Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:22, курсовая работа
Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.
В 1998 году А.В. Гличев в работе "Основы управления качеством продукции" дает уже несколько иное определение [2. С. 99]. Он пишет: "Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей". В соответствии с приведенными определениями составлена схема процесса управления качеством (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Содержание процесса управления качеством продукции
Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.
К концу 1980-х годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции – значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях. В связи с этим понятие "управление качеством" было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8 402 определил управление качеством как "методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству" . Однако, по нашему мнению, и это определение не отражает реальной сущности управления качеством. После его прочтения возникает закономерный вопрос: почему управление качеством включает только оперативные меры и не затрагивает стратегические аспекты? Указывая на оперативный характер мер, авторы стандарта подчеркивают, что это те методы и действия, которые реализуются в текущем отрезке времени, при этом не определяется допустимая продолжительность этого отрезка. Фактически получается, что действия, выходящие за его пределы, не могут быть отнесены к управлению качеством. А это, на наш взгляд, в корне не верно.
Безусловно, в деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться именно в оперативном порядке (например, устранение выявленных в ходе конкретной технологической операции несоответствий). Но в то же время управление качеством обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых невозможна и оперативная деятельность.
В современных
условиях, по нашему мнению, управление
качеством представляет собой определенную
стратегию и тактику не только
выживания, но и дальнейшего процветания
общества в целом, конкретных организаций
и каждого человека. При этом все
термины и подходы к
Управление качеством также возникло как объективная потребность человечества, первоначально в высоко классном продукте и технологиях, в высококвалифицированном персонале, а затем как потребность в достойном качестве жизни. Однако многие специалисты по управлению практически игнорируют в своих трудах проблемы управления качеством. Во многом такое положение объясняется тем, что место и роль управления качеством в общей системе управления далеко не очевидны как для специалистов в области управления, так и для ученых, занимающихся проблемами качества. Единственное, с чем согласны многие отечественные специалисты, так это то, что в новое время источником управления в целом и управления качеством в частности является система Ф. Тейлора. Действительно, именно "отец научного управления" обратил пристальное внимание на необходимость учета вариабельности производственного процесса, оценил важность ее контроля и, по возможности, устранения. Система Тейлора включала понятия верхнего и нижнего пределов качества, поля допуска, вводила такие измерительные инструменты, как шаблоны и калибры, а также обосновывала необходимость независимой должности инспектора по качеству, систему штрафов для "бракоделов", формы и методы воздействия на качество продукции.
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на "механизме", "технологии" управлении качеством.
Как всякий
процесс управления, управление качеством
осуществляется путем реализации управленческих
функций. Для построения концепции
управления качеством особое значение
имеет процессный подход к управлению
как один из подходов, рассматриваемых
в теории менеджмента. Такой подход
позволяет организовать и представить
управление качеством как непрерывную
цепь логически взаимосвязанных
функций, воздействующих на производство
целью обеспечения качества. Определив
состав функций, можно сформулировать
концепцию и построить
При использовании
процессного подхода в
По аналогии с этими функциями, процесс управления качеством логично начать с взаимодействия с внешней средой, в первую очередь с заказчиками и рынками сбыта, в результате чего поставщик определяет требуемые свойства и характеристики (качество) своей продукции. Исходя из этих требований, поставщик анализирует свои технологические возможности и определяет политику в области качества, а также требования к своим субподрядчикам – поставщикам материалов и комплектующих элементов. На основе этой политики осуществляется планирование качества. Затем, в рамках общей организации работ на предприятии организуется работа по достижению требуемого качества в процессе производства продукции с выделением необходимых ресурсов, осуществляется подготовка и мотивация, персонала. Далее, непосредственно при управлении процессом производства, осуществляется контроль качества продукции и анализируется полученная информация. По результатам анализа полученной информации разрабатывают соответствующие мероприятия, и руководство предприятия принимает необходимые решения.
Заключительный
этап в управлении качеством –
реализация мероприятий. Как правило,
эти мероприятия направлены на устранение
выявленных отступлений от намеченных
свойств и характеристик
После реализации мероприятий продукция может поставляться заказчику или на рынок, и циклом управления качеством заканчивается выполнением той же функции, с которой он начинался, - взаимодействие с внешней средой.
После этого поставщик получает информацию с рынка или от заказчика о качестве поставленной продукции.
Конечно, это – схема, принцип управления. В жизни от принятия заказа и до его выполнения реализуется не один описанный выше цикл управления. Если вдуматься, то такие циклы многократно реализуются на каждом этапе создания продукции: в процессе разработки, производства, испытаний, монтажа и ввода в эксплуатацию. При этом каждый раз выполняются одни и те же отмеченные здесь функции, которые при последовательной реализации и составляют, на наш взгляд, процесс управления качеством.
Таким образом,
концепция управления качеством
может быть сформулирована следующим
образом. Управление качеством представляет
собой непрерывный процесс
Современное управление качеством исходит из положения, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена; эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
2.АНАЛИЗ
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРИМЕРЕ
ОАО «КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ
2.1 Техника
экономическая характеристика
ОАО «Кушвинский
городской молокозавод» в г. Кушва входит
в число лидеров предприятий по переработке
молока в Свердловской области. Доставка
готовой продукции осуществляется в 24
города Свердловской и Тюменской областей.
«Кушвинский городской
молокозавод» начинает свою историю с
1969 года. Все эти годы специализацией предприятия
остается промышленная переработка молока.
За годы работы произведено свыше 870 тыс.
тонн молочной продукции. В недалеком
будущем предприятие будет праздновать
выпуск 1 миллиона тонн.
Ассортимент молочной продукции предприятия
составляет около 40 наименований. Технологическая
схема предусматривает производство практически
всех видов молочной продукции в единой
технологической системе. Завод производит
молоко, кефир, йогурты, сметану, творог,
масло, сыр.
За успехи в работе
молочный завод имеет огромное количество
сертификатов, дипломов, грамот и других
свидетельств высокого качества продукции.
Кроме отечественных наград у предприятия
есть и зарубежные.
Характеристика основных видов деятельности предприятия.
Основной целью деятельности предприятия является получение прибыли.
Основными видами деятельности предприятия являются:
На сегодняшний день самыми распространёнными группировками молочной продукции ОАО «Кушвинский городской молокозавод» следует считать видовую, функциональную, структурную и качественную.
Видовая группировка
предусматривает объединение
Функциональное объединение молочной продукции тесно связано со спецификой свойств и назначением каждого наименования в отдельности.
Рассматривая ассортимент с этой точки зрения, можно выделить:
Эта группировка во многом условна, так как один и тот же продукт может быть причислен к нескольким группам в зависимости от приоритетов шкалы его характеристик.
Общеизвестно, что рыночная экономика в совокупности с требованиями современного этапа развития производства формирует перед организационной структурой предприятия новые условия с точки зрения гибкости, динамичности, соответствия сложившейся рыночной конъюнктуре.