Управление активами предприятия(на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности управления текущими активами на предприятии.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Саранский хлебокомбинат», а предметом – управление текущими активами и пассивами.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным рассмотреть в данной работе теоретические аспекты управления активами предприятия, формирование управления активами предприятия (на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат») и проблемы ее совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты управления активами предприятия 6
1.1 Сущность и классификация активов предприятия 6
1.2 Основные показатели оценки активов предприятия 14
1.3 Процесс управления активами предприятия 18
2 Анализ управления активами предприятия (на примере на ОАО «Саранский хлебокомбинат») 24
2.1 Характеристика состава и структуры актива предприятия 24
2.2 Анализ эффективного использования основных и оборотных средств 31
2.3 Оценка эффективного управления активами предприятия 33
3 Совершенствование управления активами предприятия (на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат») 35
3.1 Использование совершенствования структуры активов предприятия 35
3.2 Пути повышения эффективного использования активов предприятия 37
Заключение 41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

  3) По характеру владения

- Собственные внеоборотные  активы

- Арендуемые внеоборотные  активы

4) По формам залогового обеспечения кредита и особенностям страхования

- Движимые внеоборотные  активы

- Недвижимые внеоборотные активы

3. Характер обслуживания  отдельных видов деятельности. По  этому признаку выделяют следующие  виды активов предприятия:

а) Операционные активы. Они представляют собой совокупность имущественных ценностей, непосредственно  используемых в производственно-коммерческой (операционной) деятельности предприятия с целью получения операционной прибыли. [3, с. 284].

В состав операционных активов  предприятия включаются:

• производственные основные средства;

• нематериальные активы, обслуживающие операционный процесс;

• оборотные операционные активы (вся их совокупность за минусом  краткосрочных финансовых вложений).

б) Инвестиционные активы. Они характеризуют совокупность имущественных ценностей предприятия, связанных с осуществлением его  инвестиционной деятельности.

В состав инвестиционных активов предприятия включаются:

• незавершенные капитальные  вложения;

• оборудование, предназначенное  к монтажу;

• долгосрочные финансовые вложения;

• краткосрочные финансовые вложения.

4) Характер финансовых источников формирования активов. В соответствии с этим признаком различают следующие виды активов предприятия:

а) Валовые активы. Они  представляют собой всю совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных за счет как  собственного, так и заемного капитала.

б) Чистые активы. Они  характеризуют стоимостную совокупность имущественных ценностей (активов) предприятия, сформированных исключительно  за счет собственного его капитала.

5. Характер владения  активами. По этому признаку активы  предприятия делятся на следующие два вида:

а) Собственные активы. К ним относятся активы предприятия, находящиеся в постоянном его  владении и отражаемые в составе  его баланса.

б) Арендуемые активы. К  ним относятся активы предприятия, находящиеся во временном его  владении в соответствии с заключенными договорами аренды (лизинга).

6. Степень ликвидности  активов. В соответствии с этим  признаком активы предприятия  принято подразделять на следующие  виды:

а) Активы в абсолютно  ликвидной форме. К ним относятся  активы, не требующие реализации и представляющие собой готовые средства платежа.

В состав активов этого  вида входят:

• денежные активы в национальной валюте;

• денежные активы в иностранной  валюте.

б) Высоколиквидные активы. Они характеризуют группу активов  предприятия, которая быстро может быть конверсирована в денежную форму (как правило, в срок до одного месяца) без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости с целью своевременного обеспечения платежей по текущим финансовым обязательствам.

К высоколиквидным активам предприятия относятся:

• краткосрочные финансовые вложения;

• краткосрочная дебиторская  задолженность.

в) Среднеликвидные активы. К этому виду относятся активы, которые могут быть конверсированы в денежную форму без ощутимых потерь своей текущей рыночной стоимости в срок от одного до шести месяцев.

К среднеликвидным активам  предприятия обычно относят:

• все формы дебиторской  задолженности, кроме краткосрочной  и безнадежной;

• запасы готовой продукции, предназначенной к реализации.

г) Слаболиквидные активы. К ним относятся активы предприятия, которые могут быть конверсированы в денежную форму без потерь своей текущей рыночной стоимости лишь по истечении значительного периода времени (от полугода и выше).

В современной практике финансового менеджмента к этой группе активов предприятия относят:

• запасы сырья и полуфабрикатов;

• запасы малоценных и  быстроизнашивающихся предметов;

• активы в форме незавершенного производства;

• основные средства;

• незавершенные капитальные  вложения;

• оборудование, предназначенное к монтажу;

• нематериальные активы;

• долгосрочные финансовые вложения.

д) Неликвидные активы В эту группу входят такие виды активов предприятия, которые самостоятельно реализованы быть не могут (они могут  быть проданы лишь в составе целостного имущественного комплекса).

К таким активам относятся:

• безнадежная дебиторская  задолженность;

• расходы будущих  периодов;

• убытки текущие и  прошлых лет (отражаемые в составе  актива баланса предприятия).

С учетом рассмотренной  классификации строится процесс  финансового управления активами предприятия.

Итак, актив предприятия - это :

1) совокупность имущества  и денежных средств, принадлежащих  предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские  вклады, вложения в ценные бумаги, патенты, авторские права и др.), в которые вложены средства владельцев, хозяев. Активы принято делить на материальные (осязаемые) и нематериальные (неосязаемые), к последним относятся интеллектуальный продукт, патенты, долговые обязательства других предприятий, особые права на использование ресурсов;

2) актив баланса - часть  бухгалтерского баланса предприятия,  отражающая в денежном выражении  материальные и нематериальные  ценности, принадлежащие предприятию,  их состав и размещение;

3) превышение доходов  над расходами.

 

 

    1. Основные показатели активов предприятия

 

 

Оценка активов, является определением рыночной стоимости активов  компании  с учетом существующего  физического и морального износа на базе восстановительной стоимости.

К активам относятся блага, обладающие материальной ценностью и являющиеся собственностью их владельца. Следовательно, их можно подвергать оценке, т.е. определять стоимость активов. Которые в свою очередь могут быть представлены в виде материальных и финансовых ресурсов, недвижимости и ценных бумаг. Различают чистые активы – это активы за исключением долгов (расчетов с кредиторами, заемных средств). Активы компании, фирмы или организации – это комплекс принадлежащих им имущественных прав [4, с. 13-15].

Оценка активов предприятия  включает оценку складских запасов, зданий и сооружений, земли, оборудования, патентов, «ноу-хау». В это достаточно широко понятие входит также оценка финансовых активов – наличных денег, выручки от реализации, банковских вкладов, инвестиций в ценные бумаги.

Оценка рыночной стоимости  активов проводится с учетом предварительно осуществленных мероприятий связанных с юридической экспертизой прав, и результатами финансового анализа готовой к работе финансовой отчетности и прогнозируемого развития бизнеса.

Традиционным способом оценки активов является определение  их стоимости от цены приобретения или по их производственной себестоимости  за вычетом амортизации. В случае роста цен оценка финансовых активов  по традиционному способу может  ввести в заблуждение. Некоторые предприятия производят ежегодную переоценку, некоторые раз в пять лет, а кое-кто не делает ее никогда. Оценка постоянных активов, за исключением зданий и земли, производится по их чистой первоначальной стоимости. Оценка текущих активов может производиться из расчета, как себестоимости, так и чистой стоимости возможной их реализации .

Оценку активов предприятия проводят квалифицированные специалисты с использованием всех имеющихся в международной практике методик. В результате оценки активов, вы получаете рекомендуемую рыночную или любую иную стоимость, по которой экспертами рекомендуется переход имущественных прав на активы различного рода.

Чтобы считаться активом, ресурс должен контролироваться предприятием (например, принадлежать ему на правах собственности) и, теоретически, его использование в будущем должно приносить предприятию выгоду - какую-либо пользу. При этом не важно, будет ли он использоваться самостоятельно или в сочетании с другими активами. Еще одним важным признаком является факт того, что событие, связанное с получением права контроля над активом и получаемыми выгодами уже произошло [5, с.42-45].

Итого, для признания  активом должны выполняться следующие  условия:

  1. Возможность получения экономической выгоды от использования актива ;
  2. Контроль над активом ;
  3. Событие получения контроля на момент признания уже произошло ;
  4. Структура активов ;

Наиболее важными оценочными показателями, которые получили широкое применение, являются:

        1. Общий объем продаж предприятия.
        2. Валовая прибыль.
        3. Условно чистая прибыль.
        4. Условно чистая продукция.
        5. Прибыль после уплаты процентов по займам и кредитам.
        6. Прибыль после уплаты налогов.
        7. Прибыль после выплаты всех дополнительных платежей.
        8. Ликвидность после осуществления новых капиталовложений в развитие производства.
        9. Ликвидность после уплаты дивидендов.
        10. Производительность системы (предприятия) в целом и ее отдельных элементов.

При оценки активов по текущей стоимости, показателями являются объем полученной прибыли на вложенный капитал; доля валовой или условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля условно-чистой продукции в объеме продаж; отношение величины условно-чистой продукции к расходам на заработную плату. При определении показателей объема полученной прибыли на вложенный капитал применяются два основных метода его расчета:

    1. на базе акционерного капитала;
    2. на так называемой экономической основе.

При первом вложенный  капитал - знаменатель - представляет собой  сумму акционерного капитала, финансовые резервы и нераспределенную прибыль  предприятия, а величина полученной прибыли до налогообложения - числитель [6, с.16- 20]. При втором вложенный капитал включает, помимо акционерного капитала, сумму долгосрочных займов предприятия, нередко сумму краткосрочной задолженности и овердрафт, а прибыль представляет величину условно чистой прибыли.

В обоих случаях знаменатель  дроби может быть выражен через  сумму активов предприятия. В  первом - это будет стоимость основного  и оборотного капитала за вычетом  всех видов заемных средств, во втором - внимание сосредоточивается на оценке результатов хозяйственной деятельности предприятия в целом.

Этот показатель можно  также использовать для сравнения  работы одного предприятия с другим, но здесь следует иметь в виду, что предприятия должны быть с  однородной структурой издержек производства и строением капитала. Например, в капиталоемких отраслях промышленности его уровень всегда будет намного ниже, чем в трудоемких.

Среди других показателей, получивших широкое распространение  в условиях рынка, следует отметить:

1. Показатели эффективности производства.

2. Показатели структуры  издержек производства.

К первой группе относятся  такие показатели, как доля валовой  или условно-чистой прибыли в  объеме продаж предприятия; доля условно-чистой продукции в объеме продаж; отношение  величины условно-чистой прибыли к издержкам на заработную плату.

Ко второй группе относятся: доля авансированного капитала и  условно-чистой прибыли в объеме продаж предприятия; доля основного  капитала в объеме продаж; доля запасов  в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов [7, с.10- 15].

В условиях рынка чрезвычайно  важно анализировать уровень  издержек производства с позиции  их уменьшения. Этот анализ производится как в отношении влияния техники  и технологии, так и эффективности  выбранной структуры их элементов. Сюда можно отнести множество показателей производительности: труда, капитала, энергии и др.; к структурным показателям - долю основного капитала в объеме продаж, долю запасов в общей стоимости потребляемых материалов и полуфабрикатов.

Систематический и всесторонний анализ деятельности предприятия позволит:

  1. быстро, качественно и профессионально оценивать результативность хозяйственной деятельности как предприятия в целом, так и его структурных подразделений;
  2. точно и своевременно находить и учитывать факторы, влияющие на получаемую прибыль по конкретным видам производимых товаров и предоставляемых услуг;
  3. определять затраты на производство (издержки производства) и тенденции их изменения, что необходимо для разработки ценовой политики предприятия;
  4. находить оптимальные пути решения проблем предприятия и получения прибыли в ближайшей и отдаленной перспективе.

Таким образом, оценка стоимости может быть осуществлена при реорганизации, купле-продаже предприятия, и, помимо этого, оказывается крайне полезной инвесторам, потому что даёт полное понимание того, во что они вкладывают деньги. Также оценка стоимости активов является необходимой для определения наиболее эффективной стратегии развития компании, а также для самого управления им[8, с. 77- 83].

Информация о работе Управление активами предприятия(на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат»)