Улучшение качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по экономики яна.docx

— 99.29 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

 

 Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Качество продукции относится  к числу важнейших критериев  функционирования предприятия в  условиях относительно насыщенного  рынка и преобладающей неценовой  конкуренции. Повышение технического уровня и качества продукции определяет темпы научно – технического прогресса  и рост эффективности производства в целом, оказывает существенное влияние на интенсификацию экономики, конкурентоспособность отечественных  товаров и жизненный уровень  населения страны.

Рост технического уровня и качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболее характерной  чертой работы предприятий в промышленно  развитых странах. В условиях преобладающей  неценовой конкуренции и насыщенного  рынка именно высокое качество продукции  служит главным фактором успеха.

Качество выпускаемой продукции  по праву можно отнести к важнейшим  критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции  определяет степень выживаемости фирмы  в условиях рынка, темпы научно –  технического прогресса, рост эффективности  производства, экономию всех видов  ресурсов, используемых на предприятии.

Увеличение производства высококачественных изделий российскими предприятиями  в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту  жизненного уровня населения, повышению  конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом  рынках. Современным предприятиям необходимо научиться, более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.

В настоящее  время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей  конкуренции и следовательно  потребитель становится более разборчивым  в выборе товаров. В связи с  этим любой фирме необходимо зарекомендовать  себя на рынке как производителя  качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя  фирмы может быть уничтожено одним  её неверным шагом – снижением  качества выпускаемых товаров, в  этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы.

В первой главе курсовой работы рассматриваются  теоретически основы анализа качества продукции. Во второй главе проведён анализ качества выпускаемой продукции  на ОАО «Кушвинский городской молокозавод», сделаны соответствующие выводы и предложения.

Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по управлению качеством продукции на ОАО «Кушвинский городской молокозавод». Для этого мы использовали наиболее базовые научные работы отечественных и зарубежных авторов, а также популярные учебные пособия в области управления качеством.

Задачами курсовой работы является:

- изучить  теоретические основы, необходимые  для объективной оценки производственной  деятельности предприятия;

- проанализировать деятельность  данного предприятия и его  положение на рынке;

- сделать анализ качества продукции  на предприятии. Дать технико-экономическую  характеристику предприятия.

- подготовить предложения (рекомендации) по улучшению качества продукции   на ОАО «Кушвинском городском молокозаводе»

 

Качество  продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и  любое предприятие, которое имеет  своей целью, завоевать больший  сегмент рынка вкладывает большое  количество средств именно в качество производимой продукции. Выбирая из множества предприятий, остановимся на одном более интересном, на мой взгляд, ОАО «Кушвинский городской молокозавод»,  который входит в число лидеров предприятий по переработке молока в Свердловской области. Данное предприятие привлекает потребителей разных возрастов и разного материального положения высоким уровнем качества и широкой номенклатурой своей продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ  ПРОДУКЦИИ.

1.1 Понятие  качества продукции.

        Продукция – материализованный результат трудовой деятельности людей, полученный в определённом месте и за определённый интервал времени, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей.

       Результаты труда могут быть вещественными (сырьё, материалы, пищевые продукты, ткани, обувь, топливо, машины, приборы, устройства и т. д.) и не вещественными  (энергия, информация, некоторые виды услуг и т. д.).

Вся произведённая  продукция является результатом  общественной потребности в данном виде вещественного или не вещественного результата труда.

        Потребность – это экономическая категория, стимулирующая развитие материальных условий жизни общества, воспроизводство которых необходимо для его жизнедеятельности. Рассмотрение научных основ управления качеством продукции начинается с определения потребностей, так как без потребления нет производства. Производство и потребление всегда есть две стороны единого процесса, в котором «производство производит предмет потребления, способ потребления побуждение к потреблению. Потребление завершает акт производства, делает продукт действительно продуктом и создаёт потребность в новом производстве».

          Производственные потребности определяются задачами развития общественного производства и научно-техническим прогрессом.

Точная информация о характере, структуре, объёме и  тенденция развития общественных потребностей, учёт платёжеспособного спроса населения, его дифференциацию по различным  возрастным, национальным и региональным группам является необходимой предпосылкой для принятия оптимальных решений  при управлении качеством продукции.

         Товар - это продукт труда, предназначенный для обмена путём купли-продажи.

Всякий товар  обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Помимо двух основных свойств, всякий товар должен обладать такой характеристикой  как качество продукции.

       «Качество продукции», «качество» является одним из тех слов, которыми мы пользуемся, не задумываясь, но которые трудно поддаются точному определению.

По справедливому  замечанию профессора Гличева А.В.; «категория качества продукции - одна из сложнейших, с которой человеку приходится иметь дело». Сегодня в развитых промышленных странах производится свыше 25 миллионов различных видов промышленной продукции. Все это огромное многообразие имеет одну отличительную особенность: каждый предмет, каждое изделие и каждая машина изготовлены с определенной целью, они предназначены для выполнения определенных функций, для удовлетворения тех или иных потребностей человека.

Поэтому в середине 50-х годов в Европе и в США самым распространенным определением «качества» было: «Качество - степень соответствия данного изделия требованиям, предъявляемым к нему его назначением».

Рассматривая  определения понятия «качество», следует помнить:

        1. Понятие «качество» всегда относительно. На мировом рынке всегда имеется большое количество различных моделей, типов изделий одинакового назначения. И всегда имеется фирма - изготовитель, которая выпускает самые лучшие изделия данного вида, которые будут на данный момент времени являться эталоном для этих изделий. Поэтому понятие «высокое качество» применительно к промышленному изделию означает, что функциональные свойства изделия, материал, из которого оно изготовлено, отделка и внешний вид выше среднего уровня.

       2. Изделия высокого качества должны отражать достижения технического прогресса, отвечать требованиям производства и иметь себестоимость, экономически оправдывающую их выпуск. Они должны быть надежны и долговечны в эксплуатации, быть простыми при эксплуатации и уходе, безопасными в эксплуатации, иметь рациональную и миниатюрную конструкцию, иметь красивый внешний вид.

Качество  изделия зависит от большого числа  свойств изделия. Чтобы объективно судить о качестве, необходимо знать  количественные значения свойств изделия  и иметь методику для сравнения одного изделия с другим (эталоном) для получения измеримой оценки качества.

 

1.2 Качество продукции как объект  управления

Значительное  влияние на качество образа жизни  оказывает материальная среда - качество товаров и услуг. Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения  которой зависит стабильность экономики  нашего государства. Проблема качества является важнейшим фактором повышения  уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее  эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация  производства, маркетинг и др.

Процесс улучшения  качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при  сбыте товаров и услуг, но главное - обществу в целом и его интересам.

В одном  из первых учебников по научным основам  управления производством подчеркивалось, что управление в широком смысле слова представляет собой целенаправленную координацию общественного воспроизводства. Причем в этой координации необходимо различать управление машинами, механизмами  и процессами. Кроме того, в обществе происходит управление людьми, которые  как главная созидательная сила общества познают и используют законы природы и общества в процессе производства, распределения, обмена и  потребления материальных благ. Поэтому управление было определено как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства [1. С. З].

В настоящее  время в различных информационных источниках содержатся многообразные  определения термина "управление", то есть управление – это достаточно распространенное, но не стандартизированное  в общем смысле понятие.

Так, например, В. В. Окрепилов определяет управление двояко: как процесс целеполагания и как деятельность по достижению поставленной цели [8. С. 14] Однако, по нашему мнению, данная трактовка управления несколько узка.

Значительное  внимание раскрытию содержания управления уделено в трудах Э. М. Короткова. В частности, в работе "Концепция менеджмента", выявляя потребность в управлении, он отмечает, что "вся жизнь человека – это бесконечная цепочка его деятельности, которая разнообразна и многообразна" [5. С. 18]. Построенная ученым классификационная схема деятельности человека (рис. 1.1) позволила определить необходимость ее организации.

 

 

 

 

Для этого  в свою очередь надо предвидеть результат  деятельности, оценить действия по этому результату и быть заинтересованным в нем. Управление, по определению  ученого, это вид деятельности человека, возникший, выделившийся и обособившийся  в процессе развития совместного  труда, его разделения и кооперации, это объективная потребность  всякой деятельности человека [6. С. 20, 24].

Проведенное исследование позволило сделать  вывод о том, что управление –  это "специфический вид деятельности человека, который возник как потребность  и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем  более в совместной деятельности" [6, С. 23].

Предложенный  подход позволяет выделить основные составляющие процесса управления [4. С. 14], включающие: процесс превращения цели в согласованную деятельность; функционирование системы управления, взаимодействие звеньев; разработку управленческих решений; деятельность менеджера во времени и пространстве; последовательность действий, составляющих управление (воздействие); процесс формирования воздействия; решение проблем развития предприятия.

Необходимо  отметить, что иногда параллельно, иногда пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с понятием "управление", с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие "управление качеством", а также теория и  практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов  речь шла в основном о термине "управление качеством продукции". Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством продукции как "постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование" [10. С. 28]. Это же определение приводит Т.В. Корнеева [10. С. 28]. Экономический словарь "Качество продукции" трактует данный термин следующим образом: "Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения" [11. С. 37].

Информация о работе Улучшение качества продукции