Трудовые ресурсы и организация труда в производственном секторе экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Основу любой экономики составляет производство продукции, выполнение работ, оказание услуг. Без производства не может быть потребления, можно только какое-то время проедать накопленное богатство и остаться в конечном итоге ни с чем. Формой организации производства в современном мире является предприятие. Именно поэтому предприятие выступает как основное звено экономики.

Содержание работы

Введение
1. Сущность предприятия
1.1 Определение, признаки и общая классификация предприятия
1.2 Виды, типы и формы предприятия
1.3 Цели и функции предприятия
2. Кадры предприятия
2.1 Подбор, структура кадров

Файлы: 1 файл

курс2.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

Под экономическими ресурсами понимают все природные, людские и произведенные  человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можно  классифицировать в соответствии с  различными подходами: материальные ресурсы - почва, или сырьевые материалы, и  капитал; людские ресурсы - труд и  предпринимательская деятельность.

Получение прибыли - это непосредственная поставленная проблема предприятия. Но получить прибыль предприятие может  только в том случае, если оно  производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют  общественные потребности. Соподчиненность  этих двух целей - удовлетворение потребности  и получение прибыли - следующая. Нельзя получить прибыль, не изучив потребности  и не начав производить тот  продукт, который удовлетворяет  потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности  и притом по такой цене, которая  удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие  выдерживает определенный уровень  издержек, когда потребляемые ресурсы, затраты их меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этом случае и пишется, что прибыль - непосредственная поставленная проблема функционирования предприятия  и одновременно это результат  его деятельности. Если предприятие  не укладывается в рамки такого поведения  и не получает прибыли от своей  производственной деятельности, оно  вынуждено уйти с экономической  сферы, признать себя банкротом.

В соответствии с законом РФ " О несостоятельности (банкротстве) предприятий " под несостоятельностью предприятия понимается неспособность  удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ или услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и  внебюджетные фонды в связи с  превышением обязательств должника над его имуществом или в связи  с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Внешним признаком несостоятельности  предприятия является приостановление  его текущих платежей, если предприятие  не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев  со дня наступления сроков их выполнения. Это внешний признак несостоятельности. Формально же предприятие считается  несостоятельным по решению арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

Экономические показатели результатов  деятельности предприятия.

Финансы предприятий - это экономические, финансовые отношения, возникающие  в результате движения денег: на их основе на предприятиях функционируют  различные финансовые фонды. Финансовые отношения предприятий состоят  из четырех групп: - с другими предприятиями  и организациями; - внутри предприятия; - внутри объединений, предприятий, которые  включают отношения с вышестоящей  организацией; внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга; - с финансово-кредитной  системой - бюджетами и внебюджетными  фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Важнейшей стороной финансовой деятельности предприятий является формирование и использование различных финансовых фондов. Через них осуществляется обеспечение хозяйственной деятельности необходимыми денежными средствами, а также расширенного воспроизводства; финансирование научно-технического прогресса; освоение и внедрение новой техники; экономическое стимулирование; расчеты  с бюджетом, банками. К таким фондам относятся следующие. При организации  предприятие должно иметь уставной фонд, или уставной капитал, за счет которого формируются основные фонды  и оборотные средства. Уставной капитал - основной источник собственных средств  предприятия. Сумма уставного капитала акционерного общества отражает сумму  выпущенных им акций, а государственного и муниципального предприятия - величину уставного фонда.

Резервный капитал - это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений от прибыли. Предназначен для покрытия убытков, а в акционерных обществах  также для погашения облигаций  общества и выкупа его акций.

Фонд накопления - это средства, отчисляемые из чистой прибыли предприятия  и направляемые на развитие производства. Естественно, одной чистой прибыли  не вечно хватает для финансирования программы развития производства. В  этом случае предприятие образует инвестиционный фонд, концентрирующий все средства, направляемые на развитие производства, в том числе чистую прибыль, и  амортизационный фонд, предназначенный  для простого воспроизводства основных фондов, а также привлеченные и  заемные источники.

Фонд потребления создается  за счет отчислений от чистой прибыли  и направляется на выплату дивидендов, единовременных поощрений, материальной помощи, на оплату дополнительных отпусков, питания,

проезда на транспорте и другие цели.

Валютный фонд формируется на предприятиях, получающих валютную выручку от экспортных операций или покупающих валюту для  импортных операций. В этих целях  предприятиям в коммерческом банке, имеющем лицензию Центрального банка  РФ, для проведения валютных операций открывается валютный счет.

Кроме рассмотренных выше постоянных финансовых фондов, предприятие периодически создают оперативные финансовые фонды. Дважды или один раз в месяц  на предприятии формируется фонд для выплаты заработной платы. Периодически предприятие организует фонд для  платежей в бюджет различных налогов.

В целях менеджмента финансами  предприятий применяется финансовый механизм. Финансовый механизм предприятий - это система управления финансами  предприятия, предназначенная для  организации взаимодействия финансовых отношений и фондов финансовых средств  с поставленной задачей эффективного их взаимодействия на конечные результаты производства. Финансовый механизм предприятий  является центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей  ролью финансовой сферы материального  производства. Отсюда и высокие требования, которые к нему предъявляются. Финансовый механизм предприятий связан с менеджментом финансовыми отношениями, возникающими на предприятии, и их денежными фондами.

В условиях рыночной экономики важность стоимости огромно. Цена определяет структуру и объем производства, движение материальных потоков, распределение  товарной массы и, наконец, уровень  жизни общества. Цена и ценовая  политика для предприятия - второй после  товара существенный элемент маркетинговой  деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться пристальное внимательность. Принятие решения в области цен  сопряжено с необходимостью учитывать  многочисленные факторы: - себестоимость  товара; - цена(у) конкурентов и вероятность  ее изменения; - ожидаемая реакция  покупателей на возможные изменения  цены; - воздействие государства  на политику цен предприятия.

Характеристика основных ценообразующих факторов:

- Спрос - это стремление и  вероятность потребителя купить  товар или услугу в определенное  час и в определенном месте.

- Предложение - это то количество  товаров, которое продавцы готовы  предложить покупателю в определенное  час и в определенном месте.  При росте цен кривая спроса  падает, а кривая предложения  возрастает. На величину предложения  товаров влияет ряд факторов, главные из которых издержки  производства. Снижение затрат при  производстве продукта позволяет  выпустить больше товаров. Рост  себестоимости приводит к противоположному  результату - предложение снижается.  Особенностью свободного рынка  - в том, что при определенном  количестве предложенной продукции он как бы сам по себе стремится к равновесию. Таким образом, при соответствии спроса и предложения устанавливается равновесная, или рыночная цена.

- Эластичность показывает, как  изменяется спрос на товар  при изменении его стоимость,  какую ценовую политику должно  избрать предприятие при той  или иной ставке налогообложения  на прибыль.

Сглаживает и временно устраняет  противоречия между спросом и  предложением - конкуренция - ценовая  и неценовая. Влияние на уровень  и динамику цен оказывает состояние  финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на стоимость  оказывают изменения покупательской способности денежной единицы. В  нормально функционирующей экономике, соотношение между суммой цен  товаров и количеством финансов в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в  системе " количество финансов - сумма  цен " начинает изменяться сумма  цен.

Важным фактором, является государственное  регулирование. Существуют прямые и  косвенные меры воздействия государства  на стоимость.

1.3 Цели и функции предприятия

Цель предприятия - это желаемое состояние, которого можно достичь  скоординированными усилиями всех сотрудников  в заданный промежуток времени.

В стратегическом управлении выделяют три типа целей, которые должны быть согласованы в рамках процесса планирования. В теории управления их принято называть целями "стратегического треугольника".

Это:

- корпоративные цели. Эти цели  главным образом связаны с  требованиями, которым должны удовлетворять  все хозяйственные подразделения,  с границами организации г  целом, с финансовыми целями, с  желаемым географическим распределением  деятельности, с позицией, занимаемой  компанией в отношении социальной  ответственности, и т. д. Корпоративные  цели - это следствие и реальное  воплощение миссии;

- цели предпринимательской деятельности. Они касаются желаемого уровня  прибыльности (величина прибыли,  рентабельности, дохода на акцию)  и конкурентоспособности (доля  рынка, положение в отрасли);

- функциональные цели. Это производные  цели функциональных подразделений,  интегрирующие их деятельность  на достижение как корпоративных  целей, так и целей предпринимательской  деятельности. Сюда чаще всего  относятся цели в области: производительности (издержки на единицу продукции,  материалоемкость, отдача с единицы  мощностей, др.), финансовых ресурсов (например, структура капитала, движение денег, размеры оборотного капитала), НИР и ОКР (в том числе: сроки внедрения новой технологии, оборудования, продукта, затраты на НИР и ОКР, качество), человеческих ресурсов (квалификация, текучесть кадров, организационное знание), организационного потенциала (время проведения организационных изменений).

Цели "стратегического треугольника" - это цели верхнего уровня, относительно которых строится иерархическая  система целей по подразделениям фирмы.

Существуют три основные характеристики, которые определяют как саму цель, так и те усилия, которые требуются  от работника по ее достижению: сложность, специфика и приемлемость.

1. Сложность цели отражает уровень  профессионализма, необходимый для  ее достижения. Чем выше квалификация  работника, тем чаще он определяет  свою деятельность как систему  результатов, которую должен обеспечить. Сложность целей определяется  процессом ее достижения. Например, для технической службы может  быть поставлена цель - обеспечить  заданное качество товара. При  наличии технической документации  достижение этой цели не является  чем-то особенно сложным. Если  технической документации нет,  то сложность достижения цели  возрастает.

2. Специфика цели отражает количественный  результат, ее определенность. Специфика  подразумевает соответствие процесса  достижения цели должностным  обязанностям исполнителя. С развитием  рыночных отношений у предприятий  стати появляться рыночные (маркетинговые)  цели. Соответственно, для осуществления  этих целей первоначально привлекались  специалисты отделов сбыта, которые  не в полной мере понимали  специфику изменившейся ситуации  на рынке: конкуренция, товары-заменители, инфляция и т. д.

Целью предприятия на рынке стало  достижение определенной рыночной доли, в отличие от прежней цели - выполнение плана. Понимание, что такое доля рынка, как ее определять и как  влиять на нее, у многих предприятий  отсутствует до сих пор. Для достижения этих целей необходимо новое знание и его структурная поддержка. Для этого вводятся маркетинговые  структуры.

Приемлемость цели отражает степень  восприятия работником цели, которая  перед ним поставлена. Человек  всегда оценивает те трудозатраты, которые ему необходимы для достижения цели, и то, что он получит в  результате. Если выгоды для него нс очевидны, то цель может быть и не принята, а значит, и не достигнута. Таким образом, приемлемость цели напрямую зависит от мотивации сотрудника на ее выполнение.

При определении целей необходимо принимать во внимание следующие  базовые требования:

- нельзя определить цель без  наличия достаточного количества  достоверной информации об объекте;

- нецелесообразно пользоваться  только каким-либо одним способом  определения целей, особенно если  это стратегические цели;

- цель должна быть четко описана,  и далее необходимо убедиться  в том, что она правильно  понята теми, кому ее предстоит  выполнять;

- цель должна быть конкретной  и измеримой, т. е. иметь количественный  показатель результата (например, объем  реализации, количество новых клиентов, периодичность представления информации);

- цель должна быть достижимой  в заданный период времени.  Исполнитель должен быть уверен  в том, что сможет достичь  результата, т. е. должны быть  выделены ресурсы (административные, финансовые, трудовые) для достижения  цели;

- цели должны быть совместимыми  во времени. Долгосрочные цели  соответствуют миссии, а краткосрочные  - долгосрочным;

- цели не должны быть противоречивыми,  как на уровне "стратегического  треугольника", так и для различных  подразделений. Это означает, что  не должны противоречить друг  другу цели, относящиеся к прибыльности  и к установлению конкурентной  позиции; или цели усиления  позиции на существующем рынке  и цели проникновения на новые  рынки, цели повышения мотивации  работников и публичной благотворительности  и т. д.;

Информация о работе Трудовые ресурсы и организация труда в производственном секторе экономики