Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:15, реферат
Цель написания данной работы – изучение понятия «трудовой потенциал», как интегральной характеристики количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности
Объект исследования - трудовой потенциал отдельного работника и организации.
Предметом исследования является процесс управления трудовым потенциалом работников, направленный на повышение эффективности использования трудового потенциала.
Введение……………………………………………………………………...
3
1 Трудовой потенциал работника и организации………………………...
5
1.1 Понятие трудового потенциала………………………………...
5
1.2 Трудовой потенциал отдельного работника…………………..
6
1.3 Трудовой потенциал предприятия……………………………..
13
1.4 Трудовой потенциал общества………………………………....
20
2 Использование персонала………………………………………………..
24
3 Управление трудовым потенциалом: потребность качественных изменений…………………………………………………………….......
29
Заключение………………………………………………………………….
32
Список использованных источников……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра менеджмента и информационных технологий
080505.65 Управление персоналом
Реферат
по дисциплине «Экономика и социология труда»
ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РАБОТНИКА И ОРГАНИЗАЦИИ
Работу выполнил _______________
Проверил _______________
Братск 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | ||
1 Трудовой потенциал работника и организации………………………... |
5 | ||
|
1.1 Понятие трудового потенциала………………………………... |
5 | |
1.2 Трудовой потенциал отдельного работника………………….. |
6 | ||
1.3 Трудовой потенциал предприятия…………………………….. |
13 | ||
1.4 Трудовой потенциал общества……………………………….... |
20 | ||
2 Использование персонала………………… |
24 | ||
3 Управление трудовым потенциалом: потребность
качественных изменений……………………………………………………… |
29 | ||
Заключение…………………………………………………… |
32 | ||
Список использованных источников……………………………………... |
33 |
Введение
Труд, как фактор производства, заключает в себе огромные потенциальные возможности по созданию общественно необходимых благ, именно поэтому способы повышения использования человеческих способностей приобретают особую значимость и это объясняет интерес к трудовому потенциалу.
Изучение состояния трудового потенциала общества, территории или предприятия имеет важное практическое значение для сбалансирования ресурсов труда и числа рабочих мест с учетом изменений как в численности и составе трудового потенциала, так и в сфере приложения труда, происходящих под влиянием социально-демографических процессов, совершенствования структуры экономики и производства, территориального размещения и других факторов.
Повышение качества трудового потенциала является основой устойчивого экономического развития общества, что, в первую очередь, зависит от уровня развития сферы образования в стране.
Роль человеческого фактора в результатах деятельности организации огромна. Каждый сотрудник обладает определенным набором социально-психологических профессионально-личностных характеристик, определяющих его способности к труду и влияющих на эффективность его деятельности.
В условиях рыночных отношений развитие трудового потенциала сотрудников предприятия становится непременным условием завоевания устойчивых и тем более лидирующих позиций на рынке. Эффективность управления трудовым потенциалом организации непосредственно влияет на ее конкурентные возможности и является одной из важнейших сфер создания конкурентных преимуществ.
В новых экономических условиях проблема соответствия достигнутого уровня трудового потенциала организации требованиям, вдвигаемым предприятием в жесткой конкурентной среде, становится особенно актуальной, поэтому одной из основных задач системы управления персоналом является разработка и внедрение инструментов управления, которые способствуют устойчивому формированию, развитию и рациональному использованию трудового потенциала работников организации.
Цель написания данной работы – изучение понятия «трудовой потенциал», как интегральной характеристики количества, качества и меры совокупной способности к труду, которой определяются возможности отдельного человека, различных групп работников и трудоспособного населения в целом по участию в общественно полезной деятельности
Объект исследования - трудовой потенциал отдельного работника и организации.
Предметом исследования является процесс управления трудовым потенциалом работников, направленный на повышение эффективности использования трудового потенциала.
1 Трудовой потенциал работника и организации
1.1 Понятие трудового
потенциала
Обобщающим показателем процесса становления и развития человека в трудовой деятельности является трудовой потенциал общества. Словом «потенциал» обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.
Во всем мире пришли к признанию, что главной производительной силой является человек. Каждый работник, отдельные группы и общество в целом располагают возможностями и способностями осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность.
Термин «потенциал» был введен в научный оборот 10—15 лет назад. Трактовка данного термина означает наличие у кого-либо (отдельно взятого человека, первичного трудового коллектива, общества в целом) скрытых, еще не проявивших себя возможностей или способностей в соответствующих сферах их жизнедеятельности. Определяя данную экономическую категорию, следует иметь в виду, что потенциал (экономический, производственный, трудовой) представляет собой обобщенную, собирательную характеристику ресурсов, привязанную к месту и времени [1].
Возможности людей по осуществлению в процессе общественно полезной деятельности широкого комплекса функций (производственных, организационно-управленческих, общественно-политических и др.) определяются качествами человека как:
- специфического (трудового) ресурса и основы производства (качествами индивида как части населения);
- главной производительной силы и субъекта производственных отношений (качествами индивида как работника – носителя способности к труду, создателя материальных и духовных благ);
- члена общества (качества индивида как социально формируемой личности, члена ассоциации трудящихся, участника управления государственными делами).
В силу этого совокупная способность к труду, определяющая меру возможного участия любого человека в общественно полезной деятельности, может быть охарактеризована не только со стороны психофизиологической пригодности и профессиональной подготовленности к выполнению конкретных трудовых функций, но и по времени и затратам труда, а также по степени гражданской и духовной зрелости личности.
Потенциал, выступая в единстве пространственных и временных характеристик, концентрирует в себе одновременно три уровня связей и отношений:
- первый уровень, отражающий прошлое, т.е. представляющий собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность функционирования и развития;
- второй уровень, характеризующий настоящее с точки зрения практического применения и использования наличных способностей;
- третий уровень, ориентированный на развитие: в процессе трудовой деятельности работник не только реализует свои способности, но и приобретает новые навыки.
1.2 Трудовой потенциал отдельного работника
В социологии труда рассматривается категория трудового потенциала человека, определяющая возможности и эффективность его участия в экономической деятельности. По сути, потенциал включает несколько профессиональных и личностных характеристик работника, состав которых определяется требованиями участия в производственном процессе.
Компоненты трудового потенциала, по Б. М. Генкину: здоровье, нравственность, творческий потенциал, образование, профессионализм. Трудовой потенциал является существенным фактором взаимодействия субъектов в организации и управлении персоналом [2].
Трудовой потенциал:
- творческий потенциал (интеллектуальные, познавательные способности);
- коммуникативный потенциал (способность к сотрудничеству);
- нравственный потенциал (ценностно – мотивационные потребности);
- лидерский;
- потенциал к развитию;
- групповой потенциал;
- культурно - производственный (личностный);
- психофизиологический (работоспособность);
- квалификационный (компетентность, профессионализм).
Потенциал - заложенные потенции, возможности к выполнению тех или иных функций при благоприятных условиях развития способностей, задатков, доведения их до умений, навыков. Более узкое понятие в сравнении с понятием "потенциал” — человеческий капитал — отражает качества, которые могут стать источниками доходов для человека, предприятия и государства [3].
Трудовой потенциал работника не является величиной постоянной, он непрерывно изменяется. Трудоспособность человека и накапливаемые в процессе трудовой деятельности созидательные способности работника возрастают по мере развития и совершенствования знаний и навыков, улучшения условий труда и жизнедеятельности. Но они могут и снижаться, если, в частности, ухудшается состояние здоровья работника, ужесточается режим труда и т.п.
Трудовой потенциал работника - это совокупность физических и духовных качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности, способность достигать в заданных условиях определенных результатов, а также совершенствоваться в процессе труда.
Основными компонентами трудового потенциала работника являются:
- психофизиологическая составляющая: состояние здоровья, работоспособность, выносливость, способности и склонности человека, тип нервной системы и др.;
- социально-демографическая составляющая: возраст, пол, семейное положение и др.;
- квалификационная составляющая: уровень образования, объем специальных знаний, трудовых навыков, способность к инновациям, интеллект, творческие способности, профессионализм;
- личностная составляющая: отношение к труду, дисциплинированность, активность, ценностные ориентации, мотивированность, нравственность и другие [4].
Трудовой потенциал работника зависит от степени взаимного согласования в развитии психофизиологического, квалификационного и личностного потенциалов.
Трудовой потенциал – понятие комплексное, но на практике, как правило, выбор кандидата на ту или иную должность или работу определяется по преобладанию отдельных качеств работника, наиболее значимых для наилучшего исполнения должностных обязанностей.
Чаще всего оценивается психофизиологический, квалификационный и личностный потенциал сотрудников.
Психофизиологический потенциал включает в себя способности и склонности человека, его привычки, состояние здоровья, устойчивость к стрессу. Оценка такого потенциала часто преобладает в отборе специалистов экстренных служб, военных, рабочих, специальности которых предусматривают работу во вредных и опасных условиях труда.
Квалификационный потенциал объединяет в себе знания и опыт, накопленный работником в процессе работы, умения и навыки, способности человека к работе определенного содержания и сложности. Исследование квалификационного потенциала важно при отборе наиболее квалифицированных специалистов на работы, требующие значительного умственного и интеллектуального потенциала.
Личностный потенциал рассматривает ценностные ориентации, запросы и потребности человека, степень эмоциональной и моральной зрелости, нравственные принципы. Рассматривается в основном при профессиональной ориентации и при отборе на работу с людьми, требующую определенных душевных затрат. Например, очень пристальное внимание личностному потенциалу уделяется среди учителей, врачей, работников социальной сферы. В жизни всегда очень важно, чтобы положительный личностный потенциал работника оказывал стимулирующее воздействие на коллег и подчиненных.
Информация о работе Трудовой потенциал работника и организации