Учет заработной платы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Уровень заработной платы напрямую зависит от эффективного функционирования экономики. Как социально-экономическая категория, заработная плата имеет большое значение, как для работника, так и для его работодателя. Исходя из того, что в новых экономических условиях работник должен самостоятельно (и практически в полной мере) оплачивать все потребляемые им и членами его семьи блага и услуги, которые надо еще и создавать, причем эффективно, проблема установления соответствующего уровня оплаты труда и определяющих его критериев приобретает значение, которое трудно переоценить.

Содержание работы

Введение
1.Теоретико-методологические основы оплаты труда.
1.Заработная плата: сущность и функции.
2.Системы и виды оплаты труда.
3.Заработная плата работников бюджетной сферы.
2.Тарифная система оплаты труда.
3.Бестарифные системы оплаты труда.
1.Сдельная система оплаты труда.
2.Повременная система оплаты труда.
4.Современные формы оплаты труда.
1.Система бонусов и тантьем.
2.Грейдинг.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономике.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

При общем высоком уровне заработной платы и тенденции к ее повышению растет спрос на большую часть товаров и услуг. Принято считать, что это явление ведет к созданию новых и развитию уже существующих предприятии, способствует достижению полной занятости. Сторонники экономики с высокими заработками добавляют, что в развитых промышленных странах заработная плата является и основным источником дохода и основным источником существования основной массы населения. Стимулирующее воздействие, которое она оказывает, не только более значительно, чем могут оказывать другие доходы, но и затрагивает всю страну и экономику в целом. Это здоровое воздействие, стимулирующее производство основных товаров потребления, а не дорогостоящих изделии для элиты. И, наконец, высокая заработная плата стимулирует усилия руководителей предприятия рачительно использовать рабочую силу, модернизировать производство.

Очевидно, что существует определенный предельный уровень, который нельзя превышать при установлении заработной платы. Заработная плата должна быть достаточно высока, чтобы стимулировать спрос, но при ее чрезмерном повышении есть опасность, что спрос превысит предложение, а это приведет к росту цен и запустит инфляционные процессы. Кроме того, вызовет резкое сокращение занятости в обществе и рост безработицы.

Важно, чтобы заработная плата, способствуя  рационализации производства, одновременно не порождала массовую безработицу. Ясно, что вопросы заработной платы  занимают важное место в повседневных заботах трудящихся, работодателей  и государственных властей, а так же их отношениях между собой. В то время, как все три стороны заинтересованы в повышении общих объемах производства товаров и предоставления услуг, а следовательно, - заработной платы, прибылей и доходов, то их распределение, напротив, приводит к столкновению интересов. Самая заинтересованная сторона здесь - работодатели, их цели многосторонние - сократить издержки производства, при этом удовлетворить государственные требования по оплате труда, а так же соблюсти меру социальной справедливости и не допустить конфликтов между администрацией и рабочим коллективом.

Для работодателя сумма заработной платы, которую он выплачивает работникам наряду с прочими расходами, связанными с наймом персонала (социальные выплаты, подготовка кадров и т.д.) образуют стоимость рабочей силы - один из элементов производственных расходов.

В то время как работники интересуются прежде всего суммой получаемых ими  денег и тем, что они могут  на них приобрести, работодатель рассматривает  оплату труда под иным углом зрения. К стоимости рабочей силы он прибавляет стоимость сырья, топлива, другие производственные расходы, с тем, чтобы определить себестоимость продукции, а затем ее продажную цену. В конечном итоге размер заработной платы влияет на размер прибыли, которую получает работодатель.

Таким образом, главными требованиями к организации заработной платы  на предприятии, отвечающими, как интересам  работника, так и интересам работодателя, является:

1)обеспечение необходимого роста  заработной платы;

2) при снижении ее затрат на  единицу продукции;

3) гарантия повышения оплаты  труда каждого работника по  мере роста эффективности деятельности  предприятия в целом. 

 

1.2. Системы и виды  оплаты труда.

Важнейшим аспектом оплаты труда на предприятии является установление системы оплаты труда.

В ст. 135 ТК РФ говорится, что заработная плата работнику  устанавливается трудовым договором  в соответствии с действующими у  данного работодателя системами  оплаты труда.

Заработная плата работнику  устанавливается трудовым договором  в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры  тарифных ставок, окладов (должностных  окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в  Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной год разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

 

Локальные нормативные акты, устанавливающие  системы оплаты труда, принимаются  работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы  трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению  с установленными трудовым законодательством  и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Основными видами оплаты труда являются повременная и сдельная:

 

 

 

              Сдельная                                                                           

Прямая сдельная                                                  оплата труда повышается в прямой зависимости от количества выработанных изделий (работ) исходя из сдельных расценок с учетом необходимой квалификации

Сдельно- премиальная

предусматривает премирование за перевыполнение норм выработки и конкретные показатели их производственной деятельности

Сдельно- прогрессивная

Оплата выработанной продукции  повышается из изделия сверх нормы  согласно установленной шкале, но не выше двойной сдельной расценке

Аккордная

форма, при которой оценивается комплекс различных работ с указанием предельного срока их выполнения

Косвенно- сдельная

Применяется для оплаты труда Рабочих, обслуживающих.


  Повременная

Простая повременная

Оплата труда производится за определенное количество отработанного времени независимо от количества работ

Повременно – премиальная

Не только оплата отработанного  времени, но и премия за качество работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Заработная  плата работников бюджетной сферы.

    К бюджетной  сфере относятся отрасли, финансирование организаций и учреждений которых осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней 
- федерального, бюджетов субъектов и муниципальных образований. 
Организации и учреждения, финансирование которых осуществляется из бюджетов всех уровней, имеются практически во всех отраслях экономики. 
Важная особенность бюджетной сферы состоит в том, что основная доля затрат по финансированию организаций и учреждений этой сферы приходится на долю бюджетов субъектов и муниципальных образований.

 

     Сложность труда (квалификация работника) является основным фактором дифференциации тарифных ставок. Квалифицированный работник по сравнению с малоквалифицированным при прочих равных условиях создает за одинаковое время значительно большие материальные ценности. Кроме того, работник высокой квалификации способен выполнить работы, которые малоквалифицированному работнику вообще выполнить не под силу. Для приобретения, поддержания и приумножения своих навыков и знаний квалифицированному работнику требуется больше расходов, чем неквалифицированному. Все это,  с одной стороны, диктует необходимость повышенной оплаты более квалифицированной работы по сравнению с менее квалифицированной, а с другой — создает возможности для более высокой оплаты.

     Дифференциация заработной  платы работников в зависимости от сложности труда призвана также обеспечить условия для наилучшего удовлетворения потребностей работодателей в труде различной квалификации и стимулировать работников к приобретению квалификации и ее повышению.

     В бюджетных организациях работники вступают в отношения найма с работодателями от имени государства, которое в свою очередь их нанимает. В распоряжении работодателей передаются бюджетные средства, которые должны обеспечить выполнение поставленных задач в соответствии с профилем деятельности организации. Как правило, в задачи бюджетных организаций не входит получение прибыли.

     Размеры и сроки  повышения оплаты труда работников  бюджетных учреждений определяются  при формировании соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги, а также исходя из имеющихся финансовых возможностей.

  В экономической литературе  понятие «заработная плата» и  «оплата труда» имеют одинаковый  смысл. Заработная плата –  доход, который работник получает в обмен на свой труд на предприятии. Оплата труда – регулярно получаемое вознаграждение за произведенную продукцию или оказанные услуги, включая оплату отпусков, праздничных дней и другого неотработанного времени в соответствии с трудовым законодательством и коллективными договорами.

     Вместе с тем, поскольку  понятие «заработная плата» связано  с категорией наемного труда,  оно с правовой точки зрения  является более точным, так как  заработная плата - это вознаграждение  за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплат компенсационного характера за работу, которую выполняет работник в соответствии с трудовой функцией, определенной в трудовом договоре. Иначе говоря, заработная плата представляет собой заработанную плату, и этим она отличается от государственных пособий, различных выплат за неотработанное время и других видов дохода. [Антонов А.Н., Морозова Л.С. Основы организации производства: Учебник. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 432с.]

     Оплата труда в  бюджетной организации основывается  на следующих единых принципах:

1) принцип обеспечения зависимости  величины заработной платы от  квалификации работника, количества  и качества затраченного труда  без ограничения ее максимальным размером;

2) принцип систематизации выплат  за выполнение работы в особых  условиях и  в условиях, отклоняющихся  от нормальных;

3) принцип единого подхода по  исчислению стажа работы;

4) принцип использования  различных  видов поощрительных выплат за высокие результаты, надбавок стимулирующего характера, устанавливаемых к тарифным ставкам, а также премирования за основные результаты работы;

5) принцип сохранения единого  порядка аттестации и квалификации  работников;

6) принцип тарификации работ и работников с учетом ЕТКС и ЕКС;

7) принцип обеспечения повышения  уровня реальной заработной платы.

          Взаимоотношения  работников и работодателей бюджетных  организаций строятся в рамках  выделенных органом управления  средств. Бюджетные ограничения накладывают отпечаток на организацию оплаты труда. Почти все условия ее осуществления оказываются регламентированными вышестоящими органами управления и бюджетами. Условия  тарифной оплаты в организациях бюджетной сферы: здравоохранении, просвещении, высшей школе, науке, культуре и ряде других отраслей,  определены статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации “Установление заработной платы” в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки”. В этом законе говорится в частности, что применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

     Единая тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Тарифные коэффициенты Единой тарифной сетки и тарифные ставки Единой тарифной сетки приведены в приложении к постановлению Правительства РФ от 02 октября  2003 года № 609. Единая тарифная сетка имеет восемнадцать разрядов, с соотношением ставок 1:4,5. В целом Единая тарифная сетка позволяет во многом унифицировать оплату труда работников, вместе с тем сохраняя возможность гибкого управления этой оплатой.

     Разумеется, Единая тарифная  сетка не может быть отнесена  к достаточно совершенным документам. Ее основной недостаток - низкий  уровень тарифных ставок, и прежде всего чрезмерно низкая тарифная ставка 1-го разряда.

Информация о работе Учет заработной платы