Управленческая психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 15:15, курсовая работа

Описание работы

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия Темперамент окрашивает все психические проявления индивидуума, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Содержание работы

Раздел 1
Управленческая психология
Типы темпераментов
Темперамент личности
Характер личности
Способности личности
Управленческая совместимость
Раздел 2
1. Обоснование количества технологического оборудования и расчет производственной мощности
2. Труд и заработная плата
3. Основные средства
4. Материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы на тех¬нологические нужды
5. Сметы косвенных расходов
6. Себестоимость и цена изделий
7. Основные технико-экономические показатели
Литература
Исходные данные

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. 1 вариант. Экономика производствапреп. Плакатин.doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                   

Содержание:

Раздел 1

Управленческая психология

Типы темпераментов

Темперамент личности

Характер личности

Способности личности

Управленческая совместимость

Раздел 2

1. Обоснование количества  технологического оборудования  и расчет производственной мощности 

2. Труд и заработная  плата

3. Основные средства 

4. Материально-сырьевые и  топливно-энергетические ресурсы  на технологические нужды

5. Сметы косвенных расходов 

6. Себестоимость и цена  изделий 

7. Основные технико-экономические показатели

Литература

Исходные данные

 

 

 

2

2

5

6

8

 

 

11

13

20

 

22

25

29

30

35

36


Управленческая психология.

 

Типы темпераментов

 

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют поведение человека, особое место принадлежит темпераменту. Под темпераментом следует понимать природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в динамике, тонусе и уравновешенности реакций на жизненные воздействия Темперамент окрашивает все психические проявления индивидуума, он сказывается на характере протекания эмоций и мышления, волевого действия влияет на темп и ритм речи. Вместе с тем нужно помнить, что от темперамента не зависят ни интересы, ни увлечения, ни социальные установки, ни моральная воспитанность личности.

Среди наиболее часто встречающихся типов темпераментов в зависимости от сочетания таких свойств нервной системы, как сила, подвижность и уравновешенность, практический интерес представляют шесть его разновидностей:

·  - сильный сангвиник (уравновешенность, сила, подвижность);

·  - подвижный холерик (сила, подвижность, неуравновешенность);

·  - неуравновешенный холерик (подвижность, неуравновешенность, слабость),

·  - слабый меланхолик (неуравновешенность, слабость, инертность);

·  - инертный меланхолик (слабость, инертность, уравновешенность);

·  - уравновешенный флегматик (инертность, уравновешенность, сила).

 

 

Темперамент личности

 

Для анализа служебной деятельности менеджера представляют интерес обобщенные характеристики приведенных выше типов темпераментов.

- Менеджеру с сангвиническим  темпераментом присущи такие  положительные качества, как целеустремленность  и настойчивость, большая подвижность  и легкая приспособляемость к новой обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию.

У недостаточно воспитанного менеджера- сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к работе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, неосмотрительность и беспечность.

- Менеджеру с холерическим темпераментом  присущи быстрота реакции, подвижность  и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое руководство подчиненными. В сложных условиях он действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.

У недостаточно культурного менеджера- холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и напряжений в коллективе.

- Менеджер с неуравновешенным  холерическим темпераментом обладает  высокой чувствительностью и  подвижностью психических процессов, быстрым восприятием приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям.

Вместе с тем, у него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность, и даже страх перед старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.

- Менеджера со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива.

Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, замкнутость и необщительность, малую инициативность и подверженность чужому влиянию, пессимизм и упрямство.

- Менеджерам с инертным меланхолическим  темпераментом присущи усердие  и аккуратность при выполнении  привычных обязанностей, ровное  настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство  в дружбе. С подчиненными поддерживает деловые взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, внимателен к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность.

Однако у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в кризисных ситуациях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень.

- Менеджеру с флегматическим  темпераментом свойственны надежность  в службе и работе, уверенность  и самообладание, упорство и настойчивость, терпение, авторитетность среди  подчиненных, желание оказать им  любую помощь, постоянство в дружбе  с одним или двумя коллегами. В сложных условиях он действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное.

Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен. Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного задания на другое.

 

 

 

 

 

Характер личности

 

У каждого человека черты и качества соединены по- разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.

Характер - это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.

Характер формируется в процессе познания окружающего мира и практической деятельности. От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются при старении организма, продолжительной болезни или других изменениях в психике.

В характере как психическом складе, как целостной системе свойств, отражающих историю взаимодействия личности с условиями жизни, всегда можно выделить основные звенья системы или динамические стереотипы, которые закрепляются внешними воздействиями и которые характеризуют поведение человека в данных условиях жизни. В содержательном плане характер рассматривается как система отношений человека к окружающему миру, деятельности, другим людям, к самому себе.

- Каждый характер индивидуален, но, несмотря на это, характерам  можно давать некоторые общие  оценки: по содержанию, силе, наличию или отсутствию тех или иных черт.

Оценка по содержанию осуществляется указанием на особенности отношений человека к себе, другим людям, труду, окружающему. Это основная оценка, без которой нельзя конкретно и правильно судить о характере.

Оценка характера по силе. Сильными называют характеры тех людей, чьи поступки, поведение соответствуют их знаниям и убеждениями. Человек с сильным характером - надежный человек. Если знать его взгляды, убеждения, то можно уверенно предвидеть, как этот человек поступит в той или иной ситуации.

Оценка характера по свойственным ему чертам:

 

·  - волевые (самостоятельность, самообладание, непреклонность, твердость, упорство);

·  - эмоциональные (уравновешенность, порывистость, страстность, впечатлительность);

·  - интеллектуальность (глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др.).

- Характер, отражая жизнь, в свою  очередь влияет на образ жизни. Человек с твердым и решительным  характером может преодолеть  любые препятствия и добиться  осуществления поставленной цели, использовав все возможности и рационально организовав свою жизнь, свой труд.

Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Жизнь и работа коллектива, особенно настроение каждою человека, определяются качествами характеров индивидов. Случается так, что один человек с трудным характером мешает жить всему коллективу. Из- за такого человека в коллективе возникают нередко конфликтные отношения, склоки, которые отражаются на работе и жизнеощущениях всех людей. Чтобы изучить характер, необходимы длительные наблюдения в различных ситуациях.

 

Способности личности

 

Способности - это совокупность таких психических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности и постоянно совершенствоваться в них. Способности проявляются, функционируют и развиваются только в деятельности. Исследования ученых, опирающихся на современную методологию, раскрывают сложную структуру способностей:

·  - социальная сторона способностей, которая проявляется в характере общественных отношений, определенном виде деятельности и выбранной специальности, условий жизни и службы и т.п.;

·  - психологическая сторона способностей, т.е. особенности протекания психических познавательных, эмоциональных и волевых процессов, проявления свойств и качеств, наличие психических образований и т.д.;

·  - физиологическая сторона способностей - это анатомо- физиологические особенности организма и нервной системы человека, это задатки, которые являются врожденными особенностями.

- Все способности человека можно  классифицировать, исходя из их  внутренней структуры.

Первая группа способностей имеет биологическую основу, где различаются:

·  - элементарные способности, связанные с особенностями протекания первичных познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память);

·  - сложные способности, связанные с особенностями таких форм психического отражения, как мышление, представление, воображение (например, способность критически мыслить, быстро анализировать обстановку и принимать оптимальные решения и т.п.);

·  - "демонические", связанные с физиологическими особенностями организма человека.

Вторая группа базируется на социальной основе и подразделяется на способности общие, которыми в той или иной степени наделены все люди. Это способности к общечеловеческим видам деятельности, общению друг с другом. Речь идет о благоприятном сочетании многих особенностей и качеств личности, проявляющихся в деятельности; специальные (профессиональные), дающие возможность достичь высоких результатов в определенной деятельности, выбранной профессии; частные - это способности человека в не основном для него виде деятельности.

- Связующим звеном между способностями  первой и второй групп является  особый вид способностей - творческие.

Творчество - деятельность, порождающая нечто новое, никогда ранее не существовавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложившимся конкретно социальным, логическим, психологическим установлениям, стереотипам и т.п., а на их ломку, преобразование, нередко связанные даже с риском. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности - научной, художественной, производственной, общественной, воинской.

Информация о работе Управленческая психология