпринимателя конкуренция означает шанс  и  риск  одновременно:

- предприятия, которые предлагают  лучшую по  качеству  продукцию                                                                                              или  производят ее с меньшими  производственными  затратами       получают

вознаграждение  в  виде  прибыли  ( позитивные  санкции  ). Это стимулирует  технический прогресс;

-  предприятия,  которые  не  реагируют  на  пожелания  клиентов  или  нарушения правил конкуренции  своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков  или  вытесняются  с рынка (негативные  санкции ).

         Функция распределения.

Конкуренция не только включает  стимулы  к  более высокой продуктивности, но  и  позволяет  распределять  доход  среди предприятий  и  домашних  хозяйств  в  соответствии  с  их  эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

         Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует  экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время  конкуренция предоставляет  покупателю  возможность  выбора среди  нескольких  продавцов. Чем  совершеннее   конкуренция,   тем    справедливее цена.

         Исторически  конкуренция  возникала  в  условиях  простого   товарного

производства. Каждый мелкий производитель в процессе  конкуренции  стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и  сбыта  товаров  в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере  усиления  зависимости мелких  товаропроизводителей  от  рынка  и   рыночных   колебаний   цен   на производимые  ими  товары  конкурентная  борьба  усиливалась,  появилась возможность усиления хозяйства, применение наемных работников,  эксплуатации их труда.  Так  возникает  капиталистическое  товарное  производство.  Здесь конкуренция  получила  наибольшее  развитие.  В  современных  условиях   она выступает  как  важное  средство  развития  производства  и   существует   в различных формах.

Информация о работе Сущность конкуренции