Управление активами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Главным свойством активов является их способность приносить доход. Предприятие не будет инвестировать свои ресурсы в приобретение имущества, которое не обладает таким свойством.
Актуальность темы «управление активами предприятия» состоит в том, что от обеспеченности оборотными активами, их структуры и уровня использования во многом зависят эффективность функционирования и финансовая устойчивость предприятий. Поэтому в систему управления оборотными активами наряду планированием, нормированием и учетом входит регулярный анализ их состава, динамики, соответствия потребностям текущей производственно-хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

активы предприятия.docx

— 1.29 Мб (Скачать файл)

г) Денежные активы. К ним относятся не только остатки денежных средств в национальной и иностранной валюте, но и сумма краткосрочных финансовых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов.

д) Прочие виды оборотных активов. К ним относятся оборотные активы, не включенные в состав вышерассмотренных их видов (расходы будущих периодов).

3. Характер участия в  операционном процессе. В соответствии  с этим признаком оборотные  активы дифференцируются следующим  образом:

а) Оборотные активы, обслуживающие производственный цикл предприятия (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов; объем незавершенного производства, запасы готовой продукции);

б) Оборотные активы, обслуживающие финансовый (денежный) цикл предприятия (дебиторская задолженность и др.)

Более подробно дифференциация оборотных активов по этому признаку будет рассмотрена при характеристике производственного и финансового (денежного) циклов предприятия.

4.Период функционирования  оборотных активов. По этому признаку  выделяют следующие их виды:

а) Постоянная часть оборотных активов. Она представляет собой неизменную часть их размера, которая не зависит от сезонных и других колебаний операционной деятельности предприятия и не связана с формированием запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. Иными словами, она рассматривается как неснижаемый минимум оборотных активов, необходимой предприятию для осуществления операционной деятельности;

б) Переменная часть оборотных активов. Она представляет собой варьирующую их часть, которая связана с сезонным возрастанием объема производства и реализации продукции, необходимостью формирования в отдельные периоды хозяйственной деятельности предприятия запасов товарно-материальных ценностей сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения. В составе этого вида оборотных активов выделяют обычно максимальную и среднюю их часть.

Классификация оборотных активов предприятия не ограничивается перечисленными выше основными признаками. Она будет дополнена в процессе дальнейшего изложения вопросов управления оборотными активами. Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Движение оборотных активов предприятия в процессе операционного цикла проходит четыре основных стадии, последовательно меняя свои формы.

На первой стадии денежные активы (включая их субституты в форме краткосрочных финансовых вложений) используются для приобретения сырья и материалов, т.е. входящих запасов материальных оборотных активов.

На второй стадии входящие запасы материальных оборотных активов в результате непосредственной производственной деятельности превращаются в запасы готовой продукции.

На третьей стадии запасы готовой продукции реализуются потребителям и до наступления их оплаты преобразуются в дебиторскую задолженность.

На четвертой стадии инкассированная (т.е. оплаченная) дебиторская задолженность вновь преобразуется в денежные активы. Важнейшей характеристикой операционного (производственно-коммерческого) цикла, существенно влияющего на объем, структуру и эффективность использования оборотных активов, является его продолжительность. Она включает период времени от момента расходования предприятием денежных средств на приобретение входящих запасов материальных оборотных активов до момента поступления денег от дебиторов за реализованную им продукцию.

Принципиальная формула, по которой рассчитывается продолжительность операционного цикла, имеет вид:

 

ПОЦ=ПОДА+ПОМЗ+ПОГП+ПЩДЗ,

 

где ПОЦ – продолжительность операционного цикла предприятия, в днях;

ПОда – период оборота среднего остатка денежных активов, в днях;

ПОмз – продолжительность оборота запасов сырья, материалов и других материальных факторов производства в составе оборотных активов, в днях;

ПОгп – продолжительность оборота запасов готовой продукции, в днях;

ПЩдз – продолжительность инкассации дебиторской задолженности, в днях.

В процессе управления оборотными активами в рамках операционного цикла выделяют две его основные составляющие:

1) Производственный цикл  предприятия;

2) Финансовый цикл (или  цикл денежного оборота) предприятия.

Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на предприятие и заканчивая моментом отгрузки изготовленной продукции покупателям.

Продолжительность производственного цикла предприятия определяется по формуле:

ППЦ = ПОСМ+ПОИЗ+ПОГП,

где ППЦ – продолжительность производственного цикла, в днях;

ПОсм – период оборота среднего запаса сырья, в днях;

ПОиз – период оборота среднего объема незавершенного производства, в днях;

ПОгп – период оборота среднего запаса готовой продукции, в днях.

Финансовый цикл (цикл денежного оборота) предприятия представляет собой период полного оборота денежных средств, инвестированных в оборотные активы, начиная с момента погашения кредиторской задолженности за полученные сырье, материалы и полуфабрикаты и заканчивая инкассацией дебиторской задолженности за поставленную готовую продукцию.

Продолжительность финансового цикла (или цикла денежного оборота) предприятия определяется по следующей формуле:

ПФЦ=ППЦ+ПОдз-ПОкз,

где ПФЦ - продолжительность финансового цикла (цикла денежного оборота) предприятия, в днях;

ППЦ - продолжительность производственного цикла предприятия, в днях;

ПОдз - средний период оборота дебиторской задолженности, в днях;

ПОкз - средний период оборота кредиторской задолженности, в днях.

Между продолжительностью производственного и финансового циклов предприятия существует тесная связь.

Значительный объём финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в разрабатываемой на предприятии политике управления оборотными активами.

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объёма и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования. Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам:

Первый этап - анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. На первом этапе анализа рассматривается динамика общего объёма оборотных активов, используемых предприятием - темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объёма реализации продукции и средней суммы всех активов в общей сумме активов предприятия.

На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов - запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов.

В процессе этого этапа анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого из этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объёма производства и реализации продукции;

- рассматривается динамика  удельного веса основных видов  оборотных активов в общей  их сумме. Анализ состава оборотных  активов предприятия по отдельным  их видам позволяет оценить  уровень их ликвидности.

На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей - коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

На четвёртом этапе анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие её факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид:

 

Роа = Ррп * Ооа,

 

где Роа - рентабельность оборотных активов;

Ррп - рентабельность реализации продукции;

Ооа - оборачиваемость оборотных активов.

На пятом этапе анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов - динамика их суммы и удельного веса в общем объёме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

Вывод: основа принятия решений по управлению капиталом коммерческой организации, включает фундаментальные концепции, разработанные в рамках современной парадигмы финансового менеджмента.

 

 

 

2. Управление оборотными  активами ОАО "Казанский хлебозавод  №3"

2.1 Краткая характеристика  ОАО "Казанский хлебозавод №3"

 

Предметом деятельности общества является производство хлебобулочных и кондитерских изделий.

На сегодняшний день российский рынок хлебобулочных изделий постоянно пополняется разнообразной продукцией как зарубежных, так и отечественных производителей. Не является исключением рынок города Казани и Республики Татарстан. В настоящее время в городе Казани действует большое количество хлебопекарных предприятий различных форм собственности, производящих около 235 тонн хлебобулочных изделий в сутки. В производстве хлеба и хлебобулочных изделий лидерами являются – казанские хлебозаводы №2 и №3, Зеленодольский хлебозавод, хорошие результаты у Васильевского хлебозавода и Казанского булочно-кондитерского комбината.

ОАО «Казанский хлебозавод №3» образовано в 1939 году. В настоящее время оно имеет пять производственных цехов, а также экспериментальный участок по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Производственным профилем предприятия является выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий. На сегодняшний день предприятие выпускает более 100 наименований хлебобулочных изделий, более 55 – кондитерских изделий и более 50 – тортов и пирожных.

Основной целью деятельности ОАО «Казанский хлебозавод №3» является получение прибыли, в соответствии с этой целью предприятие осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: выработка и реализация хлебобулочных и кондитерских изделий; торгово-коммерческая деятельность; а также в порядке диверсификации осуществляет иные виды деятельности, не противоречащие действующему законодательству.

Сбыт выпускаемой продукции осуществляется в городе Казани и частично в ближайших районах.

Исходя из цели комбината, можно определить основные виды деятельности предприятия:

  • производство и реализация хлебобулочных, кондитерских и диетических изделий, продовольственных и промышленных товаров;
  • организация оптовой, розничной торговли готовой продукцией,  товарами народного потребления, создание сети торговых баз, магазинов;
  • осуществление транспортных перевозок сырья и материалов, готовой продукции и других грузов на территории Республики Татарстан;
  • реконструкция и техническое перевооружение производства, внедрение научно-технических достижений, проведение опытно-конструкторских, проектных работ и маркетинговых исследований.

Вкусовые качества продукции, выпускаемой только на натуральном сырье и при жестком лабораторном контроле, полностью отвечают потребностям населения. На предприятии постоянно ведется контроль за качеством входного сырья, технологическим процессом, качеством готовой продукции, что гарантирует безопасный и качественный продукт.

Одной из ключевых задач на ближайшую перспективу является сохранение и увеличение объемов производства, финансовой устойчивости и конкурентоспособности предприятия, а также эффективное управление имеющимися ресурсами.

ОАО «Казанский хлебозавод №3» обладает смешанным типом производственной структуры, который имеет ряд преимуществ: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

Организационная структура ОАО «Казанский хлебозавод №3» рис.1(Приложение 2) отражает состав и подчиненность линейных и функциональных звеньев управления, структура управления хлебозавода имеет линейно-функциональный вид. При данном типе организационной структуры предприятия (линейно-функциональная) линейному руководителю, который подчиняется непосредственно директору, в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных подразделений (отделов, групп). Такие подразделения проводят свои решения либо через высшего руководителя, либо прямо доводят их до специализированных служб или отдельных исполнителей на нижестоящем уровне. Функциональные подразделения не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Информация о работе Управление активами предприятия