Управление активами предприятия(на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследовать особенности управления текущими активами на предприятии.
Объектом исследования является предприятие ОАО «Саранский хлебокомбинат», а предметом – управление текущими активами и пассивами.
В связи с вышеизложенным представляется актуальным рассмотреть в данной работе теоретические аспекты управления активами предприятия, формирование управления активами предприятия (на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат») и проблемы ее совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические аспекты управления активами предприятия 6
1.1 Сущность и классификация активов предприятия 6
1.2 Основные показатели оценки активов предприятия 14
1.3 Процесс управления активами предприятия 18
2 Анализ управления активами предприятия (на примере на ОАО «Саранский хлебокомбинат») 24
2.1 Характеристика состава и структуры актива предприятия 24
2.2 Анализ эффективного использования основных и оборотных средств 31
2.3 Оценка эффективного управления активами предприятия 33
3 Совершенствование управления активами предприятия (на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат») 35
3.1 Использование совершенствования структуры активов предприятия 35
3.2 Пути повышения эффективного использования активов предприятия 37
Заключение 41
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

содержание.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Вертикальный анализ демонстрирует, что в составе балансовой прибыли в 2010 году прибыль от реализации товарной продукции составила 136,66%, в 2009 году — 99,57%. При прочих равных условиях подобные структурные изменения в составе балансовой прибыли следовало бы рассматривать в целом положительно, так как они характеризуют повышение активности предприятия в производственной деятельности. Однако в данном случае столь значительный рост этого показателя объясняется вовсе не повышением производственной активности предприятия, а значительным ухудшением отдачи от операционных и внереализационных операций, что неизбежно влечет за собой снижение и других показателей прибыли. К внереализационным операциям здесь относятся данные по операциям, связанным с движением имущества предприятия — списание имущества по причине морального износа; списанная дебиторская задолженность; штрафы, пени и т.д.

Таблица 2.1. Финансовые результаты деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»

 

Показатель

9 мес. 2010 г., тыс. руб.

9 мес.2009 г., тыс. руб.

2000г. к 2009 г., к %

Выручка от реализации (без  НДС)

17852679

16115794

110,78

Полная себестоимость продукции

16622938

14721995

112,91

Прибыль от реализации ТП

1229741

1393799

88,23

Сальдо доходов и  расходов от операционных и внереа-лизационных  операций 

329905

5958

55 раз

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль  

314880

489501

71,60

Чистая прибыль  

584956

910256

60,61

Нераспределенная прибыль  

85725

430095

19,93


 

Анализ данных таблицы  показывает, что по сравнению с  аналогичным периодом 2009 года за 9 месяцев 2010 года произошло ухудшение основных финансовых показателей. Прибыль от реализации товарной продукции уменьшилась на 164058 тыс. руб., или на 11,77%; балансовая прибыль -- на 499921 тыс. руб. (35,71%); чистая прибыль -- на 367033 тыс. руб. (39,39%).

Столь значительное изменение  себестоимости поддается анализу  при более подробном рассмотрении состава затрат на Саранском хлебокомбинате [22, с.316].

Как видно из таблицы 2.2 , в структуре себестоимости наибольший рост затрат наблюдается по статьям: прочие прямые затраты, включающие общезаводские расходы, амортизацию и др.; материальные затраты, включающие расходы на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, ТЗР и т.д. Стоит также отметить значительный рост накладных расходов (130,28%), в которые входят затраты по сбыту и реализации продукции, расходы на рекламу, упаковку и т.д. Можно предположить, что со временем доля этих затрат будет неуклонно возрастать, так как в условиях рынка недостаточно произвести продукцию, - необходимо приложить значительные усилия, иной раз превышающие в стоимостном выражении другие затраты, для успешного сбыта [24, с.294].

 

Таблица 2.2. Структура себестоимости на ОАО «Саранский хлебокомбинат».

 

Показатель  

9 мес. 2009 г., тыс. руб.

9 мес. 2010 г., тыс. руб.

Динамика, %

Мат. затраты

9521670

10170260

106,81

Затраты на оплату труда

673294

703033

114,42

Прочие прямые затраты

4171392

5286333

126,73

Накладные расходы

355633

463311

130,28

Итого

14721995

16622938

112,91


 

Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль перерасхода (экономии), вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (невыполнение плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и т.д.)

Качественный анализ факторов позволяет сделать вывод  о том, что прибыль от реализации товарной продукции на Саранском  хлебокомбинате возрастает лишь за счет фактора изменения цены, что ставит предприятие в зависимость от конъюнктуры. Внутренние же факторы — такие как влияние на прибыль изменений в объеме производства продукции и в структуре прибыли не задействованы вовсе. Это лишний раз подтверждает тот факт, что финансово-производственное состояние предприятия далеко от благополучного [25, с.688].

Однако необходимо заметить, что цены на ряд товарных позиций, выпускаемых Саранским хлебокомбинатом  регулируется Правительством РМ, и, следовательно, не могут адекватно меняться вслед за изменениями себестоимости, так как предприятие приобретает сырье и материалы по свободным ценам. А если учесть, что тарифы на энергию, газ, воду диктуются монополиями, то становится очевидным, что предприятие попало в своеобразные тиски: «наверху» — регулируемые государством цены (по сути фиксированные), а «внизу» — необходимость закупки сырья и материалов по нерегулируемым ценам.

Анализ рентабельности на Саранском хлебокомбинате будет  строится исходя из двух систем показателей: рентабельности продукции; рентабельности предприятия.

а) Показатель рентабельности продукции характеризует прибыльность продукции за определенный период. С помощью методов факторного анализа определяется влияние изменений  рентабельности продукции за счет факторов изменения цены продукции и ее себестоимости.

 б) Анализ факторов, влияющих на рентабельность производства будет проводится методом цепных подстановок. В данной работе используется трехфакторная модель, позволяющая рассчитать изменение рентабельности производства по трем факторам: рентабельности продукции, фондоемкости продукции и оборачиваемости оборотных средств[26, с.230].

Анализируя полученные результаты, можно сделать некоторые  выводы: общая рентабельность предприятия за отчетный год снизилась на 2,22%, причем снижение рентабельности вызвано прежде всего значительным падением показателя рентабельности продукции (-2,66%), а также ухудшением использования оборотных средств (на 0,55%); некоторые позитивные сдвиги наблюдаются в отношении использования основных фондов - за счет уменьшения среднегодовой стоимости ОПФ при одновременном росте показателя реализации ТП, что дало небольшой прирост в общей рентабельности предприятия.

 

2.2 Анализ эффективного  использования основных и оборотных средств

 

Основные и оборотные  средства составляют, как правило, основную часть в общей сумме всего  капитала торгового предприятия. Вложения капитала должно быть наиболее эффективным. Под эффективностью использования  капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на один рубль вложенного капитала. частные, коллективные, акционерные, иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, и не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения в бюджет обязательных платежей и возврата кредитов. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования собственной прибыли.

Принципы распределения  прибыли можно сформулировать следующим  образом: прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной  деятельности, распределяется между  государством и предприятием, как хозяйствующим субъектом; прибыль для государства поступает в соответстующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены [25, с.318].

В соответствии с уставом  предприятия могут составлять сметы  расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых  из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового  коллектива, на материальное поощрение  работников и благотворительные  цели.

Нераспределенная прибыль  в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития [28].

Направления использования  прибыли на ОАО «Саранский хлебокомбинат» указаны в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3. Направления использования прибыли на АО «Саранский хлебокомбинат».

 

Показатель

2010 г., тыс. руб.

2009 г., тыс. руб.

Динамика, %

Балансовая прибыль

899836

1399757

64,29

Налог на прибыль 

314880

489501

64,43

Отвлеченные средства

499231

480161

13,27 

Нераспределенная прибыль

85725 

430095

22,16


 

Анализ данных таблицы 2.3. показывает, что произошло снижение практически по всем показателям. Столь значительное уменьшение нераспределенной прибыли объясняется снижением балансовой прибыли и некоторым ростом отвлеченных средств. В данную статью на ОАО «Саранский хлебокомбинат» включаются платежи в бюджет за счет чистой прибыли; отчисления на благотворительные цели; штрафные санкции и расходы по возмещению ущерба в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды от загрязнений; отчисления на образование фонда потребления.

 

2.3 Оценка эффективного  управления активами предприятия

 

Инвестиции являются главной движущей силой любого бизнеса. Инвестиции должны обеспечивать бесперебойную  текущую работу (производство), также обеспечить базу для дальнейшего развития предприятия (увеличение рынка, диверсификация, повышение качества). Можно выделить три основные области инвестиций:

1) Оборотный капитал (краткосрочные инвестиции, обеспечивающие текущую деятельность).

2) Основные средства, капитальное строительство (долгосрочные инвестиции, связанные с перспективным развитием).

3) Нематериальные активы (долгосрочные инвестиции, связанные с перспективным развитием).

Для количественной оценки эффективности управления активами используется показатель оборачиваемости активов:

 

Рисунок 2.2 . Формирование показателя оборачиваемости активов.

 

Рост этого показателя говорит о повышении эффективности  использования активов предприятия  и рассматривается как положительная тенденция, снижение говорит о наличии проблем в управлении. Если оборачиваемость активов снижается, то в процессе анализа необходимо более детально изучить показатели оборачиваемости капитала и установить, на каких стадиях кругооборота произошло замедление (или ускорение) движения средств[29].

Нужно учитывать, что  оборачиваемость активов также  зависит и от органического строения капитала: чем большую долю занимает основной капитал, который оборачивается  медленно, тем ниже коэффициент оборачиваемости и выше продолжительность оборота всего совокупного капитала.

В течение года оборачиваемость  активов в ОАО «Саранский хлебокомбинат» уменьшилась на 0,55% . Таким образом, эффективность инвестиционной деятельности в целом снижалась.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Совершенствование управления активами предприятия ( на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат»)

 

3.1 Использование  совершенствования структуры активов  предприятия

 

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.

Чистый доход предприятия  представляет собой сумму денежных средств, предназначенных для формирования фондов социального назначения и используемых для осуществления производственного и социального развития, материального поощрения работников.

Информация о работе Управление активами предприятия(на примере ОАО «Саранский хлебокомбинат»)