Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:22, курсовая работа
Человек – первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаимоотношений с другими людьми.
Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Создается социально-психологическая общность.
Введение.
1.Понятие и основные признаки коллектива.
2.Виды коллективов.
3.Психологические характеристики коллектива.
4.Структура трудового коллектива.
4.1 Неформальная (социально-психологическая) структура.
4.2 Формальная (функциональная) структура.
5.Развития трудового коллектива.
Заключение.
Список используемой литературы.
Каждый коллектив имеет
определенную структуру. Она может
быть функциональной (на основе разделения
труда и определения
По статусу коллективы можно разделить на официальные и неофициальные. Первые, например персонал организации или подразделения, оформлены юридически и действуют в рамках правового пространства. Вторые базируются на нигде не зафиксированном, а то и не объявленном желании людей сотрудничать друг с другом и реальной практике такого сотрудничества.
По характеру внутренних
связей различаются формальные
и неформальные коллективы. Формальные
связи предписываются заранее,
в неформальных коллективах
Исходя из сроков существования коллективы подразделяются на временные, предназначенные для решения разовой задачи, и постоянные.
Важным признаком, в соответствии
с которым могут
Можно говорить также о свободе активного участия в деятельности коллектива; в одном случае оно требуется постоянно, в другом — может быть эпизодическим или даже формальным. Это позволяет людям одновременно быть членами нескольких коллективов и проявлять активность прежде всего там, где это нужнее всего в данный момент.
В соответствии с их функциями
выделяют коллективы, ориентированные
на достижение определенной цели как
официальной, так и неофициальной;
на реализацию совместных интересов
и общение. В свою очередь, функциональная
классификация может
Реализация тех или
иных функций предполагает определенную
степень внутриколлективного
По размерам коллективы подразделяются
на малые и большие, причем исходя
не из числа участников, а из возможности
или невозможности
В большом коллективе каждый выполняет широкий круг обязанностей, понятнее связь индивидуальных и общих задач, легче удовлетворить свою потребность в аудитории, получить необходимый совет, но больше отдаленность исполнителя от руководства и коллег и ниже заинтересованность. Большие группы экономичнее, особенно при выполнении простых повторяющихся операций, легче могут найти выход из тупика, и в них легче решаются вопросы о преемственности.
Малые коллективы, члены которых поддерживают между собой не просто непосредственные, но еще и эмоционально окрашенные дружеские контакты, получили название первичных. Обычно они включают в себя от двух до пяти человек, объединенных общностью целей и норм поведения, личными интересами, неформальным контролем. В первичной группе людей нельзя заменять без ее разрушения.
Наиболее близкие и равноправные отношения между участниками складываются в диадах и триадах, т.е. группах, состоящих из двух—трех человек. Диады легче всего разрушаются, но отношения приносят наибольшее удовлетворение их членам. В триаде рано или поздно происходит сближение между двумя и исключение третьего, который может играть роль посредника, оппортуниста или властителя.
В рамках квартетов и квинтетов могут обосабливаться пары с более тесными взаимосвязями; возникать структуры типа «звезды» с центральным участником, диктующим остальным свою волю, либо «цепочки» с ослабленными контактами.
Увеличение размера группы
влияет на поведение ее членов. Более
крупные группы продуктивнее, но в
них меньше согласия между участниками
и меньше конформизм. В таких группах
чаще наблюдается социальное неравенство
и трудности в налаживании
контактов, причем в большей мере
это относится к группам с
четным составом участников, чем с
нечетным. Членов таких групп характеризует
низкий моральный дух, безразличное
отношение к делу, ослабленные
связи, нежелание сотрудничать друг
с другом. Поэтому для управления
ими нужны специальные
Малый коллектив проще
превратить в хорошо взаимодействующее
целое, внедрить самоуправление. Самоуправляемые
коллективы могут различаться по
такому специфическому признаку, как
степень коллективности принимаемых
решений. Если она минимальна, то совместно
определяются только основные направления
деятельности, которые в дальнейшем
конкретизируются в индивидуальном
порядке, и каждый действует независимо
друг от друга. В других случаях самостоятельно
определяется также и то, кто чем
будет заниматься, но текущая деятельность
не координируется, и члены коллектива
лишь в необходимых случаях
Во вторичных коллективах, которые формируются по функционально-целевому принципу, контакты являются предметными, опосредованными, обусловленными решением поставленных задач. Поэтому основное значение придается здесь не личным качествам, а умению выполнять те или иные функции. Если роли четко распределены, людей во вторичной группе можно безболезненно заменять.
Особой разновидностью коллектива, характеризующейся повышенным единством, особо тесным сотрудничеством и координацией, частой совместной работой, является команда. Она создается для решения конкретных задач или выполнения отдельных функций, проектов и объединяет лиц с разнообразными знаниями и навыками, дает им возможность учиться друг у друга, обеспечивает взаимную поддержку. Команда обычно независима от основного коллектива, а иногда полностью автономна. Осуществляет давление на участников и часто конфликтна.
Команды характеризуются ясными вдохновляющими целями, эффективной структурой, особо высокой компетентностью работников, климатом сотрудничества, стремлением к хорошей работе, становящимся нормой, внешней поддержкой, всеобщим признанием и опекой руководства.
Обычно команды защищают свои границы, себя от давления и угроз, привлекают внимание важных людей к своей работе, следят за политической ситуаций в организации и создают альянсы с другими командами. Люди будут эффективно работать в составе команды, если смогут исполнять предпочитаемые ими роли. Знание менеджерами этих ролей позволяет формировать команду из нужных лиц.
Каждый коллектив вырабатывает
систему социального контроля —
совокупность способов воздействия
на своих членов путем убеждения,
предписаний, запрещений, признания
заслуг и др. Таким образом поведение
членов коллектива приводится в соответствие
со сложившимися ценностями и стандартами
деятельности. Система социального
контроля опирается, во-первых, на привычки,
т.е. укоренившиеся способы
Люди подчиняются социальному контролю группы при следующих условиях: необходимости принятия решения в условиях цейтнота, высокой сплоченности, изолированности от внешней среды, наличии готового варианта решения, устраивающего всех, оценке внутреннего согласия как важнейшей самостоятельной ценности4.
Коллективы различаются
между собой не только числом членов,
но и психологически, и эти различия
проявляются в характере