Сущность, методика анализа и планирование оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа. А также предложение рекомендаций по улучшению работы фирмы и увеличению оптового товарооборота. Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе: изучить теоретические аспекты темы курсовой работы .А именно , рассмотреть сущность оптового товарооборота, его виды и классификацию. Изучить показатели оптового товарооборота и методы планирования. изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели.

Содержание работы

Введение 2
1 Теоретические основы анализа и планирования оптового товарооборота 4
Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация 4
Показатели товарооборота и факторы их определяющие 7
Методы планирования оптового товарооборота 10
Анализ оптового товарооборота ООО «Полинафт» 14
Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ПолиНафт» 14
Анализ основных экономических показателей оптового товарооборота 18
Оценка показателей оптового товарооборота ООО «ПолиНафт» 24
Предложения и рекомендации по улучшению планирования оптового товарооборота 26
Заключение 32
Список использованных источников: 34

Файлы: 1 файл

делаю.docx

— 91.04 Кб (Скачать файл)

 

 

Таким образом, В 2012г. оборот оптовой торговли составил 42883,8 млрд.рублей, или 103,4% к предыдущему году. На долю субъектов малого предпринимательства приходилось 32,2% оборота оптовой торговли.

 

1.2 Показатели товарооборота и факторы их определяющие

Предприятия изучают свою коммерческую деятельность при помощи системы показателей. Эти показатели находятся в неразрывной взаимозависимости  и единстве в тоже время отражают различные стороны торгового  процесса. Такая система показателей  может быть предоставлена в виде следующих групп: 

Различают следующие показатели товарооборота:

  1. Объём товарооборота в текущих и сопоставимых ценах и в натуральных единицах измерения
  2. Темпы изменения товарооборота по сравнению с прошлым годом и с планом
  3. Ассортиментная структура товарооборота
  4. Товарооборот в расчёте на душу населения
  5. Однодневный объём товарооборота
  6. Объём товарооборота на одного торгового работника, работника конкретного отдела, всего персонала
  7. Объём товарооборота на общей площади, складской площад, торговой площади
  8. Обеспеченность товарооборота товарными запасами (Дни)
  9. Скорость товарооборота
  10. Объём товарооборота при расчётах электронными пластиковыми картами и его удельный вес в общем объёме товарооборота

Факторы, определяющие показатели:

  1. Внешние
  • Демографические (численность и структура населения)
  • Экономические (тенденции развития экономики, уровень цен, уровень инфляции, уровень денежных доходов, ставки за пользование кредитом)
  • Политические и законодательные (стабильность законодательства, роль государства в развитии экономики)
  • Научно-технический прогресс (объём товарных ресурсов; объём производства; развитость внешнеторговых отношений)
  • Национально-бытовые

2) Внутренние

  • Товарное обеспечение (точность прогнозирования рынка; запасы товаров; поступление товаров)
  • Трудовые (численность; производительность; организация труда)
  • Состояние и эффективность использования (торговая площадь; обеспеченность оборудованием)

Анализ объема и динамики оптового товарооборота основывается на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. 
 
Торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется, прежде всего, степенью выполнения планов и динамикой оптового товарооборота. 
 
Показатели товарооборота имеют высокую степень связи с другими важнейшими показателями деятельности торгового предприятия. В системе этих связей наибольшую роль играют следующие их формы:

  • внутренняя связь отдельных показателей товарооборота;
  • связь товарооборота с показателями объема ресурсного потенциала и эффективности его использования;
  • связь товарооборота с суммой и уровнем важнейших финансовых показателей.

Основной целью анализа  товарооборота оптовой организации  является исследование вопросов выполнения  объёма товарооборота, обеспечение бесперебойности завоза в розничную торговую сеть, рационализация товародвижения.

Задачи анализа оптового товарооборота:

    1. Оценка выполнения плана и динамики товарооборота по общему объёму и видам
    2. Изучение роли и позиции оптовой компании на рынке в районе её деятельности
    3. Оценка равномерности развития оптового товарооборота по периодам года
    4. Анализ соблюдения схем и звенности продвижения товаров в розничной торговой сети
    5. Изучение динамики и изменений в структуре оптового товарооборота
    6. Расчёт и оценка влияния факторов на изменение оптового товарооборота
    7. Выявление упущенных возможностей и определение резервов роста оптового товарооборота

Источники информации для  анализа

      • Форма 1 опт. ( полугодовая или годовая)
      • Отчёт о прибылях и убытках ( форма 2. Приложение к бухгалтерскому балансу)
      • Отчёт о товарообороте и запасе ( форма 1 опт.)

Имеется ряд особенностей в методике анализа оптового товарооборота

    1. По видам деятельности
    2. По товарным группам
    3. По формам товародвижения
    4. По группам оптовых покупателей
    5. По формам и организации коммерческих связей
    6. По территориальному признаку
    7. По формам оплаты

Последовательность анализа  оптового товарооборота

    • Анализ тенденции формирования товарооборота
    • Анализ состава и структуры товарооборота
    • Анализ сезонности товарооборота
    • Анализ закупок
    • Анализ товарных запасов
    • Факторный анализ
    • Выявление резервов

1.3 Методы планирования оптового товарооборота

Методы планирования товарооборота это способы разработки плана или его раздела. В зависимости от главных целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п.

Нормативный метод планирования базируется на использовании норм и нормативов, которые предполагается использовать в плане и, соответственно, в методике расчета показателей плана. На основе этого метода рассчитывается себестоимость  продукции, фонд оплаты труда, размеры  платежей, определяются размеры оборотных средств, составляется план материально-технического снабжения. Определяются затраты по некоторым видам ресурсов опирается на заранее заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные

Факторный метод планирования отличается тем, что не опирается на заранее  заданный перечень факторов, влияющих на изучаемые переменные, а, наоборот, при соблюдении определенных правил предосторожностей помогает обнаружить наиболее важные из этих факторов, причем скрытые

Метод экономико-математического  моделирования описывает экономические  процессы и явления в виде экономико-математических моделей, основывается на принципе аналогии, т.е. возможности изучения объекта  не непосредственно, а через рассмотрение другого, подобного ему и более  доступного объекта, модели

Программно-целевой метод планирования метод, при котором цели плана  увязываются с ресурсами с  помощью программ. Программно-целевой  метод разрабатывается главным  образом для долгосрочного планирования. Он представляет собой применение к  планированию системного подхода и  основан на формулировании целей  экономического развития, их разделения на подцели дробного характера и  выявлении ресурсов, необходимых  для их согласованной реализации.

Опытно-статистический Позволяет  определить товарооборот на будущий  год исходя из коректированного товарооборота  за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота  за 3-5 лет предшествующих планируемому году.

Экономико-статистический Основан  на сглаживании данных о приросте товарооборота за ряд предшествующих планируемому году лет.

При планировании товарооборота используют 2 подхода:

  1. От общего к частному (от объёма к структуре)
  2. От частного к общему. Для небольших и средних предприятий используется второй подход. Для крупных первый.

Кроме того, при планировании товарооборота  могут и использоваться следующие  методы:

  1. Планирование товарооборота с учётом потребности в прибыли
  2. Метод планирования товарооборота исходя из предполагаемых ресурсов
  3. Метод, основанный на учёте покупательского спроса.

При планировании важно оценить  его качество. Для этого используют ряд показателей:

  • Обеспеченность товарными ресурсами

К обесп =

Данный показатель характеризует  направленность ресурсов при выполнении плана товарооборота

  • Эффективность использования товарных ресурсов

 Э т.р. (пр) =  

Показывает, сколько рублей товарооборота  приходится на каждый рубль товарных ресурсов.

 

2 Анализ оптового товарооборота ООО «ПолиНафт»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «ПолиНафт»

Исследуемое предприятие ООО «ПолиНафт» расположено в г.Хабаровске по адресу: ул. Халтурина 1 «б». Основные виды производственной деятельности ООО «ПолиНафт» :оптовая  торговля жидким и газообразным топливом; деятельность агентов по оптовой  торговле топливом; деятельность агентов  по оптовой торговле химическими  веществами; торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями; оптовая торговля эксплуатационными  материалами и принадлежностями машин и оборудования. Основная функция предприятия это реализация товаров потребителям.

ООО «ПолиНафт» на договорной основе работает со следующими дилерами, поставляющими  горюче-смазочные материалы:

  • Владивосток ООО "ПаркМашинери"
  • Владивосток ООО "Ойл Системс"
  • Екатеринбург  ООО "НЕФТЕТРАНС"
  • Кемерово ООО "Транс-Цемент"
  • Краснодар ООО "Техно-Юг-Сервис"
  • Москва ООО "Лубрикон"
  • Новокузнецк ЗАО "АВТОМАСЛА"
  • Новосибирск ИП Киселев А.Д.
  • Омск ООО "Автомобильные масла и смазки"
  • Санкт-Петербург ООО "ПКФ "Русма"
  • Сахалин ООО "Ойл-Центр"
  • Ульяновск ООО "Росхим"
  • Хабаровск ЗАО "Дальтимбермаш"

 

На предприятии ООО  «ПолиНафт» функционирует специальная  коммерческая служба, управляющая материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и  заканчивая доставкой покупателю готовой  продукции.

 Организация коммерческой  службы на предприятии очень  важна в настоящее время. Так  как, благодаря работы данной  службы вся продукция должна  заказываться строго под конкретного  потребителя и после подтверждения  факта оплаты. А также чтобы  продукция доставлялась с таможенного  склада или от поставщика непосредственно  на склад получателя. Тем самым,  наблюдается сокращение затрат  на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку  и устранение опасности появления  неликвидов.

Компания ООО «ПолиНафт»  осуществляет закупку и продажу  продукции различных торговых марок, таких как:

  • «Лукойл»
  • «Фосфохим»
  • «Роснефть»
  • «СВ-ХИМ»
  • «PEAK»
  • «Whitmores»
  • «Conoco»
  • «Kendall»

 

Важной особенностью деятельности данной фирмы является то, что она  сотрудничает с международными  компаниями.  Продукция фирм «PEAK», «Conoco», «Kendall» поставляется из США. Отразим процесс поставки товаров в логистической схеме:

 

          «Схема 1- Процесс поставки продукции зарубежных фирм.»

              

 США (Лос-Анджелес)

 (морские перевозки)


 

 

                           Южная Корея (Пуссан)


(морские перевозки)

 

                              Россия (Владивосток)


(автоперевозки)

 Хабаровск (ООО « ПолиНафт»)


Комсомольск-на-Амуре Бикин Чегдомын

Якутск

Продукция других производителей доставляется железнодорожным транспортом.

Для доставки продукции клиентам фирма использует услуги  других транспортных компаний: «ДВТК Фрахт», «Магистраль ДВ», «Альфа Транс», «Best logistigs», «ТЭС Амур». Также на предприятии  имеется 2 автомобиля  (Hyundai, г/п 3тн.) для осуществления перевозок  незначительных объемов в пределах города и 3 автокара для осуществления  погрузочно-разгрузочных работ.

Информация о работе Сущность, методика анализа и планирование оптового товарооборота