Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее роль.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

      Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям :

      а) по масштабам  развития,

      б) по своему характеру,

      в) по методам соперничества.

      По масштабам развития  конкуренция может быть:

     1) индивидуальной (один участник рынка стремится  занять  “свое  место

        под солнцем”- выбрать наилучшие  условия  купли-продажи  товаров  и

        услуг);

     2) местной (ведется среди  товаровладельцев какой-то территории);

     3) отраслевой ( в одной из отраслей рынка  идет  борьба  за  получение

        наибольшего  дохода);

     4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей  рынка

        за привлечение на  свою  сторону  покупателей  в  целях  извлечения

      большего дохода);

     5) национальной ( состязание  отечественных  товаровладельцев  внутри

        данной страны);

     6)  глобальной  (  борьба  предприятий , хозяйственных  объединений  и

        государств  разных стран на мировом рынке).

      По характеру развития  конкуренция подразделяется на:

     1) свободную

     2) регулируемую.

      По методам ведения  конкуренция делится на :

      - ценовая,

      - неценовая.

          В вопросах содержания и форм конкуренции существуют разные подходы. Марксизм о конкуренции. Имея в виду капиталистическую конкуренцию,  Ф.Энгельс  определял  ее  как  наиболее  полное  выражение  господствующей   в современном гражданском обществе войны всех против всех.

         Закон  капиталистической  конкуренции,  по  Марксу,  основывается   на

разнице между стоимостью товара и издержками производства. Он  различал  две формы капиталистической конкуренции:

      - внутриотраслевую,

      - межотраслевую.

         Внутриотраслевая конкуренция —  конкуренция  между  предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и  сбыта, за  получение  сверхприбыли.  Товары  реализуются  исходя   из   общественно необходимых затрат, которые образуют общественную,  рыночную  стоимость. Общественная  стоимость  товаров,  устанавливающуюся  в  результате внутриотраслевой  конкуренции  на рынке,  К.   Маркс   называл   рыночной стоимостью. Рыночная стоимость отличается  от  рыночной  цены.  На  величину последней влияет спрос и предложение товаров. Если  спрос  выше  предложения рыночная цена устанавливается выше стоимости,  а  если  предложение  больше спроса ,то  рыночная  цена  ниже  стоимости.  Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к  рыночной  стоимости

и рыночной  цене,  обусловливает  неравенство  индивидуальных  норм  прибыли предпринимателей различных отраслей  производства. Стимулируя

технический процесс и повышение производительности  труда  на  предприятиях, она в то же время выступает  как  тормоз  их  развития,  т.  к.  порождает коммерческую тайну, отвлекает крупные средства на  спекуляцию,  рекламу  и другие непроизводительные цели.

      Различают следующие формы внутренней конкуренции:

      -  Предметная  –  это  конкуренция  между  фирмами,   производящую

        одинаковую  продукцию,  но  эта  продукция   отличается   ценой   и

        качеством;

      - Видовая – это  конкуренция между фирмами, которые  производят  разные  типы  продукции,  удовлетворяющие  одну   и   ту   же   потребность человека.  Она    осуществляется    через    обновление    продукции,        разнообразие ассортимента продукции.

           Межотраслевая конкуренция - это конкуренция  между  предпринимателями, занятыми в  различных  отраслях  производства,  из-за  выгодного  приложения капитала,  перераспределения  прибыли,  т.е.  ведется  еще   и   борьба   за потребителя, чтобы он тратил свои доходы на покупку продукции данной  фирмы.

Поскольку  на  норму  прибыли  влияют  разные  факторы,  то  ее  величина  в

различных  отраслях  различна. Однако  каждый  предприниматель   независимо оттого, где применяется его капитал, стремится получить на него  прибыль  не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит  к  переливу  капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли  с высокой  нормой.  В  ходе  такого  движения  капиталов  нормы  прибыли  сфер производства выравниваются путем конкуренции в единую общую  норму  прибыли, представляющую собой  среднее  из  этих  различных  норм  прибыли.  Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный  капитал,  называется  средней прибылью.

      Образование  средней  прибыли  означает  перераспределение  совокупной прибыли   между   предпринимателями   различных   отраслей   по    принципу:

равновеликая прибыль — на равновеликий авансированный капитал,  вложенный  в эти отрасли.

      Превращение прибыли  в среднюю прибыль приводит к  тому,  что  товары

продаются не по стоимости, а по цене  производства,  которая  состоит  из

издержек производства и средней прибыли  на  авансированный  капитал.

      Однако не надо  полагать, что,  осуществив  инвестиции  в  любую  сферу

хозяйственной  деятельности,  предприниматель  обеспечивает  себе  получение прибыли в соответствии со сложившейся средней нормой прибыли. Это  достижимо лишь в том случае, если дело организовано  как  минимум  на  среднем  уровне технологических,   технико-экономических,   организационно-экономических   и социально-управленческих требований, предъявляемых  к  производству. 

     Кроме этого, в экономике принято разделять конкуренцию по  ее  методам на ценовую и неценовую.

Ценовая и неценовая конкуренция.

 

      Ценовая конкуренция  происходит,  как  правило,  путём  искусственного

сбивания цен на данную  продукцию.  При  этом  широко  используется  ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся  по разным ценам и эти ценовые различия не  оправданы  различиями  в  издержках.

Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

 

  1. Продавец должен быть монополистом или обладать  некоторой  степенью монопольной власти;

 

      2. Продавец  должен  быть  способен  выделять  покупателей  в  группы,

которые имеют разную покупательскую способность;

 

      3.  Первоначальный  покупатель не может перепродавать  товар или услугу.

 

      Ценовая  дискриминация  наиболее  часто  применяется  в  сфере   услуг

(врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по  транспортировке

продукции; при реализации товара, который не поддаётся  перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов  с  одного рынка на другой).

      Неценовая  конкуренция  проводится,   главным   образом,   посредством

совершенствования качества продукции  и  условий  её  продажи,  «сервизации» сбыта.  Повышение   качества   может   осуществляться   по   двум   основным направлениям:

     1) совершенствование  технических характеристик товаров;

     2) улучшение приспособляемости  товара к нуждам потребителей.

 Неценовая  конкуренция  посредством   улучшения   качества   продукции

получила  название   конкуренции   по   продукту.

 

Ценовая конкуренция.

          Ценовая конкуренция: стремление добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен, должна базироваться на снижении себестоимости продукции; искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается, предложение цены на свои товары, более низкой, чем цена на аналогичную продукцию других товаропроизводителей. Для достижения этой цели предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.

 

Неценовая конкуренция.

 

         Неценовая конкуренция: конкуренция, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.

          Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была

реклама,  сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы

фирмы не  только     доносят

   до    покупателей      информацию    о   потребительных  свойствах  своих

товаров,  но  и  формируют  доверие  к  своей  товарной,  ценовой,  сбытовой

политике, стремясь  создать  образ  фирмы,  как  «хорошего  гражданина»  той

страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

      К незаконным методам  неценовой конкуренции относятся:

      - промышленный шпионаж,

      -переманивание специалистов, владеющих производственными секретами,

      - запрет доступа  к определенным источникам,

      - распределение сложной  информации,

      -  выпуск  товаров,  внешне  ничем  не   отличающихся   от   изделий-

        подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на

        50% более дешевых, закупка образцов с целью их  копирования.

      В  современных  условиях  на  рынках   труда   преобладает   неценовая

конкуренция, т.к. фирмы при найме на работу обращают внимание не  только  на заработную плату, но и  на  квалификацию.  А  учитывая  то,  что  происходит процесс  усложнения  технологий,   квалификация   приобретает   серьезное значение. Кроме этого, фирмы, действующие на  рынке,  обладают  достаточными финансовыми возможностями, чтобы на  достаточно  длительный  период  времени снижать цену, и соответственно, более  привлекательно  для  потребителей  на фоне своих конкурентов.  А  также  учитывая,  что  потребности  потребителей постоянно  растут,  фирмам  необходимо  постоянно  обновлять   и   расширять ассортимент выпускаемой продукции

 

Эффективная конкуренция.

 

По поводу понятия эффективной конкуренции существуют различные мнения. Й.Шумпетер считает, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

 

Действенная конкуренция.

 

Концепция действенной конкуренции возникла в результате понимания того, что абстрактная модель совершенной конкуренции является недосягаемым идеалом, не создающим практических основ для выработки политики конкуренции. Эта концепция представляет собой набор соответствующих критериев, которые, как предполагается, отражают конкурентность рынка и поэтому может служить основой для формулирования реальной политики конкуренции. Критерии обычно выводятся из общей аналитической схемы: «структура-поведение-результат».

Критерии:

- имеются достаточно низкие  входные барьеры, так что потенциальные  конкуренты могут легко выйти  на рынок при наличии возможностей  получения сверхнормативной прибыли; 

- имеется достаточно большое  число фирм, что обеспечивает  их независимость друг от друга; 

- отсутствует сговор между фирмами и ограничивающие конкуренцию соглашения;

- хорошо информированные потребители  осуществляют рациональный выбор  между альтернативными производителями  и т.д. 

             Конкурентные силы: Каждая фирма следует собственной конкурентной стратегии для завоевания лучшей позиции и выгод от конкурентного преимущества.

             Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы со стороны товаров заменителей.

             Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей поставщиков.

             Конкурентные силы, возникающие вследствие экономических возможностей и торговых способностей покупателей.

            Конкурентные силы, возникающие вследствие угрозы появления новых конкурентов.

            Состояние каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности конкретной производственной системы в конкурентной борьбе и ее потенциал.

 

             Конкурентоспособность товара:

 

          Соответствие по всем параметрам требованиям рынка, покупателей, потребителей, сравнительная характеристика потребительских и стоимостных параметров данного товара по отношению к товару-конкуренту. Определяемая в качестве показателя конкурентоспособность товара выражается отношением полезного эффекта к цене потребления (цена товара и цена его эксплуатации), совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которые отражают отличия его от товара-аналога и обеспечивают этому товару преимущества на конкретном рынке в заданный промежуток времени, способность товаров и услуг отвечать требованиям рынка. По многим видам продукции особенно важны технико-экономические параметры: надежность и долговечность машин и оборудования, точность приборов, материалоемкость и энергоемкость продукции и др. К некоторым видам продукции предъявляют ряд обязательных требований (сертификат безопасности, сертификат экологичности). Важны при этом эстетичность изделий, их внешний вид, удобство пользования, соответствие художественным требованиям, в ряде случаев национальным традициям и др. Товар должен быть конкурентоспособен и по цене, она должна быть не выше, чем у других предприятий. Высшей конкурентоспособностью обладают новинки - товары, выпускаемые впервые в мире или стране, удовлетворяющие существующую потребность или вызывающие возникновение и развитие новой потребности.

Информация о работе Сущность конкуренции