Сущность конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 21:06, реферат

Описание работы

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок. По определению рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж

Файлы: 1 файл

конкуренция и ее роль.docx

— 63.60 Кб (Скачать файл)

      7.  Отсутствие  в  госбюджете  средств  для  инвестиций;  ограниченные

кредитные возможности коммерческих  банков;  незрелость  финансового  рынка; отсутствие  рынка   земли,   институциональных   инвесторов,   значительного капитала и низкая его мобильность.

      К факторам, тормозящим  становление рыночных конкурентных  отношений  в экономике переходного периода, относятся:

      -   налоговая,   кредитная,   инвестиционная   и   ценовая   политика

        государства,

      - длительные сроки  окупаемости капиталовложений,

      - неплатежи,

      - политика существующих  на рынке структур;

      - неразвитость рыночной  инфраструктуры;

      - ограниченность  ресурсов,  отсутствие  навыков  предпринимательской

        деятельности   у   администрации   негосударственных   предприятий,

        криминальные  барьеры.

           Механизм  создания эффективной конкурентной  среды  на  потребительском рынке  республики  и  повышения  ее   уровня   интенсивности   должен   быть отрегулирован государственными органами.         Этот шаг не  следует  рассматривать как возврат к усилению методов административного  воздействия  на  субъектов рынка и созданию торговых барьеров.

      Для появления  конкуренции  необходимы следующие условия:

    -    полное  обособление  производителей  как   собственников   средств

производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

    -  множественность  производителей  однородной  продукции  (достигается

путем создания новых экономических структур в монополизированных  отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, -  заинтересованность  субъектов  в  предпринимательской  деятельности; экономическая  свобода  и  полная  самостоятельность  в  производственной  и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта (выбор вида  деятельности, организационных  форм,  определение  источников  финансирования,  методов  и структур управления производством, сбытом и  т.д.),  отсутствие  диктата  со стороны правительства (государства);

    -      наличие  рынка  земли  и  недвижимости,  четких  правовых  норм,

устойчивых  денежной   и   финансовой   систем,   стимулирующей   налоговой, кредитной, ценовой и  внешнеторговой  политики  (разумной  протекционистской политики  государства  в  сфере  внутреннего  рынка,  осуществляемой   путем введения  временных  количественных  ограничений  импорта  отдельных   видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

    -      ликвидация  барьеров  для  входа  на  рынок  новых  хозяйствующих

субъектов;

    -     преодоление  монополизма государственных управленческих  структур;

контроль  за  монополистической  деятельностью  хозяйствующих  субъектов   и пресечение  антиконкурентных действий; государственное    регулирование

естественных  монополий;  обеспечение  свободного  доступа  к  информации  о товарах  и  ценах;  превращение   государственного   сектора   экономики   в

действительного конкурента. (Конкуренции не бывает  при  отсутствии  частной собственности. Следовательно, становление  конкуренции  в  трансформационной экономике диктует необходимость  обеспечения   права  собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также  многообразия  форм собственности и  их   равноправия.    Негосударственные    и частично государственные экономические структуры не  должны  охватывать  лишь  мелкое производство и бизнес.)

      Кроме   этого,   для   повышения   конкурентоспособности   белорусским

предприятиям необходимо решить следующие задачи.

      Совершенствовать  маркетинговую деятельность. В этих  целях:

      - проводить мероприятия по  совершенствованию  организации  маркетинга (создать  службу  или  назначить  исполнителя  по   маркетингу;   определить должностные обязанности, разделить полномочия, определить ответственность  и поощрение; провести переподготовку кадров; при подборе кадров  устанавливать жесткие квалификационные требования к образованию и специальности);

      - осуществлять поиск рыночных  ниш,  выявлять  перспективные  сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;

      -   выявлять   потребности   покупателей    и    постоянно    повышать

конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;

      - проводить гибкую ценовую политику, применяя разный  уровень  цен  на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;

      - проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков и каналов сбыта; осваивать внешние рынки;

      -  осуществлять  эффективную  рекламную   кампанию,   мероприятия   по стимулированию   сбыта,   направленные   на   формирование    покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

      Улучшать финансовое  состояние предприятия. В этих  целях:

      - разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;

    - ускорять оборачиваемость оборотных средств:

      - при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.

      Совершенствовать  менеджмент. В этих целях:

      - четко определять цели;

      - выработать  стратегии  (общую  для  предприятия,  маркетинговую,  по

элементам комплекса маркетинга, по финансам,      производству);

      - совершенствовать организацию управления предприятием,

      - разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.

      Представляется, что  решение этих задач в комплексе  позволит  повысить

конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и  на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта  и поступления валютной выручки в Государственный  валютный  фонд  для  решения таких задач, как поддержка курса национальной  денежной  единицы,  погашение внешнего долга.

      В  условиях   отсутствия   конкуренции   конкурентная   среда   должна

формироваться поэтапно, начиная с появления конкуренции между  субъектами  и заканчивая формированием структурных элементов по ее обеспечению.   На   первом   этапе    происходит   становление    конкуренции   между отечественными    производителями    одной    отрасли    за  рынки  сбыта  и сырья,  между  банками  -  за  долгосрочное  кредитование   производственных программ,  между  торговыми  организациями  -  за  установление   связей   с производителями. На  втором  этапе  формируется  межотраслевая  конкуренция  за   норму прибыли,  происходит   становление   нетоварных   форм   конкуренции   между концернами, холдингами, финансовыми группами за финансовое лидерство.

      На  третьем  этапе  предусматривается  обеспечение   равно-партнерских

отношений между отечественными и иностранными производителями

 

          Роль   государства    как    регулирующего    органа,    сдерживающего

монополистические тенденции и поощряющего  конкурентные  отношения,  состоит не в запрете монополий как таковых, а в  создании  системы  мер,  поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность,  поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

         Анализ экономической ситуации в республике,  практики  демонополизации экономики позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  в  ходе реформирования  национальной  экономики   было   бы   целесообразно   отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.

           Конкурентная  политика  -  это   совокупность   государственных   мер,

направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят  не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с  трансформируемой экономикой.  Принципами  такой  политики  в  рыночной  экономике   являются: эффективность, справедливость, правовая защита  производителя  (продавца)  и потребителя. Она направлена на стимулирование  эффективности  и  контроля  в экономике, предотвращение эксплуатации  более  слабых  участников  рынка.

          Основными  целями конкурентной  политики в развитых странах  являются: обеспечение  экономического  роста  и  международной   конкурентоспособности экономики, содействие  техническому  прогрессу,  контроль  за  деятельностью монопольных субъектов, вытеснение с рынка  нерентабельных  предприятий.  При этом  главные  стратегические  задачи  государства  заключаются  в  создании законодательной   основы   конкурентных   отношений,    а    также    нового хозяйственного механизма, ориентированных на стимулирование конкуренции.

          Ведущие направления государственной конкурентной политики  сводятся  к разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю  над структурой  рынка,  предотвращению  злоупотреблений  рыночной   властью,  к стимулированию предпринимательской деятельности.

          Основными направлениями конкурентной политики являются:  разработка  и совершенствование законодательства о конкуренции,  контроль  над  структурой рынка,  предотвращение  злоупотреблений  рыночной   власти, стимулирование предпринимательской  деятельности.  В  переходный   период   важно   создать необходимые условия для ее появления.  Во-первых,  следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс    приватизации    существующих    предприятий     должен предусматривать  создание  конкурентных  рынков.  В-третьих,  важно  открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей.  И,  наконец,  необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.

        Высшим органам Республики Беларусь  предстоит  принять  пакет  законов, обеспечивающих   гарантии   полноправного    чествования    конкуренции в отечественной экономике, а также защиты ее  от  ведомственного  произвола  и разнообразных  под  законных  актов  и  инструкций,  искажающих  (порой до неузнаваемости) смысл государственных решений.

         Становлению конкурентных отношений в Беларуси могла бы  способствовать реализация механизма банкротства субъектов хозяйствования, чья  деятельность признается экономически нецелесообразной.

                                     

Заключение.

 

      С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

      1. Конкуренция - эффективный, дешевый метод  экономического  контроля. Они  толкает  производителя  на  сокращение  издержек   производства, цен, увеличение объема сбыта, на борьбу за потребителя и улучшение качества.

      2. В  современных  условиях  важна  не  столько  ценовая  конкуренция,

сколько  конкуренция  новых  товаров  и  услуг.   Однако   высокая   степень

экономического  риска  сдерживает  немало  производственников  от  внедрения инноваций в производство.

      3. Несмотря на то, что конкуренция в силу своего  стихийного  характера

может   вызвать   побочные   отрицательные   экономические   и    социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.

      4.Государство играет важную и активную роль в регулировании  конкуренции в национальных границах, руководствуясь общенациональными  интересами. Именно от государства во многом  зависит  создание  условий  для   благоприятной конкурентной среды.    

      Можно также еще раз  подчеркнуть,  что  основу  для  решения  проблемы формирования  конкурентной  среды  создает  политика  государства   в   этой области, а полученные возможности уже в той или  иной  мере  реализуются  на фирменном уровне. Важное значение имеет поддержка  государством  наукоемкого сектора; создание  системы  льгот  для  хозяйственников,  применяющих  новые технологии,  повышающих  качество  продукции,  увеличивающих  объемы  продаж  своей продукции за рубеж.

     Кроме этого, поддержка  и  помощь  должны  заключаться  в  развитии  и

укреплении информационной базы потребительского рынка; создании  возможности сертификации и контроля качества товаров и упрощении их процедуры;  создании кредитной системы,  доступной  всем  субъектам  рынка;  упрощении  процедуры налогообложения; сокращении форм отчетности  для  частного  бизнеса; повышении  правовой  культуры  участников  рынка;   обеспечении   соблюдения требований закона всеми участниками рыночных отношений.

      Только в этом  случае  можно  ожидать  от  субъектов  рынка  отказа  от неэффективных,   полулегальных   и   недобросовестных   форм   конкурентного поведения  на  рынке,  повышения  цивилизованных  и   добросовестных   форм конкуренции на потребительском рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Список литературы:

 

1. Атамалиева Л. ”Конкуренция и ее роль в работе предприятий. “ // “ФУА”. -

   2000, № 9. с.131

2. Санько Г.Г.”Монополизм и конкурентная политика в трансформируемой

   экономике.“//       “БЭЖ”. - 1999, № 2. с. 100-111

3. Целикова Л. ”Конкуренция : методы оценки. “ // “НЭГ”. - 2000,  5  апреля.

4. Яшева Г. ”Конкурентоспособностьпредприятий:  методика оценок и

        результаты. “ // “ФУА”. - 2000, № 4. с. 170

5. Курс экономики : Учебник // Под редакцией Б. А. Райзберга.-М.: ИНФРА ,

Информация о работе Сущность конкуренции