Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее роль.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

              Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения, обучение персонала приобретающей стороны, сроки поставки (разработки, создания, продажи), сроки гарантий, цена, условия платежей, своевременность появления данного товара на конкретном рынке, политико-экономическая ситуация в данном регионе. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность означает высокое качество товаров при поддержании высокой заработной платы и жизненных стандартов. Важнейшим фактором, обеспечивающим конкурентоспособность, является повышение темпов производительности труда.

             Понятие конкурентоспособности тесно связано с понятием «качество». Различаются эти понятия в следующих аспектах. Если под качеством понимается просто совокупность свойств, то конкурентоспособность характеризуется их соответствием конкретной общественной потребности. В этом случае при оценке уровня конкурентоспособности возможно сопоставление и неоднородных товаров, но удовлетворяющих одну и ту же потребность. Параметры качества, как правило, определяются исходя из интересов производителя, а параметры конкурентоспособности - прежде всего из интересов потребителя. Уровень качества и технический уровень продукции задаются техническим уровнем современного производства, а для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить его с уровнем развития потребностей. При этом превышение уровня конкурентоспособности над уровнем развития потребностей по отдельным параметрам может быть не оценено потребителем и не даст никакого экономического эффекта. На уровень конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают такие факторы рынка, как степень удовлетворения спроса на товар, емкость отдельных сегментов рынка, наличие конкурентов, социально-демографические характеристики товаров, развитие снабженческо-сбытовой сети и послепродажного (сервисного) обслуживания. Для каждого товара необходимо оценить его уровень конкурентоспособности с тем, чтобы в дальнейшем провести анализ и выработать успешную товарную политику. Исследования поведения покупателей показывают, что для них в процессе отбора выигрывает тот товар, у которого отношение полезного эффекта к затратам на его приобретение и потребление максимально по сравнению с другими аналогичными товарами. Оценка возможна только в сравнении, поэтому оценка конкурентоспособности включает в себя следующие этапы:

 

а) анализ рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара - образца в качестве базы;

б) определение сравнительных параметров обоих образцов;

в) расчет интегрального показателя конкурентоспособности оцениваемого товара.

                 Конкуренция - стимул  хозяйственной  деятельности.

 

         Конкурентный характер взаимоотношений в экономике приносит значительные и неоспоримые преимущества в эффективности. Вместе с тем конкуренция не дает в полной мере удовлетворяющих решений в некоторых других вопросах.

         Итак, в  конкурентной системе ресурсы  и конечные товары распределяются  по силе денежных голосов. Побеждает, как правило, тот, у кого их  больше.

         Критики  конкурентной системы отмечают  также ее недостаточную способность  в распределении экономических  ресурсов отвечать требованиям  социальной справедливости и  гуманности.

В частности, ресурсы могут направляться на строительство роскошных особняков, создание изысканных предметов для богатых, а в то же время в обществе может не хватать школ, больниц, лекарств первой необходимости.

        Нельзя обойти  вниманием еще одну проблему: конкурентная система действительно  создает заинтересованность в  снижении издержек производства, его научно-техническом обновлении.

        Конкуренция  порождает заинтересованность научно-технических  новшеств - чтобы они не достались  конкурентам, в локализации их  применения, в нераспространении  в экономике новых технических, информационных, организационных элементов.

        Не следует, конечно, преувеличивать масштабы  и возможности такой деятельности, но не считаться с ней совсем  также нельзя.

        Поэтому конкурентная  система нуждается в определенной  корректировке извне, выполнять  которую может только государство.

          Здесь  начнем с констатации общепризнанного  среди экономистов положения, что  в некоторых сферах экономики  конкуренция является нежелательной, затруднительной или даже неприемлемой  формой экономических отношений. Это те области хозяйственной  деятельности, которые попадают  в раздел исключения из общего  правила, утверждающего полезность  и необходимость конкуренции  в экономике.

        Оценка состояния  рынков с точки зрения уровня  конкуренции является одним из  важных элементов экономической  деятельности государства в этой  области.

        Необходимы  критерии, на основании которых  можно было бы делать соответствующие  оценки. Теперь нам следует более  подробно остановиться на вопросе  значения конкуренции в современной  экономической системе.

        Во-первых, конкуренция  обеспечивает равноправное положение  участников экономических отношений - продавцов и покупателей.

         Равноправие  создается и поддерживается свободой  выбора: покупатель имеет возможность  выбрать определенного контрагента  из нескольких или многих продавцов  какой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца - добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара.

Возможность выбора - это возможность влияния на контрагента.

        Во-вторых, конкуренция  создает одно из главных условий, необходимых для эффективного  выполнения ценой координирующих  функций.   Свободное ценообразование - это основной элемент рыночного  механизма, а значит, можно утверждать, что конкуренция является условием  жизнеспособности всей рыночной  системы. Только в условиях конкуренции  рынок может эффективно выполнять  функции распределения ресурсов  и конечных товаров. Рынок как  саморегулирующаяся система действителен  только при наличии конкуренции.

       В-третьих, конкуренция  выступает как контрольная система  эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес  на степень его соответствия  общественным интересам. Не все  предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции происходит  непрерывная выбраковка неэффективных  структур.

         В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность  в совершенствовании экономических  ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу  выпускаемой продукции, научно-техническом  обновлении производства.

        Предприятия  ведут ценовую и неценовую  конкуренцию. Чтобы побеждать, завоевывать  большую сумму денежных голосов  покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой  продукции, думать над ее новыми  моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования  работников, активно взаимодействовать  с наукой, изыскивать новейшие  научно-технические разработки.

          Конкуренция  является необходимым и определяющим  условием нормального функционирования  рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы.

К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства.

Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, эти два явления связаны между собой. Нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса.

          И все  же, несмотря на эффективность  промышленного шпионажа, он не  может заменить развития ни  в отраслевых, государственных и  глобальных масштабах, не может  заменить научно-исследовательские  работы, открытия, если все время  пользоваться чужим, похищенным, то  при этом теряется некоторый  собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

          В целом  же, конкуренция несет меньше  негативных моментов, чем положительных;

         Конкуренция - значительно меньшее зло, чем  монополия, злоупотребляющая своим  положением в экономике. Конкуренция - определяющее условие поддержания  динамизма в экономике, и в  условиях конкуренции создается  большее национальное богатство  при меньшей стоимости каждого  вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

         Эффективность антимонопольного  регулирования  в  Республике  Беларусь снижают   слабая   законодательная   дисциплина,    развитие    нелегитимных экономических процессов, наличие диффузии  институтов,  специфика  субъектов антимонопольного регулирования, бюрократизм и  коррупция  в  государственном аппарате.  Антимонопольное  регулирование  не  позволило   создать   правила поведения субъектов на рынках, защитить  права  малых  и  вновь  создаваемых предприятии,  обществ  и  товариществ  от  рыночной   власти   хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.

      Государственное  антимонопольное регулирование  нуждается  в  детальном анализе  ситуации  па  товарных  рынках  республики.   Однако   эта   работа осложняется  состоянием  государственной  статистики  как  с  точки   зрения методологии, так и  достоверности,  полноты  предоставляемой  информации.  В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об  уровне  концентрации капитала,  движении   акций,   недостаточно   информации   о   монополизации экономики, об объемах и структуре  производства  негосударственного  сектора экономики и др.

      Отечественная статистика  не  содержит  многих  необходимых  сведений,

позволяющих  провести  достаточно  полный  и  всесторонний  анализ   степени монополизации экономики. Информационный голод  не  уменьшается,  а  по  ряду позиций   растет.   Монополия   на   информацию    развивается    вследствие коммерциализации информационной области. Без реформы  системы  экономических отношений,   соответствующей   институциональной    среды    антимонопольное регулирование не может быть эффективным.

      Вместе   с   тем   рыночная    конкуренция,    заинтересованность    в

предпринимательской   деятельности   и   некоторые   другие    условия    ее

возникновения в белорусской экономике отсутствуют. Более  того,  сохраняется и усиливается государственный  контроль  над  экономикой,  не  тождественный государственному регулированию. Государство и  его  органы  не  осуществляют регулирующие  функции,  а  выступают  основными  субъектами  хозяйствования. Именно в этом заключается экономическая роль  государства  как  монопольного собственника, что обусловливает  формирование  естественной,  искусственной, организационной,     технологической     и     экономической      монополии.

Государственный   монополизм  проявляется  прежде всего в  сфере  управления и   обусловливает   монополизм   хозяйствующих   субъектов   в   сфере   как производства, так и обращения.

      Становлению полноценной  конкуренции в республике препятствуют:

      1.  Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;

      2. Искусственные  административные  барьеры  для  новых  хозяйствующих субъектов,   устанавливаемые   республиканскими    и    местными    органами исполнительной власти. Административными  барьерами,  препятствующими  входу на рынок, являются условия регистрации  и  выдачи  лицензий,  предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции,  дискриминационное применение нормативных актов в  отношении  негосударственных  предприятий  и т.д.  (Чиновники  допускают   массовые   злоупотребления   при   регистрации предприятий,  запреты  на  виды  коммерческой  деятельности,  необоснованные отказы  на  сертификацию  товара,  ценовую  дискриминацию  негосударственных предприятий, контрольно-проверочный прессинг и т.п.);

      3.   Несовершенство   и    недостаток    статистической    информации,

инфраструктуры поддержки предпринимательства;

      4.   Несовершенство   законодательств,    касающихся    собственности,

инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем  регистрации и лицензирования;  редкое  использование  процедур  санации  и  банкротства. (Власти  часто  не   решаются   ликвидировать   даже   полностью   убыточные предприятия, считая их  акционирование,  слияние,  привлечение  иностранного капитала единственным выходом для них.)

      5.  Формальный  характер   акционирования   белорусских   предприятий,

отсутствие открытого для всех рынка ценных бумаг;

      6. Создание концернов  и холдингов  на  базе  бывших  министерств,  что

сохраняет и укрепляет  государственную  монополию  (особенно  в  торговле  и снабжении);

Информация о работе Сущность конкуренции