Управление активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Главным свойством активов является их способность приносить доход. Предприятие не будет инвестировать свои ресурсы в приобретение имущества, которое не обладает таким свойством.
Актуальность темы «управление активами предприятия» состоит в том, что от обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий. Поэтому в систему управления оборотными активами наряду планированием, нормированием и учетом входит регулярный анализ их состава, динамики, соответствия потребностям текущей производственно-хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

активы предприятия.docx

— 1.29 Мб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

Введение

 

Понятие активов развивалось в экономической науке начиная с 17 века. Изменялось само название, классификации, подходы к оценке стоимости активов. В начале своего исторического развития активы назывались капиталом, затем имуществом. В настоящее время под активами понимается уже имущественный потенциал предприятия.

Активы предприятия – это собственность предприятия, имеющая денежную стоимость и отражаемая в активе баланса. Активы предприятия – это деньги, счета дебиторов, оборотные фонды, основной капитал и нематериальные активы.

Главным свойством активов является их способность приносить доход. Предприятие не будет инвестировать свои ресурсы в приобретение имущества, которое не обладает таким свойством.

Актуальность темы «управление активами предприятия» состоит в том, что от обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий. Поэтому в систему управления оборотными активами наряду планированием, нормированием и учетом входит регулярный анализ их состава, динамики, соответствия потребностям текущей производственно-хозяйственной деятельности.

Степень разработанности проблемы в научной литературе. В рамках теории финансового менеджмента проблемы управления и оптимизации структуры капитала освещены в работах таких отечественных ученых, как И.А. Бланк, В.В. Бочаров, B.C. Золотарев. В.В. Ковалев, JI.H. Павлова, Д.В. Пятницкий, Н.Б. Рудык, Г.В. Савицкая, Е.С. Стоянова и др.

В работах зарубежных ученых проводится комплексное исследование вопросов, связанных с оптимизацией структуры капитала и дивидендной политики в тесной взаимосвязи с вопросами управления стоимостью компании. Наиболее значимыми в данной области являются работы Р. Брейли, Ю. Бригхема, Я. Гапенски, А. Дамодарана, Ф. Модильяни, М. Миллера, С. Майерса, К. Уолша и др.

Целью курсовой является рассмотрение состояния управления активами предприятия и разработка путей совершенствования.

Основными задачами анализа и управления активами, являются:

  • обоснование цели, сущности управления активами на предприятии
  • изучить принципы формирования оборотных активов предприятия
  • рассмотреть управление активами предприятия
  • дать характеристику структуре оборотных активов и особенности их кругооборота на ОАО «Казанский Хлебозавод №3»
  • провести анализ эффективности использования активов предприятия;
  • разработка рекомендаций по совершенствованию управления активами предприятия.

Объектом исследования являются: активы предприятия на примере «Хлебозавода № 3»

Предмет исследования: процесс управления активами на предприятии.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, состоящих из 6 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 25 источника и приложений

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления активами предприятия

 

1.1 Цель и значение управления активами предприятия

 

Процесс управления активами является одной из важнейших составляющих функционирования предприятия как обособленного хозяйствующего субъекта. Структура активов характеризует в первую очередь уровень мобильности имущества предприятия, а так же позволяет определить, за счет каких элементов эта мобильность обеспечивается, снижается или повышается. Все это имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия и возможностей их улучшения.

Размещение средств предприятия имеет очень большое значение в финансовой деятельности и повышении ее эффективности. От того, какие инвестиции вложены в основные и оборотные средства, сколько их находится в сфере производства и обращения, в денежной и материальной форме, насколько оптимально их соотношение, во многом зависят результаты производственной и финансовой деятельности предприятия./3, c 78-79/

Понятие активов в экономической литературе часто отождествляется с такими категориями как собственность, недвижимость, имущество, имущественный комплекс, экономические ресурсы, имущественные права, капитал, а также имущественный потенциал предприятия.

Организации используют свои активы для производства товаров и услуг, способных удовлетворить желания и потребности покупателей, готовых платить за них, и тем самым увеличивать приток денежных средств компании. В рамках отечественного законодательства общий признак активов – способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем – присутствует лишь на уровне частного определения основных средств и нематериальных активов. /20, с37-39/ Будущими экономическими выгодами является потенциальная возможность актива прямо или косвенно способствовать притоку или сокращать отток денежных средств или их эквивалентов в организацию.

Таким образом, активы – это контролируемые организацией в результате прошлых событий экономические ресурсы, стоимость которых в момент приобретения может быть справедливо измерена, и от которых предприятие ожидает получение экономической выгоды в будущем. /17, с 144-145/ Используемые предприятием активы характеризуются многими видами. В экономической теории и хозяйственной практике, связанной с использованием активов, применяется более ста терминов, характеризующих отдельные их виды. В связи с этим, в целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления формированием и использованием активов предприятия необходимо в первую очередь систематизировать терминологию, связанную с этим процессом. Классификация активов предприятия представлена в таблице 1.(Приложение 1) . /9, с 176-178/.

Управление активами – деятельность коммерческой организации по прибыльному (с минимальным риском) размещению собственных и привлеченных средств. /11, с. 302-303/

Выделяют управление текущими активами, управление оборотными средствами, превращение ликвидных активов в факторы производства, управление фиксированными активами (основными средствами), управление нематериальными активами.

Главная цель системы управления активами – добиться наивысших конечных результатов при рациональном использовании всех видов активов.

Основные задачи и принципы управления активами предприятия /3, с. 44-46/:

- увеличение активов. Любое  увеличение активов означает  использование фондов.

- уменьшение пассивов. Пассив  предприятия включает все, что  оно должно другим: банковские  займы, выплата поставщикам и  налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

- текущие активы используются  в качестве оборотного капитала. Фонды, используемые в качестве  оборотного капитала, проходят определенный  цикл. Ликвидные активы используются  для покупки исходных материалов, которые превращают в готовую  продукцию; продукция продается  в кредит, создавая счета дебиторов; счета дебитора оплачиваются  и инкассируются, превращаясь в  ликвидные активы.

- эффективное использование  оборотного капитала. Любые фонды, не используемые для нужд оборотного  капитала, могут быть направлены  на оплату пассивов. Кроме того, они могут использоваться для  приобретения основного капитала  или выплачены в виде доходов  владельцам. Один из способов  экономии оборотного капитала  заключается в совершенствовании  управления материально-техническими  ресурсами (запасами) посредством:

- планирования закупок  необходимых материалов;

- введения жестких производственных  систем;

- использования современных  складов;

- совершенствования прогнозирования  спроса;

- быстрой доставки.

Второй путь сокращения потребности в оборотном капитале состоит в уменьшении счетов дебиторов путем ужесточения кредиткой политики, в оценке ненужных фондов, которые могли бы быть использованы для других целей, в оценке счетов, предъявляемых к оплате.

Третий путь сокращения издержек оборотного капитала заключается в лучшем использовании наличных денег. По банковским счетам, на которых фирмы держат свои ликвидные активы, процент не уплачивается. Однако другие ликвидные активы (краткосрочные государственные ценные бумаги, депозитные сертификаты, разновидность единовременного займа, называемая перекупочным соглашением) приносят доход в виде процентов.

Одной из основных обязанностей финансового менеджера предприятия является выбор варианта использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование. Решение о приобретении основного капитала складывается в процессе составления сметы капиталовложений и их окупаемости. Это сложный процесс, поскольку «плюсы» добавочных основных активов обычно проявляются по прошествии нескольких лет. То обстоятельство, что главным для финансистов является основной капитал, не должно отвлекать их от необходимости эффективного управления недвижимостью./8, c 23/

Капитал в денежной форме представляет собой пассивы фирмы, а в производственной форме – активы фирмы. Активы отражают в стоимостном выражении все имеющиеся у организации материальные и нематериальные (интеллектуальная собственность) и денежные ценности, а также имущественные права с точки зрения их состава и размещения или инвестирования.

Вывод: Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объёма и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

 

1.2 Принципы формирования  оборотных активов предприятия

 

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т.п.

Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов - их оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия.

При таком подходе обеспечивается среднее для реальных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования финансовых ресурсов.

Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.

Но в отсутствие сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования.

Вывод: Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта.

 

1.3  Управление оборотными  активами

 

Целенаправленное управление оборотными активами предприятия определяет необходимость их классификации по следующим основным признакам:

1. По характеру финансовых  источников формирования выделяют  валовые, чистые и собственные  оборотные активы.

а) Валовые оборотные активы характеризуют общий их объём, сформированный за счёт как собственного, так и заёмного капитала. В составе отчётного баланса предприятия они отражаются как сумма второго раздела его актива.

б) Чистые оборотные активы (или чистый рабочий капитал) характеризует ту часть их объёма, которая сформирована за счёт собственного и долгосрочного заёмного капитала.

Сумму чистых оборотных активов рассчитывают по формуле:

ЧОА = ОА - КФО,

где ЧОА - сумма чистых оборотных активов предприятия;

ОА - сумма валовых оборотных активов предприятия;

КФО - краткосрочные текущие обязательства предприятия.

в) Собственные оборотные активы характеризуют ту их часть, которая сформирована за счет собственного капитала предприятия. Сумму собственных оборотных активов предприятия рассчитывают по формуле:

СОА = ОА - ДЗК - КФО,

где СОА - сумма собственных оборотных активов предприятия;

ОА - сумма валовых оборотных активов предприятия;

ДЗК - долгосрочный заёмный капитал, инвестированный в оборотные активы предприятия;

КФО - краткосрочные (текущие) финансовые обязательства предприятия.

2. Виды оборотных активов. По этому признаку они классифицируются  в практике финансового менеджмента  следующим образом:

а) Запасы сырья, материалов и полуфабрикатов. Этот вид оборотных активов характеризует объём материальных их потоков в форме запасов, обеспечивающих производственную деятельность предприятия.

б) Запасы готовой продукции. Этот вид оборотных активов характеризует объём выходящих материальных их потоков в форме запасов произведенной продукции, предназначенной к реализации. в) Дебиторская задолженность. Она характеризует сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчётам за товары, работы, услуги, выданные авансы и т.д.

Информация о работе Управление активами предприятия