Учет затрат на оплату труда и расчетов с персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:01, реферат

Описание работы

Тема учета оплаты труда работников очень актуальна, так как является очень важной составной частью всего бухгалтерского учета, работы с сотрудниками и налоговых начислений. Важно не только правильно отразить расчеты по заработной плате в бухгалтерском учете, но и правильно рассчитать суммы, причитающиеся к выплате каждому работнику, а также своевременно удержать из заработной платы суммы обязательных или иных вычетов.

Файлы: 1 файл

123.docx

— 74.75 Кб (Скачать файл)

Право на оплачиваемый учебный  отпуск возникает только у успешно  обучающихся работников, т.е. у тех  из них, которые не имеют академической  задолженности. Учебные отпуска (как  и иные льготы, связанные с обучением  в учебных заведениях, установленные  статьями 173-176 ТК РФ) предоставляются  на основании письменного заявления  работника и справки-вызова из учебного заведения.

В бухгалтерском учете начисление отпусков отражается по дебету счетов затрат и кредиту счета 70 аналогично начислению заработной платы.

В некоторых организациях ввиду  сезонности производства отпуска работникам предоставляют в течение года неравномерно. Поэтому для более  правильного определения себестоимости  продукции суммы, выплачиваемые  работникам за отпуска, относят на издержки производства в течение года равномерными долями независимо от того, в каком  месяце эти суммы будут выплачиваться. Тем самым создается резерв для  оплаты отпусков на счете 96 «Резервы предстоящих  расходов».  Делаются следующие проводки:

Д-т 20, 23, 25, 26, 44, 08, 15 К-т 96  - отражается создание резерва;

Д-т 96 К-т 70  - начисленные суммы  списывают на оплату отпусков.

Такими же записями оформляют начисление работникам за выслугу лет.

 Пособия по временной нетрудоспособности  выплачивают рабочим и служащим  за счет отчислений на социальное  страхование. Основанием для выплаты  пособий являются больничные  листы, выдаваемые лечебными учреждениями  и подписанные профсоюзным органом.  Размер пособия по временной  нетрудоспособности зависит от  стажа работы сотрудника и  его среднего заработка: при  непрерывном стаже работы до  пяти лет – 60% заработка; от  пяти до восьми лет – 80% заработка;  от восьми и более – 100% заработка.

Независимо от стажа работы пособие  выдается в размере 100%:

  • вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
  • работающим инвалидам ВОВ и другим инвалидам, приравненным по льготам к инвалидам ВОВ;
  • лицам, имеющим на своем иждивении трех детей и более, не достигших 16 лет (учащиеся – 18 лет);
  • по беременности и родам.

С 1 января 2004 г. пособия по временной  нетрудоспособности и пособия по беременности и родам исчисляются  исходя из среднего заработка работника  по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу выдачи листа нетрудоспособности. Средний заработок рассчитывается в порядке, установленным Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.

Если работник в последние 12 календарных  месяцев проработал меньше трех месяцев, то пособие ему выплачивается  в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размере оплаты труда*. В районах и местностях, применяющих районные коэффициенты к заработной плате, помимо минимального разряда оплаты труда (МРОТ) устанавливаются указанные коэффициенты.

Предельная сумма компенсации  за счет средств фонда социального  страхования при оплате бюллетеней осталась прежней (11 700 руб.). Однако размер единовременных выплат по обязательному  страхованию от несчастных случаев  и профзаболеваний увеличен с 27 000 руб. до 30 000 руб.

Кроме того, в пособия по временной  нетрудоспособности включаются пособия, выплачиваемые при рождении ребенка  и на погребение. Они устанавливаются  в фиксированной сумме органами социального страхования.

Оплата перерывов в работе кормящих матерей. Работающим женщинам, имеющим  детей в возрасте до 1,5 года, установлены  дополнительные перерывы. Время этих перерывов засчитывается в счет рабочего времени и подлежит оплате в размере среднего заработка.

За время выполнения государственных  и общественных обязанностей работники  получают свой средний заработок  по месту работы.

Пути совершенствования оплаты труда

Действующие системы оплаты труда обладают рядом  недостатков. Главный недостаток состоит в том, что заработная плата плохо, а зачастую вообще не связана с конечными результатами труда. Результаты труда коллективны, а оплата - индивидуальна. Чтобы преодолеть его, надо сделать одно из двух: либо индивидуализировать результаты, либо коллективизировать систему оплаты.

Первый  путь исключен, так как в принципе невозможно отделить результаты от их коллективной природы. Поэтому перспектива  связана с коллективными системами  поощрения труда.

Применительно к системе оплаты труда можно  выделить такие недостатки: рост оплаты труда не связан с ростом эффективности; действующая система не ориентирована на сотрудничество; система оплаты не является достаточно гибкой.

Говоря  о том, что действующие системы  не ориентируют на коллективное сотрудничество, подразумевается известная разобщенность работников и прежде всего - управляемых и управленцев.

Для современной  экономики в большей степени  подходят системы оплаты труда, базирующиеся на участии в прибылях и распределении  доходов. Сущность гибкой системы оплаты труда "Участие в прибылях" в том, что за счет заранее установленной доли прибыли формируются премиальный фонд, из которого работники получают регулярные выплаты. Размер выплат зависит от уровня прибыли, общих результатов производственной и коммерческой деятельности предприятий. Во многих случаях система предусматривает выплату всей или части в виде акций. В системе "Участие в прибылях" премии выплачиваются за достижение конкретных результатов производственной деятельности предприятия. Начисляются премии пропорционально заработной плате каждого с учетом личных и трудовых характеристик исполнителя: производственный стаж, отсутствие опозданий и прогулов , рационализаторская деятельность, верность фирме и т. п. Но эта система обладает рядом недостатков:

  1. размер получаемой компанией прибыли, следовательно, величина премий зависит от множества внешних факторов, которые, часто не зависят напрямую от работников компании;
  2. для работников крупных компаний часто трудно оценить , какое влияние они оказали своей работой на величину прибыли.

 При  использовании этой системы необходимо помнить, что увеличение прибыли может зависеть от рыночных факторов и иметь краткосрочный характер. Поэтому показатель прибыльности не всегда является наилучшей основой для увеличения зарплаты. Система подразумевает также участие в риске потерпеть убытки, т.к. на фирму действует множество внешних, не поддающихся контролю, факторов.

Система распределения доходов предусматривает, что премиальные выплаты зависят от таких показателей, как производительность, качество, экономия материалов, надежность работы. В результате работник может чувствовать тесную взаимосвязь между результатами своей работы и величиной прибыли.

Первая  система оказывает позитивное влияние  на привлечение работников и сокращение текучести кадров, а вторая в большей степени воздействует на стимулирование повышения производительности, качества, сокращение издержек. Налицо преимущество системы участия в доходах.

Итак, можно  заключить: недостатки действующей  системы оплаты обусловлены индивидуальными  ее характеристиками. Их преодоление  означает не что иное, как коренное изменение самой системы.

Первая  задача состоит в повышении реальной зарплаты до стоимости рабочей силы. Заработная плата - категория не только экономическая , но и социальная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус. Затраты на возмещение стоимости (цены) рабочей силы не могут не предусматривать, кроме затрат покрытия расходов на питание, одежду, также затрат на содержание жилища, медицинское обслуживание , образование, социальные нужды работника. Отсюда вывод: решение вопросов уровня минимальной и средней заработной платы необходимо ориентировать на минимальный потребительский бюджет, исчисленный  дифференцированно применительно к категории работников, видов производств. Социальная политика государства должна иметь ориентир: минимум заработной платы постепенно сближать со стоимостью потребительской корзины прожиточного минимума.

С точки  зрения защиты интересов наемных  работников заслуживает внимания переход на гарантированный часовой размер минимума оплаты труда. Даже если в основу его установления будет положен значительно более высокий, чем сегодня действующий, месячный размер государственного тарифа, это отнюдь не будет означать аналогичного увеличения заработной платы работника. Когда занятость в течении полного рабочего дня и рабочего месяца не гарантированна, работники труда могут оказаться менее защищенными перед произволом работодателей. Гарантированным будет лишь заработок в соответствии с балансом часов, фактически отработанных за оплачиваемый период времени. Взять даже предусмотренную в настоящее время норму: простои не по вине работника оплачиваются в размере 2/3 средней заработной платы. Работодатель при переходе на часовой гарантированный размер оплаты будет обязан оплатить лишь фактические часы работы. Оторвать же размеры гарантированных государством льгот и компенсаций от установленного месячного минимума  оплаты труда возможно и другим путем: установив их в определенном соотношении с прожиточным минимумом, рассчитанным для соответствующей категории населения - получателей пенсий, стипендий, пособий и т.д.

Чтобы рабочая  сила как товар  оплачивалась по своей реальной стоимости, необходимо приблизить минимальную зарплату с прожиточным минимумом, а затем с потребительским бюджетом. Это должно быть зафиксировано в коллективно-договорных решениях и неукоснительно выполняться всеми сторонами, подписавшими соглашение. Решать такую задачу можно только на основе выхода и социально-экономического кризиса и повышения эффективности производства.

В настоящее  время в научных дискуссиях по проблемам заработной платы поднимается вопрос о соотношении и взаимодействии роста заработной платы и инфляции. И на утверждение о необходимости реального роста заработной платы часто приводится, что это может привести к дальнейшему росту инфляции, но инфляция порождается не столько массой денег в обращении, сколько повсеместным падением производства. Реальная борьба с инфляцией может быть только на основе подъема экономики, общественного производства.

Устранение  большой дифференциации в области  труда по категориям работников, предприятиям - второй шаг на пути совершенствования  заработной платы и восстановлению второй ее важнейшей функции - стимулирования ( эффективности использования) рабочей силы.

Необходимо  преодолеть усиливающуюся дифференциацию в оплате труда путем установления и поддержания рациональных пропорций  в соответствии с оплатой простого и сложного труда, труда требующего  уровня квалификации. И в этой связи возникает вопрос о роли и месте тарифной системы в оплате наемного труда. В рыночной экономике система соотношений в ставках и окладах в зависимости от сложности, условий и значимости сфер приложения труда является неотъемлемой частью всей системы организации заработной платы. В этих целях необходимо согласовать и утверждать в процессе переговоров на федеральном и отраслевом уровнях минимальные тарифные ставки оплаты первого разряда. Но централизованно утвержденные уровни ставок и окладов, ниже которых не может оплачиваться тот или иной вид труда, - это гарантированный минимум, который согласовывается и утверждается на общефедеральном, отраслевом уровнях. Они являются как бы ориентирами  для проведения переговоров по проблемам оплаты труда на предприятиях и в организациях.

Особого внимания заслуживает дальнейшее развитие принципов, заложенных в единой тарифной сетке. Имеется в виду распространение  их на организацию оплаты труда рабочих  и служащих других предприятий и  организаций. Опыт применения ЕТС свидетельствует  о том, что в нее в перспективе  могут быть внесены определенные коррективы. Речь идет о количестве разрядов тарификации работ и работников, пересмотре в ряде случаев предусмотренного ЕТС отнесения отдельных работ и профессий к тому или иному разделу.

Реализовать необходимые преимущества названных  сфер приложения труда в области его оплаты возможно посредством установления в генеральном тарифном  соглашении коэффициентов к централизованно утвержденному минимуму заработной платы. В качестве ориентиров могут быть использованы соотношения в уровнях тарифных ставок и окладов по отраслям, предусматривавшиеся в дореформенный период, ибо они отражают длительно складывающиеся соотношения в оплате труда по отраслям. Должны приниматься во внимание и расчеты средств, которые возможно направить на обеспечение преимуществ в оплате.

Особое  место в системе государственного регулирования зарплаты занимают проблемы ее территориальной дифференциации, в основе которой должны лежать экономические, природно-климатические факторы, обусловливающие различия в уровнях стоимости рабочей силы. Существенное влияние на территориальную дифференциацию зарплаты  оказывают уровень занятости населения, исторически сложившиеся различия в уровнях оплаты по регионам. Поскольку цены товаров и услуг растут по регионам неравномерно, одна и та же величина номинальной заработной платы выражает в различных географических зонах разный объем жизненных средств, в которые она может быть реализована на рынке.

В основу определения количественных соотношений  в уровнях оплаты труда равной сложности и значимости, а также труда в аналогичных условиях на рабочем месте должны быть положены различия в стоимости жизни по регионам, рассчитываемые по единой методике. Именно их следовало бы положить в основу установления районных коэффициентов к заработной плате, а в перспективе в основу дифференцированных по регионам уровней тарифных ставок первого разряда.

Одной из наиболее значительных функций государства  должна оставаться разработка рекомендаций, имеющих силу (статус) законов и подзаконных актов, об условиях регулирования доходов в неразрывном единстве с регулированием цен; принципах формирования системы минимальных потребительских бюджетов; создания форм социальной поддержки и адаптации населения. Решению этих задач должно быть подчинено централизованное регулирование организации и дифференциации оплаты труда.

Что касается непосредственно действующих систем оплаты труда , то они должны создаваться  таким образом, чтобы обеспечить объединение, а не разобщение работников в рамках фирмы, стимулировать сотрудничество, а не конфликты между работниками.

Необходимо  сосредоточить внимание всей компании на производительности и качестве. Для этого нужно определить требования к организации производства: все программы должны выполняться  в срок или досрочно; все работы необходимо выполнить с наименьшими затратами; все услуги и работы сдаются заказчикам с первого предъявления: качество должно находиться на первом месте; нужно использовать  самые совершенные технологии, инструменты и методы. Кадровая политика должна поддерживать благоприятный климат, стабильность кадров, возможность для их роста. Необходимо выделить три важнейшие проблемы качества:

Информация о работе Учет затрат на оплату труда и расчетов с персоналом