Трудовой коллектив и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Человек – первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаимоотношений с другими людьми.
Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Создается социально-психологическая общность.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и основные признаки коллектива.
2.Виды коллективов.
3.Психологические характеристики коллектива.
4.Структура трудового коллектива.
4.1 Неформальная (социально-психологическая) структура.
4.2 Формальная (функциональная) структура.
5.Развития трудового коллектива.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

экономика и социология труда.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

Каждый коллектив имеет  определенную структуру. Она может  быть функциональной (на основе разделения труда и определения производственных задач каждого); политической (в соответствии с принадлежностью к тем или  иным группировкам); социально-демографической (по полу, возрасту, образованию, квалификации и проч.); социально-психологической (в соответствии с симпатиями и  антипатиями); поведенческой, определяемой активностью и проч.; мотивационной (в зависимости от движущих факторов поведения).

По статусу коллективы можно разделить на официальные  и неофициальные. Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют  в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании  людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.

 По характеру внутренних  связей различаются формальные  и неформальные коллективы. Формальные  связи предписываются заранее,  в неформальных коллективах отношения  складываются спонтанно, сами  собой. Границы формального и  неформального коллективов чаще  всего не совпадают, так как  некоторые сотрудники в них  могут не приниматься или по  собственной инициативе придерживаться  нейтралитета. Сила неформального  коллектива состоит в том, что  его невозможно юридически и  организационно уловить и привязать к нормам и правилам. Знание его состава помогает руководителям, особенно новым, ориентироваться в истинном положении дел в коллективе.

Исходя из сроков существования  коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения  разовой задачи, и постоянные.

 

Важным признаком, в соответствии с которым могут классифицироваться коллективы, является степень свободы, предоставляемая их участникам. При  этом она рассматривается в двух аспектах: во-первых, как свобода  вхождения в коллектив, которая  варьируется в довольно значительном диапазоне — от безусловной обязательности для призывников служить в  армии до полной добровольности при  вступлении в клуб собаководов.

Можно говорить также о  свободе активного участия в  деятельности коллектива; в одном  случае оно требуется постоянно, в другом — может быть эпизодическим  или даже формальным. Это позволяет  людям одновременно быть членами  нескольких коллективов и проявлять  активность прежде всего там, где  это нужнее всего в данный момент.

В соответствии с их функциями  выделяют коллективы, ориентированные  на достижение определенной цели как  официальной, так и неофициальной; на реализацию совместных интересов  и общение. В свою очередь, функциональная классификация может дополняться  и детализироваться классификацией по видам деятельности.

Реализация тех или  иных функций предполагает определенную степень внутриколлективного разделения труда, которое на деле может быть самым разнообразным. В одних  коллективах оно существует только как количественное, создающее возможность  полной взаимозаменяемости работников. В других — имеет место специфика  отдельных видов труда, что делает взаимозаменяемость ограниченной. В  третьих — имеется глубокое качественное разделение труда, делающее какую бы то ни было взаимозаменяемость работников в принципе невозможной, так что нормальное функционирование коллектива в случаях болезни или ухода одного из его членов может быть затруднено, и это нужно учитывать руководителю.

По размерам коллективы подразделяются на малые и большие, причем исходя не из числа участников, а из возможности  или невозможности непосредственно  поддерживать постоянные связи между  членами, хотя потенциальный их круг невелик. В больших коллективах  это практически невозможно, и  люди мало знают друг о друге, а  в малых, где число участников не превышает 20, вполне реально, даже без  объединяющего лидера. Это придает  им дополнительную гибкость, в целом  более высокую результативность работы и удовлетворение от нее3.

В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и  общих задач, легче удовлетворить  свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и  коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся  операций, легче могут найти выход  из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.

Малые коллективы, члены  которых поддерживают между собой  не просто непосредственные, но еще  и эмоционально окрашенные дружеские  контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью  целей и норм поведения, личными  интересами, неформальным контролем. В  первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.

Наиболее близкие и  равноправные отношения между участниками  складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух—трех  человек. Диады легче всего разрушаются, но отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.

В рамках квартетов и квинтетов  могут обосабливаться пары с более  тесными взаимосвязями; возникать  структуры типа «звезды» с центральным  участником, диктующим остальным  свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.

 

Увеличение размера группы влияет на поведение ее членов. Более  крупные группы продуктивнее, но в  них меньше согласия между участниками  и меньше конформизм. В таких группах  чаще наблюдается социальное неравенство  и трудности в налаживании  контактов, причем в большей мере это относится к группам с  четным составом участников, чем с  нечетным. Членов таких групп характеризует  низкий моральный дух, безразличное отношение к делу, ослабленные  связи, нежелание сотрудничать друг с другом. Поэтому для управления ими нужны специальные менеджеры.

Малый коллектив проще  превратить в хорошо взаимодействующее  целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые  коллективы могут различаться по такому специфическому признаку, как  степень коллективности принимаемых  решений. Если она минимальна, то совместно  определяются только основные направления  деятельности, которые в дальнейшем конкретизируются в индивидуальном порядке, и каждый действует независимо друг от друга. В других случаях самостоятельно определяется также и то, кто чем  будет заниматься, но текущая деятельность не координируется, и члены коллектива лишь в необходимых случаях оказывают  друг другу требуемую помощь.

Во вторичных коллективах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.

Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и  координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается  для решения конкретных задач  или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность  учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.

Команды характеризуются  ясными вдохновляющими целями, эффективной  структурой, особо высокой компетентностью  работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.

Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к  своей работе, следят за политической ситуаций в организации и создают  альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в  составе команды, если смогут исполнять  предпочитаемые ими роли. Знание менеджерами  этих ролей позволяет формировать  команду из нужных лиц.

Каждый коллектив вырабатывает систему социального контроля —  совокупность способов воздействия  на своих членов путем убеждения, предписаний, запрещений, признания  заслуг и др. Таким образом поведение  членов коллектива приводится в соответствие со сложившимися ценностями и стандартами  деятельности. Система социального  контроля опирается, во-первых, на привычки, т.е. укоренившиеся способы поведения  в определенных ситуациях; во-вторых, на обычаи — установившиеся виды поведения, которые коллектив с моральной  точки зрения высоко оценивает и  принуждает своих членов их признавать и придерживаться; в-третьих, на санкции, представляющие собой ту или иную реакцию группы на поведение индивида в социально-значимых ситуациях; в-четвертых, на формальные и неформальные способы надзора за поведением и поступками людей.

Люди подчиняются социальному  контролю группы при следующих условиях: необходимости принятия решения  в условиях цейтнота, высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего  согласия как важнейшей самостоятельной  ценности4.

 

  1. Психологические характеристики коллектива.

Коллективы различаются  между собой не только числом членов, но и психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего  климата, состоянии и степени  сплоченности их участников. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Информация о работе Трудовой коллектив и его структура