Трудовой коллектив и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 09:22, курсовая работа

Описание работы

Человек – первоначальный элемент любой социальной общности. Он нуждается в общении с себе подобными и, по-видимому, получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищут взаимоотношений с другими людьми.
Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое, трое или более людей постоянно проводят достаточно много времени вместе, то они постепенно начинают осознавать и существование друг друга психологически. Создается социально-психологическая общность.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и основные признаки коллектива.
2.Виды коллективов.
3.Психологические характеристики коллектива.
4.Структура трудового коллектива.
4.1 Неформальная (социально-психологическая) структура.
4.2 Формальная (функциональная) структура.
5.Развития трудового коллектива.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

экономика и социология труда.docx

— 43.93 Кб (Скачать файл)

 Неформальная или социально-психологическая  структура трудового коллектива  объединяет в себе ряд неформальных  групп, которые образуются в  нем вне компетенции руководства.

 Неформальные отношения  между отдельными группами складываются  и существуют независимо от  служебной субординации людей  на основе общности интересов,  сходства характеров, психологической  близости, симпатий и антипатий,  общественного признания, авторитета.

 Неформальная структура  трудового коллектива создается  личными качествами его членов. Часто неформальные объединения  оказывают сильное влияние на  качество деятельности трудового  коллектива и на его организационную  эффективность.

 Чтобы успешно управлять  трудовым коллективом, руководителю  необходимо не только уметь  анализировать межличностные отношения  внутри группы, но также знать  характер межгрупповых отношений  (функциональных и личностных).

 

    1. Формальная (функциональная) структура.

Выполняя свои обязанности, работник вступает с другими членами  трудового коллектива в официальные  или формальные отношения, которые  отражают профессионально-трудовую сторону  жизни трудового коллектива.

 Группы, созданные по  воле руководителя для совершения  производственного процесса, являются  подразделениями фирмы и называются  формальными группами. Задачей формальных  групп по отношению к фирме  является выполнение конкретных  задач и достижение определенных  целей.

 На характер формальных  отношений большое влияние оказывают  индивидуальные особенности руководителя  и членов трудового коллектива.

 Формальные группы  и их отношения образуют структуру  фирмы. Формальная или функциональная  структура отражает сложившееся  в трудовом коллективе разделение  труда между отдельными группами  или лицами в зависимости от  деловых их других качеств.

 Формальная структура  безлична. Она определяется служебными  положениями, инструкциями, приказами,  в которых определены права  и обязанности каждого члена  трудового коллектива, то есть  определены должностные роли, которые  должен выполнять каждый работник.

 Весьма важно, чтобы  каждый член формальной группы  четко знал свою должностную  роль и стремился ее выполнить  полностью, качественно и вовремя7.

 На предприятии могут  создаваться три типа формальных  групп:

1) группы руководителей  (командные группы). Группа руководителей  — это руководитель фирмы или  ее подразделения и его штаб;

2) группы исполнителей (рабочие  группы). Рабочая группа — подразделения  или группы, работающие над одним  и тем же заданием и имеющие  определенную самостоятельность  в своем труде;

3) целевые группы (целевые  комитеты). Целевая группа — комитет,  который временно создается для  заполнения пробелов существующих  в организационных структурах.

 Взаимозависимые группы  и их отношения образуют систему,  которая эффективно должна работать  как единый слаженный механизм.

 Чем лучше понимает  руководитель, что же представляет  собой группа, и знает факторы  ее эффективности, чем лучше  он владеет искусством эффективного  управления формальными группами, тем больше вероятность того, что он сможет повысить производительность  труда своего подразделения и  фирмы в целом.

 

  1. Развития трудового коллектива.

Трудовой коллектив - это  социальная общность, в которой люди осуществляют взаимную поддержку друг другу при достижении общих целей  и несут коллективную ответственность  за их достижение. Количество людей  в коллективе может быть различным (оно в значительной степени зависит  от размеров самого предприятия), но наиболее оптимальное количество сотрудников, находящихся в одном помещении, - это 5-7 человек.

 Формирование трудового  коллектива происходит постепенно  и включает в себя несколько  этапов развития:

  • притирка - на первый взгляд группа выглядит деловой и организованной, но коллективная работа отсутствует;
  • ближний бой - через некоторое время в группе образуются группировки, выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны членов группы, происходит борьба за лидерство;
  • экспериментирование - потенциал группы возрастает, перед ней встает вопрос - как использовать имеющиеся возможности наилучшим образом. На данном этапе пересматриваются методы работы, принимаются меры по повышению производительности;
  • эффективность - коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем. Люди начинают гордиться своей принадлежностью к коллективу;
  • зрелость - в коллективе действуют прочные связи между его членами, людей оценивают по достоинствам, а не по внешнему образу.

 Отношения носят дружеский  характер и приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются.  Коллектив вызывает восхищение  у окружающих, и он способен  показать превосходные результаты.

 Эффективный руководитель  помогает членам коллектива в  прохождении всех стадий развития, ведущих к зрелости. Руководитель  коллектива должен уметь предсказать  наступление очередного этапа  развития и вести всю группу  к новым достижениям8.

 Специалисты по менеджменту  разработали программу создания  коллектива. В нее входят:

  • установление ясных целей, так как они объединяют людей;
  • нужно начинать с малого. Успех укрепляет доверие и создает условия для нового успеха;
  • прежде чем действовать, необходимо добиться согласия, без которого нельзя сформировать коллектив;
  • рекомендуется составить реальный график выполнения работ;
  • во время работы необходимо советоваться, так как благодаря этому укрепляется доверие;
  • полезным является поощрение открытости и честности;
  • нельзя подавать ложные надежды;
  • следует помнить, что неизвестное пугает больше, чем известное;
  • рекомендуется использовать делегирование подчиненным полномочий; Учиться можно и на ошибках, но регулярно нужно анализировать процесс формирования коллектива.

Информация о работе Трудовой коллектив и его структура